Консультация для родителей "Работа над просодической стороной речи"
консультация

Тихонова Анастасия Витальевна

Советы родителям по работе над просодической стороной речи в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_prosodicheskoy_storonoy_rechi.docx7.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Упражнения для активизации мягкого нёба –

избавление от гиперназализации

  1. Питьё маленькими глотками.
  2. Питьё через тонкую трубочку: сперва обычную жидкость (вода, сок, компот и т.д.), затем густую (кисель, сок с мякотью и т.д.).
  3. Глотание слюны, капель воды, сока и т.п. (с помощью пипетки капать на спинку языка), имитация глотательных движений.
  4. Полоскание горла тёплой водой.
  5. Полоскание горла тяжёлыми жидкостями (кисель, сок с мякотью и т.д.).
  6. Произвольные покашливания (первые покашливания производятся
    с высунутым языком, затем покашливания с произвольными паузами).
  7. Позевывание с широко открытым ртом.
  8. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

Дополнительные упражнения:

  1. Звук [М] произносить с сомкнутыми губами, но с разомкнутыми зубами: м-м-м... – звучание «в маску».
  2. Пожевать звук [М].
  3. Вибрационный массаж до 3-х раз, постучать по:
  • межрёберным мышцам с боков;
  • межрёберным мышцам сзади;
  • межрёберным мышцам спереди над грудью;
  • в области гайморовых пазух и щёчных мышц;
  • носу;
  • лбу.
  1. Чёткое энергичное утрированное произнесение гласного звука [А] на твёрдой атаке:
  • вымыть руки с мылом, сделать «клювик» из 3-х пальцев (указательный, средний, большой); можно объяснить так, что птичка хочет посмотреть, как работает горлышко; «клювик» поместить в ротовую полость (мягкое нёбо рефлекторно поднимается) и произнести звук [А];
  • чередовать произнесение звука [А] с «клювиком» и без него (рот открыт максимально широко);
  • произнесение слов с [А] в начальной ударной позиции
    с «клювиком»: Аня, атом, аист, арка, астра, альфа, азбука и т.д.;
  • произнесение гласных звуков [А], [О], [У] на твёрдой атаке
    с «клювиком» у рта, слов с данными звуками в начальной ударной позиции: око, осень, окунь, утка, улей и т.д.
  1. Соединение звука [М] «в маске» с гласными звуками [А], [О], [У].

Дыхательная гимнастика

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнерёберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, сознательно регулировать ритм, правильное соотношение вдоха и выдоха, распределять выдох на определенные речевые отрезки, согласовать процессы дыхания и голосоведения.

Рекомендации при выполнении упражнений:

  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот;
  • вдыхать бесшумно; при вдохе не набирать много воздуха, не выдыхать весь воздух полностью, а сохранять небольшой запас в лёгких; выдох должен быть естественным, без усилий;
  • следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения в мышцах шеи, рук, груди;
  • необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;
  • выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

Упражнения для воспитания навыков
правильного полного вдоха и выдоха

Данные упражнения первоначально выполняются лёжа, затем сидя и стоя.

  1. Руки положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед. чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового воздуха рекомендуется произносить звуки «ффф...» или «шшш...».
  2. На область диафрагмы положить книгу или журнал. Проделать тоже, что и в пункте 1.
  3. Очень глубоко и резко взять дыхание через нос (в нижние ребра). Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей.

Упражнение «Вдох – выдох»

Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот.

Упражнение «Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

  • Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
  • Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),
  • Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперёд, подуть),
  • Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Консультация для дошкольных педагогов "Развитие просодической стороны речи у дошкольников" (Предупреждение её нарушений. Упражнения в работе над просодикой)

Всё чаще у детей наряду с различными речевыми нарушениями наблюдается и нарушение просодических компонентов речи. Просодика-интонационно-выразительная окраска речи.Из представленного  материала м...

Консультация для педагогов «Развитие просодической стороны речи у дошкольников в условиях ДОУ»

Данная консультация может использоваться на педсоветах, на семинарах, быть полезна воспитателям и логопедам....

Консультация для педагогов "Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией"

Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией                              ...

Консультация для педагогов по теме: "Особенности просодической стороны речи у детей с ОНР"

Консультация для педагогов по теме: "Особенности просодической стороны речи у детей с ОНР"...

Консультация для педагогов ДОУ "Просодическая сторона речи педагога"

Консультация для педагогов ДОУ " Просодическая сторона речи педагога"...