Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков
методическая разработка по логопедии по теме

Балакирева Елена Владимировна

Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков С, З, Ш, Ц, Р, Л

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_dlya_postanovki_zvukov.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка звука С /серия 1/

  1. Пожевать язык губами: па-па-па
  2. Пожевать язык зубами: та-та-та
  3. Жевать боковые края языка.
  4. Петь: И-И-И
  5. Жевать язык боковыми зубами и петь: И-И-И
  6. «Орешек»  (упирать язык то в левую, то в правую щеку)
  7. Катать «орешек» по кругу (водить языком справа налево через верхнюю и нижнюю губу)
  8. «Мостик» («горка»)
  9. «Разводные мосты» (поднять «мостик» наверх)
  10. «Мостик» построить – разрушить
  11. «Мостик» впереди – «мостик» в глубине
  12.  Вытянуть губы «трубочкой»:  У-У-У
  13. Оскал, губы в улыбке, зубы «заборчиком»
  14. Оскал – «трубочка»  (И – У)
  15. «Зайчик» - зубы «заборчиком», поднять верхнюю губу (намор-щить нос), опустить на место
  16. Произнести Т на улыбке с опущенным кончиком языка, подуть на язычок

Постановка звука З /серия 1,а/

  1. Поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха, то стона на вдохе и выдохе (правая рука ребенка лежит на горле взрослого, левая на его собственном горле.
  2. Петь гласные А, У, О шепотом – голосом.
  3. Протяжно произнести с-с-с, не прерывая звука, включить голос и переходить на з-з-з (контроль руки на горле); произносить: С-З, С-З, С-З.
  4. Произносить: МММЗА, НННЗА, ЛЛЛЗА.
  5. Произносить: АЗМА, АЗНА, АЗЛА.
  6. Произносить: АЗД, ОЗБ, УЗВ.
  7. Произносить слова типа: СБОР, СДУТЬ.

Постановка звука Ш /серия 3/

  1. Тянуть широкий язык к носу без помощи нижней губы (язык здоровается с носом)
  2. Облизывание верхней губы (лакательные движения)
  3. Цоканье на верхней губе (нижняя не помогает)
  4. «Прятки»:  - «мартышка» (убрать язык под нижнюю губу)

                        - «бульдог» (убрать язык под верхнюю губу)

5. Почистить языком верхние зубы.

6.  «Ступеньки наверху» -язык на верхней губе

                                          -под верхней губой

                                          -за верхними зубами

7. «Фокус» - приклеить бумажку к носу, сдувать языком.

8. «Лопатка»

9.Сосчитать верхние зубы языком (язык прикладывается к краю зубов)

10. «Чашечка»

Постановка звука Ц

  1. «Улыбочка» - губы в улыбке, зубы не видны.
  2. «Заборчик» - губы растянуты в улыбке, видны верхние и нижние зубки.
  3. «Горка»
  4. Язык в положении «горки», произносить: Т-Т-Т, постепенно убыстряя темп.
  5. Тянуть: А-А-А, присоединить ТС получается АТС-АТС-АТС, убыстряя темп, должно получиться Ц-Ц-Ц
  6. Кончик языка опущен к нижним зубам, произнести: Т-Т-Т (прикусывая верхними зубами переднюю часть языка), а затем  С. Сначала эти звуки произносятся раздельно с паузой, а потом слитно в один выдох – получится Ц.
  7. Произносить АТ-АТ, постепенно прикусывая переднюю часть языка, получается АТ-С, убыстряя темп, получится Ц.
  8. Произносить АТ, ИТ, ЯТ, ОТ, УТ.
  9. Произносить эти слоги, постепенно убыстряя темп: АТС, ИТС, ЯТС, УТС.
  10. Получаем звук в обратном слоге. Резкий выдох, короткое произношение.
  11. Игры: подуть на маленькие бумажки на столе, на руке. Бумажки должны разлететься.  Произносить АЦВА, АЦВИ, АЦВЕ и т.д. От стечения согласных перейти к прямому слогу ЦА, ЦЫ, ЦО.

Постановка звука Р /серия 4/

  1. Найти верхние бугорки, покрасить их языком, покрасить небо.
  2. Тихий молоточек: Т-Т-Т в верхние бугорочки (рот открыт), потом то же самое, только с голосом: Д-Д-Д (громкий молоточек)
  3. Игры с Д:
  • Д-Д (2 удара – дятел стучит)
  • Д-Д-Д (3 удара – барабан)
  • Д-Д – Д-Д-Д (чередование дятел – барабан)
  1. Пулеметик: Д-Д-Д-Д-Д…Если постучать ладошкой по нижней челюсти и подуть, может получиться ДР-ДР
  2. Балалайка (моторчик): произносить Д-Д-Д-Д… и работать пальчиком или соской под языком.
  3. Балалайка (моторчик): произносить ДЖ или Ж-Ж-Ж… при открытом рте и работать пальчиком или соской под языком.
  4. Останови лошадку: ТПРУ губами.
  5. Завести мотоцикл – язык вибрирует между губами, помочь пальцами, чтобы язык заработал, далее раздвинуть губки и язык вибрирует один между зубами.
  6. Сплевывать с языка маленький кусочек бумажки.
  7. Индюк: БЛ-БЛ-БЛ-БЛ по верхней губе, потом по верхним зубкам, затем за верхними зубами.
  8. Лошадка – цоканье языка при широко открытом рте.
  9. Грибок – язык присосать к верхнему небу.
  10. Резиночка – растягивать уздечку под языком, широко открывая и закрывая рот.
  11. Произносить Д-Д (дятел), добавляя гласные в начале и в конце слова: АДДКА, УДДКА,…

Постановка звука Л /серия 5/

  1. Лопаточка – иголочка.
  2. Часики (нижняя челюсть неподвижна)
  3. Язык тянется за конфеткой.
  4. От гласного А, Ы, Е поднимать язык наверх.
  5. Пароход гудит: произносить ЫЫЫ, зажать язык зубами, получится Л.
  6. Индюк: произносить БЛ-БЛ-БЛ… быстро и останавливаться, можно добавлять гласные: БЛ-БЛ-БЛА,…
  7. Чтобы убрать мягкость или гнусавый оттенок, язык зажать между зубами, хлопать руками по щекам, чтобы воздух шел по бокам – игра на гармошке, либо приложить пальчики к уголкам рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Р, Рь.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гтмнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [ Р ]

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимаю...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков.

Упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Ш, Ж.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [Л]

Артикуляционные упражнения для постановки звука  [Л]...

Комплексы артикуляционных упражнений для постановки звуков

Язычок делает зарядку для звука Л Как часто можно услышать, от малышей вместо слов лампа - вампа, стол - стой, салат - саят. Правильному и чёткому произношению пока ещё трудного звука Л способств...