Материалы международной научно-практической конференции 26 ноября 2009 года
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

         Профилактика нарушений слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи

 

Для детей с общим недоразвитием речи характерны затруднения в овладении произношением слова. В ходе обучения речи этих детей постоянно обнаруживается, что большую трудность представляет для них овладение слоговой структурой слова. Нарушение слоговой структуры слова являются очень стойким дефектом, поскольку продолжают в той или иной мере наблюдаться даже в школьном возрасте. Это отмечают многие исследователи. Р Е Левина, А К.Маркова, О.И Усанова, Л.Б.Есечко, Л.Ф. Спирова и др Затруднения в воспроизведении слогового состава слова препятствуют расширению словарного запаса

Эти нарушения мешают нормальному развитию устной речи, затрудняют общение, оказывают влияние на формирование позна­вательных процессов, затрудняют их развитие, препятствуют разви­тию звукового анализа и синтеза и, следовательно, затрудняют обу­чение грамоте. Из всего выше сказанного очевидно, что данная проблема является актуальной и значимой

Наиболее распространенные дефекты в слоговой структуре слова у детей с общим недоразвитием речи, это:

1)   Сокращение количества слогов (выпадение одного или не­скольких слогов выпадение слогообразующей гласной) /пример - водопровод- '(водовод»/ температура- «темпатура», аквариум

-   «гквариум»/]

2)    .             Увеличение количества слогов (добавление новых слогов) /пример - мотоцикл - «молотоцикл», простокваша - «посторак- ваша»/;

3)   Перестановка слогов / пример - поворачивать- «поравачи- вать»/,

4)    Упрощение слогов из-за пропуска согласных при их стечении / пример -простокваша - «поскаша»/;

5)    .             Сокращение количества звуков при стечении согласных / пример - дружно - «дужно», кофточка - «коточка»/\

6)    .              Перестановка дефектных звуков в произношении /брат - «гбарт»!.

 

1. Замены звуков , как по способу, так и по месту образования

/санки - канки -по способу образования, собака -фабака- по месту образования/.

Анализ наиболее характерных нарушений слоговой структуры у детей с ОНР показывает, какие элементы слоговой структуры слова должны быть отработаны в процессе обучения специально:

2.  Умение воспроизвести нужный ритмический контур (число слогов и ударение);

3. Умение сохранить нужную последовательность слогов в сло­ве;

4. Умение переключиться с одного слога на другой (т е. выра­ботка кинетической переключаемости); или по А Р Лурия, «кинети­ческой мелодии», т е. связности речи.

5. Умение произнести слитно два или несколько согласных в стечении.

Работа по устранению каждой из описанных ошибок будет ин­дивидуальна, поэтому прежде, чем приступать к обучению детей, необходимо установить, что затрудняет дошкольников при произ­ношении слова.

Описывая направление работы по коррекции слоговой структу­ры слова у детей, хотелось обратить внимание на систему и мето­дические приемы, которые по опыту работы оказались наиболее эффективными при преодолении описанных групп ошибок

В работе с детьми ОНР ставились задачи:

1.          Наметить этапы работы по последовательному преодо­лению слоговых нарушений.

2.          Подобрать на каждый этап методический материал (ди­дактические игры и игровые упражнения).

Вся работа проводилась в игровой форме, опираясь на общие принципы:

-  систематичности и последовательности.

-  учёта возрастных и индивидуальных особенностей,

-  поэтапности воспитания речи.

Изучив данные литературы по проблеме слоговых нарушений, были разработаны этапы работы. На первом этапе проводится ра­бота над неречевым ритмом при опоре на движения Давая детям такие задания: “Стучи так, как я хлопаю в ладоши, киваю головой ’ Меняя темп: то убыстряя, то замедляя его. Затем производить не только временной интервал между отстукиванием, ко и их определенное число( по 1, по 2, по 3 удара). Следующее за­дание- поднять карточку на определенное количество ударов и их серию И более сложное задание для детей - записать условными знаками удары и их серии. Использовались такие виды упражнений:

-«Прослушай и повтори удары “(/, //, ///; / // /; // / //; )

-«Хлопни в ладоши.”(/ // /; // / //; III III)

-« Отстучи кулачком' (дети стучат кулачком на нужную цифру ).

