Занятие лексико-грамматическое "Посуда" в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

 

Цели:  

  • Уточнение, расширение, активизация словаря по теме, умение называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, уметь называть части ПОСУДЫ и внешние признаки;
  • Образование существительных родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффик­сами, прилагательных от существительных; согласование числи­тельных с существительными, составление предложений с предлога­ми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Посуда»

Цели:

Коррекционно-образовательные:  

  • Уточнение, расширение, активизация словаря по теме, умение называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, уметь называть части ПОСУДЫ и внешние признаки;
  • Образование существительных родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными, составление предложений с предлогами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие внимания, умения видеть средства решения проблемы (ТРИЗ)
  • Повышение речевой активности
  • Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления,творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование: демонстрационный материал - посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал - сюжетные картинки.

Xoд  занятия

1. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет несколько предметов (множественное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д.

Например: чашка - чашки, бокал - бокалы и т.д.

2. Беседа о посуде

- Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.)

- Какие предметы посуды вы еще знаете?

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.)

- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

- Как называется эта посуда? (Кухонная.)

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

 - Как называется эта посуда? (Чайная.)

- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая.)

 - Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница,' салатница, солонка, селедочница и т.д.)

 Выставляются предметы посуды:

а) кастрюля с крышкой.

- Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки.)

(Аналогично рассматриваются чайник и стакан.)

б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин.

3. Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»

а) Чайник - стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.

б) Сахарница - кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.

в) Кастрюля - закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.

 г) Чашка - пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.

Логопед выставляет картинки с изображением посуды.

- Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.)

(Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна глины и т.д.)

4. Физкультминутка

                     Вот большой стеклянный чайник


                     Очень важный, как начальник.

                     Вот фарфоровые чашки,

                     Очень хрупкие, бедняжки.

                     Вот фарфоровые блюдца,

                     Только стукни - разобьются.

                     Вот серебряные ложки,

                     Вот пластмассовый поднос

                           Он посуду нам принес.    

5. Игра с мячом (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

 Чашка - чашечка, ложка - ложечка и т.д.

6. Дидактическая игра «Сосчитай».

Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов.

7. Рассказ логопеда

Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пиши, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.

8. Игра «Маша-растеряша» (Развитие внимания, умения видеть средства решения проблемы).
(Сначала рассказать детям о том, что бывают очень невнимательные люди, которые все теряют и путают. И предложить помочь этим Машам-растеряшам. Роль Маши может выполнять ведущий, или же она может предоставляться всем детям по очереди). Разыгрывается диалог:
— Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, чашку). С чего же я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, пить чай)?

(Дети должны помочь Маше найти средство выполнения данной функции. Например, пить чай с тарелки, ведра, ладошек.
Игру можно так же начать с диалога, когда Маша просит помочь вспомнить название предмета. Например, чем хлеб делят на кусочки?)

9. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:·         Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...