Использование пальчиковых игр, гимнастик и упражнений в формировании речи у детей старшего возраста с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Задача данного проекта - систематизировать материал по развитию мелкой моторики рук. Даны диагностические тесты и критерии их оценки.

Разработан примерный план проведения пальчиковых игр в старшей и подготовительной к школе группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mettod.razrabotka.docx90.68 КБ

Предварительный просмотр:

  Управление образования г.о. Электросталь Московской области

МДОУ «Детский сад № 38 компенсирующего вида»

ПРОЕКТ

«Использование пальчиковых игр, гимнастик и упражнений в формировании  речи у детей старшего возраста с речевыми нарушениями»

Подготовила                         учитель-логопед                         Солодко О.В.

Электросталь 2010г.

Содержание

  1. Введение.                                                                                                                      
  2. Диагностика состояния двигательной сферы и мелкой моторики рук.
  3. Методика использования пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР.
  4. Вывод.
  5. Приложение.
  6. Примерное планирование использования пальчиковых игр.
  7. Список литературы.

 

    Введение.

       Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр.

       Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр.                                                                                                     Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Такие игры - потешки  дают ребенку ощущение радости телесного контакта, возможность прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.

 Фольклорные игры имеют множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или командами водящего. Игр без слов мало, чаще всего это забавы для подростков – тайные языки жестов или кольцевые головоломки, требующие большого сосредоточения.

Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического и речевого развития ребенка.

             Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

 Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Выдающийся русский просветитель XVIII  века Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что натуральное побуждение к действованию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитиюАнглийский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение созидательной работе рук для развития мышления и речи детей. Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические  движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.   

       Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.  Разучивание текстов с использованием “пальчиковойгимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Диагностика состояния двигательной сферы и мелкой моторики рук. 

      Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что дети со стертой дизартрией не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи и моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, так как их развитие протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Однако опыт обучения и воспитания детей с данной речевой патологией показывает, что они обладают довольно большим потенциалом и в результате правильно организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов. Для организации коррекционного воздействия необходимо исследовать двигательные функции детей, чтобы определить структуру их дефекта.

Для проведения исследования двигательной сферы и состояния мелкой ручной моторики у детей предлагаются следующие тесты:
1.
Обследование общей произвольной моторики.
2.
Исследование ориентации в сторонах собственного тела.
3.
Исследование дифференциации пространственных понятий.
4.
Исследование развития кинестетической основы движений руки.
5.
Исследование оптико-кинестетической организации движений.
6.
Определение конструктивного праксиса.
7.
Выявление синкинезий.
8.
Исследование кинетической основы движений руки.
9.
Исследование пространственного восприятия.

   
В целях комплексного обследования двигательной сферы детей используется взаимосвязь с другими специалистами МДОУ. Обследование общей произвольной моторики осуществляется инструктором по физической культуре. Исследование ориентации в сторонах собственного тела, исследование пространственных понятий, определение конструктивной деятельности осуществляется воспитателями группы. Тестовые задание и критерии оценки исследования развития кинестетической, оптико-кинестетической, кинетической основы движения руки даны в приложении.

     В ходе наблюдения за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, работоспособность. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к заданиям, особенности поведения). По данным исследованиям для детей с ОНР характерны неустойчивость внимания, нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), снижение речевой активности и др. Результаты психолого-педагогического исследования используются и для индивидуального подхода к детям в процессе обучения.


Методика использования пальчиковой гимнастики, игр и упражнений  в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР.

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мною разработана система коррекционного воздействия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, в которой представлены формы, методы и приемы развития мелкой моторики рук.

     Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

     Для реализации данной цели были определены задачи:

- познакомить детей с названиями пальцев рук;

- научить выполнять координированные движения пальцами рук;

- развивать наблюдательность и любознательность;

- активизировать словарный запас;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

- учить связным, эмоционально окрашенным высказываниям;

- пропагандировать использование пальчиковых игр дома;

- использовать взаимосвязь педагогов МДОУ в развитии мелкой моторики рук.

     Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и д.р.) данная система работы требует соблюдения следующих принципов:                                                                                                                  - принцип индивидуального подхода, учет личностных и возрастных особенностей;            - уровень физического и психического развития детей;                                                             - принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях МДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).

    Таким образом, кроме детей, участниками коррекционного воздействия являются и родители и педагоги МДОУ.

     Комплексное воздействие на развитие мелкой моторики осуществляется в двух аспектах:

- участие в процессе коррекции разных специалистов  (логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);                                      - использование пальчиковых игр и упражнений в течение дня в разных режимных моментах (занятия, прогулки, самостоятельная деятельность).

   Для достижения наиболее значимых результатов в группе имеются следующие условия:

 1. Созданы и активно используются уголки по развитию мелкой моторики. Материал, представленный в уголках, разнообразен и постоянно обновляется. Это атрибуты для пальчикового театра, игры на шнуровке, пальчиковые бассейны, мозаики, массажные мячи, паззлы и винтокрылы.                                                                                                                    2. Для родителей наглядно оформлен материал по используемым в данный период пальчиковым играм. Смена материала проводится регулярно один раз в неделю.                3. Систематично проводятся консультации для родителей, собрания, круглые столы, мастер – классы.

    Таким образом, для выполнения поставленных задач, были  объединены усилия педагогов дошкольного учреждения и семьи.  

        По результатам диагностики строится работа, направленная на развитие мелкой моторики рук. Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру.

- Дети знакомятся с названием пальчиков. Для этого на первом индивидуальном занятии в тетради обводится ведущая рука ребенка. Путем накладывания пальчиков на обведенный контур, дети запоминают названия пальцев рук. Данная работа выполняется в течение недели на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При необходимости отрабатывается воспитателями по заданию логопеда.