-  «Прослушай и запиши серию ударов» (дети показывают кар­точку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами).

-«Стучи так, как я считаю » ( 2, 1, 3, 5, 4, 6, 1, 2,).

-  « Угадай, сколько раз я щелкнула пальцами?» /дети поднима­ют карточку с нужными цифрами/

-«Ударь в бубен» - стучат по столу определенное число раз с определенными интервалами /дети повторяют такое же число уда­ров в бубен/.

-«Топни ножкой»/ без опоры на зрительное восприятие повто­ряют изолированные удары/.

-  Ритмическое помахивание рукой /подражая, дети выполняют такие же движения/.

-  Ритмическое помахивание головой /дети повторяют в нужном темпе нужное число раз/

-«Подпрыгни на месте» / предъявляется карточка с простыми ударами, дети подпрыгивают на месте по числу ударов, показанных на карточке/

-«Строим домик» / предъявляются простые удары, серия уда­ров, стучат тихо, громко. Дети повторяют.

-«Молоточек» / на определенную цифру, дети подходят к столу и стучат молоточком определенное число раз/.

-«Теремок» / дети по стуку узнают , кто стучится в теремок. При угадывании игрушка появляется из-за ширмы/ ‘

На втором этапе учили детей произносить сочетания из 2-х, 3-х, 4-х одинаковых слогов, т. е. воспроизводить контур слова в его про­стом виде. С этой целью использовали следующие упражнения:

-«Произноси за мной» / слоговой ряд из 2-х слогов; па-па, бо-бо, ту-ту/

-«Договори СЛОГ» / КЫ-КЫ-....КЫ, МЭ-МЭ-...МЭ/

 

«Произношение слогов на шепоте» (ха-ка, ко-хо,ку-ху-ку)

На этом этапе привлекали внимание детей к разнице между словами по слоговому размеру, т. е. по количеству слогов. Объяс­няли детям, что есть слова “ большие, длинные, которые мы произ­носим долго и есть “ короткие".

Произносились четырехсложные слова, трехсложные и одно­сложные и ребенок поднимал руку, когда услышит “длинное или ко­роткое Iслово. При этом в такт произнесению отстукивается число слогов слова, чтобы сделать разницу в длине этих слов От общего задания - отличить длинное слово от короткого I необходимо под­вести детей к следующему заданию, более конкретному и трудному,

-отличить ряд из двух слогов от одного слога.

Восприятию слогового размера способствовали следующие уп­ражнения:

-«Кто лучше слышит ?» (па-па-по-пу; то-ту-то-ты; да-до-ду-дэ)

-«Проложи дорожку короткую к коротким словам, длинную - к длинным» ( мышь- коробка, дом- дерево, мак- карандаш, лук- поми­дор).

-«Прошагаем слово» ( шар, шуба, малина, земляника).

-«Лесенка» (дети выкладывают на "длинное" слово I длинную полоску, на короткую - короткое; мышь-волнушка, гриб- подберезо­вик и т. д.)

-«Необычный лес» /под двумя деревьями( береза и дуб ) дети выкладывают картинки с односложной и трехсложной структурой; лук ,лоб, лось, бабочка, лукошко, палатка /

-  «Смотри не ошибись»/ дети поднимают руку на "длинные" или "короткие" слова/.

-«Ты начни, а я закончу чистоговорку» /ха-ха-ха-испугали пету­ха"/.

-«Какой слог встречается чаще других?» /мы-мы-мы-мы-ма-ма/.

-«Слоги-Близнецы» /ребенок беззвучно имитирует произноше­ние задуманного им слога с заданным звуком, остальные отгадыва­ют/.

«Кто больше запомнит?»/дети повторяют цепочку слогов; та-ка- па-ма ло-ла-лу-лы/.

-«Поймай слог» / произносится цепочка слогов, не договаривая третий слог, дети должны закончить этот слог; та-та-то па-па      /.

