основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Подобный характер нарушений звуковой стороны речи свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу и синтезу слов.
Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:
1) Формирование звукопроизношения; 2) Развитие фонематического слуха;
3) Подготовка к обучению грамоте.
Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей сохранных звуков. Сначала на занятиях отрабатывается произношение гласных звуков, затем простых согласных и потом вновь поставленных звуков. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков.
С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти предусматриваются специальные упражнения. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи – дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух ряд слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала. Вторая группа упражнений предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение (повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть с закреплением правильного произношения). По мере овладения новыми звуками, детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия; вводятся разнообразные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, опорным словам. Постепенно в предложения включают предлоги. Проводятся упражнения по анализу звукового состава слова. Поэтапно от умения слушать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов. Постепенно основной единицей изучения становится слово. Дети учатся делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены одного звука другим.
В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, анализ и синтез звукового состава речи, дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Теперь перед ребенком ставятся новые задачи: освоить буквенные обозначения звуков. Научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение. Важно, чтобы ребенок читал слитно. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трёх, чтение слоговых рядов, специально подобранных таблиц. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанное (слова, предложения, небольшие рассказы). Даются разнообразные упражнения на преобразование слов. Кроме того, усваивают некоторые правила правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложений.
Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь и подготовить их к школе.
Дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга, поэтому и основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения будут единые: 1) Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи с обязательным участием речедвигательного анализатора. 2) Работа над звукопроизношением. Устранение всех недостатков в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3) Развитие навыков звукового анализа и синтеза: а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения, где длинная черта-предложение, короткие полоски- слова, маленькие черточки- слоги, точки- звуки; б) дописывание недостающих букв и слогов; в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.); г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д. 4) Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам образования новых слов,
например, с помощью приставок от одной глагольной основы. Другой вид словарной работы – подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, т.к. облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных слов). Главная задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. 5)Развитие грамматических навыков. Работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д. 6) Развитие связной речи, как устной, так и письменной.
Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий. Значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.
направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...
основные направления логопедической работы по коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста
основные направления работы по ФФНР...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/08/picture-983640-1512725478.jpg)
Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы
Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1171335-1570366664.jpg)
Перспективное планирование и основные направления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения
Тематическое планирование, расчитанное на весь период коррекции нарушений звукопроизношения с указанием основных направлений перспективной работы с учетом особенностей формирования сторон речевой деят...
Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст).
Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст). В последнее время...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-211296-1369937990.jpg)
Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей
Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123369-1350043631.jpg)
Основные направления логопедической работы по преодолению дизартрии у пациентов с болезнью Вильсона-Коновалова
В статье описаны особенности логопедической работы с дизартрией при болезни Вильсона-Коновалова. Раскрыт потенциал логопедической коррекции для поддержания и укрепления существующих способностей...