Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
статья по логопедии (средняя группа) на тему

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имплантом, поступающих на обучение в логопедические группы детского сада. Рассматривается вопрос о успешной абилитации детей с КИ. Представлены основные виды работы с детьми с КИ на разных этапах развития речи и слуха детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota posle KI.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Логопеда ГДОУ  ЦРР детского сада «Кудесница»

г. Санкт –Петербурга

Вдовенко М.О.

«Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада».

2011год

    В последнее время быстро развивается кохлеарная имплантация как наиболее эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30 – 40 дц, улучшает восприятие окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать - для этого детям после КИ надо научиться различать, узнавать речевые сигналы – фонемы, слоги, слова, накопить в памяти образы этих символов, развить навыки произношения этих звуков, соединения их в слоги и слова, сформировать навыки управления голосом, речевым дыханием. Наконец ребенок должен овладеть всей системой родного языка: лексикой, фонетикой, морфологией, синтаксисом.

    Поэтому детям после КИ необходима длительная реабилитация. Возникает вопрос о том, где лучше осуществлять коррекционную работу. В сурдопедагогике накоплен большой опыт по восприятию слухового восприятия, детям после КИ необходимы занятия с сурдопедагогом. Вместе с тем, детям после КИ необходимо находиться среди говорящих детей и взрослых, чтобы создать эталоны звуков, слов, фраз.

  Чаще всего дети после  КИ попадают в логопедическую группу детского сада. Однако, оказавшись в речевой группе через несколько месяцев ребенок после КИ  еще не понимает речи окружающих. Дети и взрослые логопедической группы так же не понимают детей с КИ, не владеют жестовой речью. Такой ребенок выпадает из общего образовательного процесса. Поэтому разработка технологии совместного обучения и воспитания детей с КИ в дошкольных учреждениях становиться наиболее важной в настоящее время.

   Один из актуальных вопросов этой технологии – это взаимодействие работы учителя - дефектолога/сурдопедагога и учителя логопеда в группах совместного обучения и воспитания детей с КИ и логопатов. Слухоречевая абилитация детей после КИ является новым и недостаточно освоенным направлением  работы как для логопедов, так и для сурдопедагогов. В логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми, имеющими различную речевую патологию: сенсомоторную алалию, дизартрию. Накоплен большой опыт работы не только по коррекции звукопроиз- ношения, но и по развитию всех компонентов речи: лексики, грамматического строя речи, связной речи, фонематических процессов. Вместе с тем, логопеды не знают особенностей коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха.  Учителя дефектологи обладают системой работы по развитию слухового внимания и восприятия, формированию навыков ранней коммуникации, развитию слухоречевой памяти у детей с нарушением слуха. Владеют жестовой речью, позволяющей установить контакт с не говорящими детьми. Поэтому для достижения наибольшего эффекта в коррекционной работе с детьми после КИ необходима совместная работа сурдопедагога и логопеда.

Для выработки правильной стратегии коррекционной работы необходимо обследование слуха и речи ребенка с КИ. Специалисты проводят совместное обследование  методом наблюдения за ребенком в процессе общения со сверстниками, родителями, опроса, анкетирования родителей, сотрудников группы. Сурдопедагог обследует слуховое восприятие. Логопед проводит традиционное логопедическое обследование, которое дает сведения о развитии всех компонентов речи ребенка: фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе. В результате анализа данных обследования устанавливается уровень речевого и слухового развития ребенка с КИ. В дошкольные логопедические группы поступают с разным уровнем коммуникативной компетенции:

  1. Довербальные дети, у которых отсутствуют или имеются ограниченные навыки ранней коммуникации, предшествующие устной речи. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых и указательных жестов. Для обозначения своего состояния дети используют крики, плач, эмоциональные звуки. Отсутствуют понимание речи, потребность в диалоге.
  2. Дети, начинающие использовать в речи аморфные слова, состоящие из одного, двух слогов. Они понимают небольшой набор бытовых инструкций, реагируют на собственное имя.
  3. Дети с функциональной речью. Собственная речь детей представлена простыми предложениями из двух, трех аморфных слов. Навыки словоизменения и словообразования не доступны. Звукослоговая структура слов сильно искажена. Лексически запас крайне беден. Понимание речи в рамках бытовой ситуации.

Коррекционная работа строится с учетом  уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы, составляется карта индивидуального маршрута, определяется содержание деятельности каждого специалиста.

             Учитель - дефектолог

       Учитель - логопед

I этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.

  1. Учит реагировать на речевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстояние от источника звука.
  2. Учит различать на слух при выборе из  2-3, 3-5 звучание музыкальных игрушек.
  3. Учит различать на слух и воспроизводить длительность звучания, темп, громкость звучания.
  4. Учит различать и опозна- вать на слух лепетные слова, звукоподражания,  знакомые слова.
  5. Учит различать и опозна- вать на слух словосочета- ния, фразы – поручения.
  6. Учит различать  на слух и воспроизводить количество звучаний в пределах 3.

II этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.