 

-«Произнеси громко» / тэту, тута, тато. тота, тытэ, туто, татуто татоту, тутато/

На этом же этапе проводилась работа над слоговыми ритмами, где использовались такие упражнения:

-«Повтори по две строчки, выделяй ударение» / ша- са шо-со сыча со-сы/.

-«Говори так» / слоговой ритм из 2-х слогов с ударением на первом слоге/.

-«Запомни и повтори в том же порядке» / с ударом на втором слоге/

-«Слоговая цепочка» / с ударением на 3-м слоге/.

-Произношение слогов на шепоте со сменой ударения.

-Произношение слогов со сменой темпа/та-да-да-та ва-фа-фа- ва по-бо-бо-по/.

-«Тихо-громко» /пары слогов произносить тихо или громко/.

-«Скажи наоборот» /па-ба ба-па ты-ды ды-ты/.

После того, как дети научились различать разные ритмы и сло­ва различного слогового размера, в такте воспроизводить нерече­вые ритмы, мы перешли к третьему этапу- произношению двух­сложных слов из одинаковых и разных слогов. Здесь использова­лись звукоподражательные слова, опираясь на сохранные звуки П, Т, К, М, В, в сочетании с гласными А, О, У. Начинали с двух слогов, затем переходили к трем. Использовали такие игровые приемы, как:

-«Озвучивание картинки»/звукоподражательные игры/

-«Эхо» / повторять по парам слова; том-дом Тома-дома коты- коды/

-«Магнитофон» /произносим первый слог, 1-й ребенок произно­сит 2-й слог, второй ребенок произносит все слово: 1-ва 2-та 3-вата/.

—.^Перепутанные слоги» / любые слова в виде перепутанных слогов на елочке игрушки, на деревьях листья, воздушные шары, клоуны, матрешки, вагоны/.

-«Слоговой аукцион» ( ребенок бросает мяч обратно и произно­сит конец слова; лы-жи, ша-ры, жа-ба, фа-та).

-«Укрась елочку»/ из слогов составляются слова; ша-ры, ли-са, мА-ши-на.

-«Поймай слог» / дети выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу так, чтобы получилось слово/.

-«Скажи наоборот» / Даша-ша ша-Да; ли-па па-ли/.

 

-«Какой новый слог появился?»/ ру-ка ру-баш-ка /.

Во всех этих упражнениях на данном этапе обучения широко использовали, отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой, так как все это фиксирует внимание детей на количестве слогового ряда

На четвертом этапе формирования слоговой структуры путем уменьшения или увеличения количества слогов стояла задача уст­ранения ошибок уподобления слогов друг другу, умения переклю­чаться с одного слога на другой. Для этого главный упор был сделан на артикуляционные упражнения. Сначала нужно научить ребенка переключаться с одной позиции артикуляционного аппарата на дру­гую. Здесь важна работа над гласными. А именно:

-  пропевание одного звука,

-пропевание нескольких звуков по символам,

-пропевание гласных в чистоговорках,

-фонетическая зарядка/ "Как девочка укачивает куклу?" (Аа-Аа-

Аа)/

Потом перешли к двусложным рядам, отличающимся то глас­ными , то согласными (ТАТУ , ТУТО ), а затем к трехсложным (ТА- ТОТУ, ТУТОКА, ТАКОТУ)

Здесь использовали такие игровые упражнения:

-«Найди слог» / дети находят новое слово, которое начинается на последний слог слова ВАЗА-ЗАНОЗА и т.д./

-« Найди вкусное слово» / детям предлагается, выбирая лаком­ства для куклы помнить, чтобы названия состояли из 2-х или 3-х частей/.

-   «Волшебные слова»/слоговой ряд из 3-х слогов ; мА-ши-на на-ма-ши мА-ли-на ли-на-ма/

-«Живая сценка» / детям предлагается найти пару по количест­ву слогов в своем имени, разделить свое имя на слоги или имя сво­его друга/

-«Ступеньки слов» / дети выкладывают картинки в виде ступе­нек от короткого слова(1 -слога) к длинному (3-4 слога)

-«Собери букет» / в три вазы дети собирают цветы; в 1-ю вазу-с одним слогом, во 2-ю-с 2-мя слогами, в третью-с 3-мя слогами.