 – Для более точного закрепления названий пальцев и для развития координации движений в стихотворной форме проводится игра «Пальцы дружная семья». Стихотворный текст и выполняемые движения записываются в индивидуальной тетради для дальнейшего закрепления дома и воспитателями в вечерние часы. Данная работа выполняется в течение недели на индивидуальных и подгрупповых занятиях.                                                                          

Так как развитие моторики рук не стоит отдельно взятой задачей, а является частью всего коррекционного процесса, основная задача которого – коррекция и развитие речи, то  целесообразно использовать в работе пальчиковый театр. Сказка имеет огромное воспитательное значение и вместе с тем является одним из средств развития речи. Сказка дает образцы русского языка, обогащает словарный запас новыми словами, эмоциональной лексикой, образными выражениями, легко воспринимается детьми. Дети быстро запоминают содержание сказки,  проговаривают слова текста. Вместе с тем предлагаемые упражнения для развития мелкой моторики объединены интересным сюжетом и вызывают неподдельный интерес детей. Игры, с одновременным использованием разнотипных движений рук расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. В инсценировку следует включать упражнения с использованием безымянного пальца и мизинца, так как эти пальцы находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетания сжатия, растяжения и расслабления. Вся работа, построенная по одной сказке, выполняется в течение недели на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При необходимости отрабатывается воспитателями по заданию логопеда. Для родителей иллюстрированный материал представлен на логопедической ширме. В  индивидуальных тетрадях фиксируется только название сказки.                                                                                                                               В первом полугодии в старшей группе  проводятся пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок: «Колобок», «Курочка ряба»,  «Лиса и волк», «Теремок», «Лиса и журавль», «Лиса, кот, дрозд и петух», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурочка». Во втором полугодии дети сами активно участвуют в подборе упражнений, предлагают заменить одно упражнение другим, у некоторых детей заметно возрастают речевые возможности. Можно предложить поменяться ролями – дети обучают взрослых (логопеда, воспитателя, а затем и родителей) новым пальчиковым играм. Такая форма работы необходима и для детей, имеющих психологические особенности (стеснительные, замкнутые дети). В процессе данной деятельности у детей появляется уверенность в себе, заметно повышается самооценка, развивается связная речь.

         В подготовительной к школе группе продолжается работа со сказками, параллельно строится работа со счетными палочками, спичками. Дети учатся на основе геометрических фигур выкладывать различные фигурки. Задания представлены в стихотворной форме, что способствует развитию не только зрительного, но и слухового внимания. При составлении фигурок из палочек закрепляются лексико-грамматические категории: согласование прилагательных с существительными, употребление в речи простых и сложных предлогов, согласование числительных с существительными, употребление глаголов с различными приставками.  Особое внимание уделяется заданиям на развитие ритмичных, одновременных движений, выполняемых двумя руками сразу.

. Необходимо помнить три важных правила.

 Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;                         второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);                                                                                                                                                 третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  1. сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  2. подготовить руку к письму;
  3. предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  4. развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
  5. развивать фантазию и проявлять творческие способности;
  6. играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  7. научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
  8. ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

      Вывод.

Пальчиковый игротренинг является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда помогает творчески и целенаправленно подойти к решению коррекционно-образовательных задач. В процессе обучения у детей постепенно развивается ручная умелость, значительно расширяется запас речевых категорий, у большинства детей к концу года устраняются аграмматизмы. Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.

    Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка


Примерное планирование пальчиковых игр в подготовительной к школе группе № 2

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Обследование

Квадрат. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Треугольник. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.  

Кубик. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками

Октябрь

Трапеция.  Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Елочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Лодочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Юбочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Ноябрь

Тарелочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Коровник. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Курятник. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Звездочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Декабрь

Мельница. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Часы. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Кормушка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Санки. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Январь

Каникулы

Сапожки. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Телевизор. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Табуретка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Февраль

Лес. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Самолет. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Танк. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Кроватка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Март

Забор. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Рожица. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Мост. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Башня. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Апрель

Город. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Рыбы. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Ваза. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Телевизор. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Май

Флажок. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Лопатка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Бабочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Жук. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Приложение

Тестовые задания для исследования ручного праксиса.

  1. Исследования развития кинестетической основы движений руки

Инструкция:
1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».
2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».
3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».
4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:
4 балла - все задания выполняются правильно;
3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
1 балл - задания выполняются с помощью взрослого;
0 баллов - задания не выполняются.

   2.  Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис      позы»)


1) Праксис по словесной инструкции.
Инструкция: «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).

Критерии оценки:
4 балла - все задания выполняются правильно;
3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
1 балл - выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии);
0 баллов - задания не выполняются.



2) Инструкция: «Делай, как я» («Кулак - ребро - ладонь»).
Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 7); меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей - наоборот.




Критерии оценки:
4 балла - задание выполняется правильно без помощи взрослого;
3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;2 балла - выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;
1 балл - выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);
0 баллов - невозможность поочередного выполнения движений.

3) Инструкция: «Положи руки перед собой на стол. Делай, как я» (проба Озерецкого).

Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую (рис. 8).


Критерии оценки:

4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого;                                                       3 балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.                                       2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;                         1 балл – выполнение заданий в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);                                                                                                                 0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.

Список литературы

  1.  Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.
  2. Краузе Е.Н. Логопедия. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003.
  3. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург. 2002.
  4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО “Издательство АСТ”.2000
  5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.
  6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. “Пальчиковая гимнастика”. Москва, АСТ* Астрель.2002.
  7. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Из-во «Флокс» Нижний Новгород 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения...

Альбом "Использование нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Альбом "Использование нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...