Учитель-дефектолог учит:

  1. Различать  на слух и воспроизводить высокие и низкие звуки.
  2. Различать  на слух и воспроизводить количество звучаний в пределах 4.
  3. Различать на слух голоса птиц и животных при выборе из 3 – 5.
  4. Различать  на слух и воспроизводить темп и громкость звучаний.
  5. Различать при выборе из 10 речевых единиц и опознавать на слух знакомый по звучанию материал (слова из пройденных лексических тем, цвета, поручения, вопросы).
  6. Различать и опознавать на слух знакомые по звучанию фразы и словосочетания с некоторыми изменениями: с инверсией, с увеличением или сокращением слов.
  7. Распознавать на слух текст из 3 – 4 предложений по сюжетной картинке (слова, словосочетания, фразы из текста).

   3 этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.

       Учит:

  1. Различать и воспроизводить на слух громкость и высоту звучания.
  2. Различать и воспроизводить на слух количество звучаний в пределах 5 – 7.
  3. Различать и воспроизводить на слух разнообразные ритмы.
  4. Определять на слух источник звука, направле- ние звука (слева – справа, сзади – среди).
  5. Различать (при выборе из 5 и более) и опознавать на слух голоса птиц и животных.
  6. Различать  и опознавать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.
  7. Распознавать, различать и опознавать на слух мало знакомые слова, словосочетания и фразы.
  8. Распознавать на слух незнакомые тексты (3 -4 предложения), составленные по сюжетным картинкам, отвечать на вопросы. Выполнять задания по текстам.
  9. Вести на слуховой основе диалоги по хорошо знакомым детям темам и ситуациям.
  10. Различать на слух слова, отличающиеся друг от друга гласными и согласными звуками.

I этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.

  1. Активизирует речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
  2. Развивает  подражательную речевую деятельность.
  3. Развивает произносительную сторону речи, взывает звуки речи(гласные, согласные: п, т, м, н).
  4. Работает над расширением объема пассивного  словаря в практической деятельности детей.
  5. Развивает общие речевые навыки (дыхание, голос, восприятие и воспроизведение простых ритмов).
  6. Развивает неречевые психические функции (внимание, память, мышление)

II этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.

  1. Развивает слуховое и слухоречевое внимание.
  2. Развивает понимания речи: учит понимать простые инструкции, работает над расширением предметного и глагольного словаря, учит различать единствен- ное и множественное число существительных и глаго- лов в дидактических играх, работе с предметными картинками.
  3. Активизирует речевую деятельность и развивает лексико-грамматические средства языка.
  4. Развивает самостоятельную фразовую речь в форме простого двухсоставного предложения.
  5. Развивает произносительную сторону речи: уточняет произношение имеющихся звуков, вызывает звуки раннего онтогенеза используя методы фонетической ритмики, артикуляторной гимнастики и массажа.
  6. Развивает общие речевые навыки, работает над развитием дыхания, голоса, интонационной стороны речи.
  7. Знакомит с буквами, обучает навыкам чтения.

   3 этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.

Продолжает работу:

  1. по обогащением пассивного и активного словаря.
  2. развитию фразовой речи.
  3. развитию произноситель- ной стороны речи(звуков: К, Г, Ф, В, С, З…)
  4. развитию общих речевых навыков (воспроизведение ритмов, развитию длительности и силы выдоха, голосом).
  5. Учит воспроизводить ритмико – интонационную структуру двух, трехсложных слов.
  6. учить первоначальному словоизменению некоторых существительных и глаголов.
  7. Работает над развитием фонематического анализа и синтеза слогов, слов.
  8. Формирует связную речь:

 - учит пересказывать  корот-    

    кие рассказы, сказки с опо-

    рой на наглядность.

  - составлять рассказы – опи-

           сания по картинкам, по

           планам – схемам.

Таким образом, учитель – дефектолог в своей работе большее внимание уделяет развитию слухового восприятия, учит знавать, различать и опознавать на слух неречевые и речевые звуки; слова, словосочетания, фразы, тексты. Учитель – логопед большее внимание уделяет развитию произносительной стороны речи: вызыванию и постановке звуков, накоплению активного словаря, развитию фразовой речи, формированию грамматического строя речи. Только совместная работа учителя сурдопедагога и учителя логопеда позволяет достичь оптимальных результатов в абилитации детей после кохлеарной имплантации.

Учитель – логопед         Вдовенко М.О.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации

В современных   условиях мы  ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.

Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми после кохлеарной имплантации в процессе музыкальных занятий

Материал для ознакомления воспитателей и музыкальных руководителей с формами и методами работы с детьми после кохлеарной имплантации....

"Работа учителя-дефектолога с детьми после кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта".

Данная статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми после процедуры кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта (дети дошкольного и младшего школьного возраста). Количе...

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вме...


 

Комментарии

Селиванова Светлана Анатольевна

Скажите, а вы работаете с такими детьми? У меня пришел такой ребенок, хорошо , что родители книгу принесли. а то совсем нет материала. хотелось бы пообщаться по работе с такими детьми.