Итогом этого отрезка работы является проговаривание двух­сложных и трехсложных слов из открытых слогов, отличающихся разными гласными и согласными. Сначала вместе с логопедом ребенок сопряженно произносил слова, четко артикулируя слоги. За­тем осуществлялось беззвучное артикулирование слова.

Таким образом, мы подошли к следующему пятому этапу в ра­боте; устранению перестановки слогов.

Если детей затрудняет даже переключение с одного слога на другой, то, конечно нельзя говорить об установлении нужной их по­следовательности, пока это задание недоступно.

В работе над последовательностью слогов обращалось внима­ние детей на то, что смысл слова меняется, если слоги меняются местами. Например, такие слова как БАНКА- КАБАН, ГОРА- РОГА, СОН-НОС.

Здесь главный упор делался на слуховые упражнения, так как в случае перестановок ребенка затрудняет не произношение слогов, а порядок их воспроизведения. На этом этапе с детей подводили к осознанному определению места слогов в слове и выделению их из слова с помощью таких упражнений:

-«Найди слово в слове» /лужи(ужи), краска(каска), корм(ком)/

-«Составь слово из слогов данных в разбивку» /мо - ко - ло (мо­локо)/

-«Угадай слово» / произносится слово по звукам, дети повторя­ют все слово/

-«Узнай по форме» / слоги даны в разных геометрических фор­мах. дети подбирают слоги в одинаковых формах и читают слово/

-«Найди слово, произнесенное неправильно» / лужа, стужа, ру- жа кожа/

-Добавление или уменьшение числа слогов в слове с измене­нием смысла слова (по показанной картинке) / пол-ка, пол-ный, пол­кан, пол-ночь/

На заключительном отрезке этого этапа проводилась отработка слов со стечением согласных, так как этот вариант для детей слож­ный.

Слова со сложной слоговой структурой и стечением согласных воспроизводятся детьми после прорабатывания предыдущего этапа без особых затруднений. На шестом этапе закреплялось произно­шение слов со стечением согласных в середине слова и в начале. Здесь основная роль отводилась артикуляционным упражнениям и зрительной опоре на артикуляцию логопеда и свою в зеркале. Учили ребенка произносить закрытые слоги, использовали прием послогового произнесения двух слогов слова, при котором первый слог про­износится взрослым (рыб), а второй-ребенком(кА).

При отборе слов со стечением согласных в середине слова лучше брать слова, где в стечении оба звука являются смычными (П, Т, К ), так как это помогает резко разграничить один слог от дру­гого: ШУБ-КА, ТАП-КИ, HOT-КА и т.д.

Можно рекомендовать следующие упражнения:

-«Что одеть Лене и Наташе?» / дети распределяют одежду для кукол (из 2-х и 3-х слогов) .БЛУЗ-КА, КОФ-ТА,ШУБ-КА/

-«Придумай слово со слогом» /КОФ, КАП, ЛАП, ТАП, -РЫБ,/ -«Кто в каком домике живет?» / распределяют животных по ко­личеству слогов; -СЛОН -СВЕРЧОК -СТРЕКОЗА/

-«Подбери пару» / дети составляют пары слов так, чтобы в каж­дой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. ПАРК- ПАР КРАН-ЭКРАН КАСКА-КРАСКА/

-«Чудесное превращение»/ подбор к одному слогу нескольких слов. КАР-тон, КАР-кас,КАР-пы/

На последнем седьмом этапе отрабатывались слова с различ­ной сложной слоговой структурой. Все упражнения, описанные на каждом этапе работы, проводились на занятиях, занимая по 5-7 ми­нут, в индивидуальной работе и подгрупповой. Они направлены на то, чтобы максимально расчленить для ребенка стоящие перед ним трудности в овладении слоговой структурой слова. Вся работа над овладением слоговой структуры слова связана с усвоением отдель­ных звуков и проводится только на сохранных звуках.

Проведенная в течение 2-х лет работа позволяет надеяться, что дети с ОНР, выпущенные из детского сада, не будут испытывать серьезных трудностей в овладении школьной программой и отста­вать от сверстников имеющих нормальное речевое развитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции

laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...

«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.

laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...