основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мельникова Елена Владимировна

основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekciya_disleksii_i_disgrafii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

   ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

                                 ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

   Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Подобный характер нарушений звуковой стороны речи свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет  на формирование у детей готовности к звуковому анализу и синтезу слов.

    Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:

1) Формирование звукопроизношения; 2) Развитие фонематического слуха;

3) Подготовка к обучению грамоте.

  Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей сохранных звуков. Сначала на занятиях отрабатывается произношение гласных звуков, затем простых согласных и потом вновь поставленных звуков. Наряду с упражнениями на закрепление  поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков.

    С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти предусматриваются специальные упражнения. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи – дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых  на слух ряд слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала. Вторая группа упражнений предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение (повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть с закреплением правильного произношения). По мере овладения новыми звуками, детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия; вводятся разнообразные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, опорным словам. Постепенно в предложения включают предлоги. Проводятся упражнения по анализу звукового состава слова. Поэтапно от умения слушать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов. Постепенно основной единицей изучения становится слово. Дети учатся делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены одного звука другим.

    В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, анализ и синтез звукового состава речи, дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Теперь перед ребенком ставятся новые задачи: освоить буквенные обозначения звуков. Научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение. Важно, чтобы ребенок читал слитно. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трёх, чтение слоговых рядов, специально подобранных таблиц. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанное (слова, предложения, небольшие рассказы). Даются разнообразные упражнения на преобразование слов. Кроме того, усваивают некоторые правила правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в  собственных именах и в начале предложений.

   Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь и подготовить их к школе.

   Дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга, поэтому и основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения будут единые: 1) Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи с обязательным участием речедвигательного анализатора. 2) Работа над звукопроизношением. Устранение всех недостатков в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

3) Развитие навыков звукового анализа и синтеза: а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения, где длинная черта-предложение, короткие полоски- слова, маленькие черточки- слоги, точки- звуки; б) дописывание недостающих букв и слогов; в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.); г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д. 4) Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам образования новых слов,

например, с помощью приставок от одной глагольной основы. Другой вид словарной работы – подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, т.к. облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных слов). Главная задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с  уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. 5)Развитие грамматических навыков. Работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение  и сокращение предложений и т.д. 6) Развитие связной речи, как устной, так и письменной.

   Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий. Значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Перспективное планирование и основные направления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения

Тематическое планирование, расчитанное на весь период коррекции нарушений звукопроизношения с указанием основных направлений перспективной работы с учетом особенностей формирования сторон речевой деят...

Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст).

Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст).   В последнее время...

Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей

Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей...

Основные направления логопедической работы по преодолению дизартрии у пациентов с болезнью Вильсона-Коновалова

В статье описаны особенности логопедической работы с дизартрией при болезни Вильсона-Коновалова.  Раскрыт потенциал логопедической коррекции для поддержания и укрепления существующих способностей...