Коррекционно-развивающая деятельность с детьми после кохлеарной имплантации в процессе музыкальных занятий
консультация по коррекционной педагогике

Глебова Светлана Александровна

Материал для ознакомления воспитателей и музыкальных руководителей с формами и методами работы с детьми после кохлеарной имплантации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми после кохлеарной имплантации в процессе музыкальных занятий.

В настоящее время все больше внимания уделяют  инклюзивному образованию детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях России, проводятся различные формы и модели взаимодействия специального и массового образования, предпринимаются различные попытки создать адекватные условия для наиболее полной социализации таких детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушением слуха, особенно нуждаются во внимательном отношении и в индивидуальном подходе при выборе видов деятельности на занятии. Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира.

        Важное место в развитии таких детей занимают музыкальные занятия.

Музыкальные занятия оказывают положительный  результат слабослышащим детям и детям после кохлеарной имплантации в  знакомстве их с новыми яркими  музыкальными впечатлениями.

Дети после кохлеарной имплантации замечательно адаптируются в детском коллективе, это тот случай, когда инклюзия приносит только положительные результаты.

Слух — важнейшая функция, которая предопределяет адекватную реакцию организма на происходящее вокруг человека. Когда возможность слышать отсутствует, человек испытывает затруднения в восприятии окружающей действительности. Однако, как бы тяжело ни звучал диагноз глухота, все же есть повод для оптимизма, потому что сегодня кохлеарная имплантация позволяет полностью восстановить человеку слух. Достигается это посредством хирургического вмешательства, во время которого в ухо человека вживляют так называемый кохлеарный имплантат. Эта уникальная разработка ученых позволяет заменить натуральные рецепторы, воспринимающие звук. Электродами он соединяется с улиткой.

В музыкальном воспитании используют две формы обучения:

Фронтальная: педагог общается со всеми ребятами, которые совместно решают поставленные задачи. Такие занятия позволяют детям активно взаимодействовать и с педагогом, и друг с другом.

Индивидуальная:  дети закрепляют и углубляют полученные знания, умения и навыки в процессе индивидуальной работы.

При регулярных занятиях дети достигают значительных успехов. Специалисты  знают множество примеров, когда дети с нарушением слуха прекрасно учатся в музыкальной школе и в массовой общеобразовательной.

Можно выделить несколько задач музыкального воспитания для детей с нарушением слуха:

  • коррекция и компенсация особенностей развития детей;
  • развитие слухового восприятия;
  • становление устной речи;
  • формирование координированных движений;
  • вокальное развитие голоса;
  • развитие памяти и воображения;
  • нравственное и эстетическое воспитание;
  • активизация познавательной деятельности;
  • обогащение духовного мира ребенка.

На музыкальных занятиях слабослышащие дети учатся слушать и различать музыкально-шумовые  звуки, вслушиваться в их звучание, тембральную окраску, учатся сопоставлять их с картинками. Обучаются игре на музыкально-шумовых  инструментах и звучащих игрушках, приобретая двигательные навыки, тем самым обогащая собственную картину окружающего мира. Занятия музыкой развивают подражательные способности, учат выбирать правильные  движения под музыкальные фрагменты, развивают эмоционально-волевые качества, учат сопереживать, что в целом положительно влияет на общее развитие слабослышащих детей.

Особое значение музыкальные занятия имеют для детей после кохлеарной имплантации - детям становится доступно восприятие окружающих звуков музыки и речи.

Выделяют два основных направления музыкального развития детей:

  • Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
  • Развитие речевого слуха.

Неречевые звуки обладают значительной мощностью и насыщенностью, имеют большой диапазон частот. Такой вид занятий особенно хорош для маленьких детей, поскольку не требует большого запаса слов. Ребенок учится различать звуки, отличать их один от другого, определять источник звучания.

В процессе музыкального воспитания используют игры с неречевым звучанием:

  • Определить источник звука: прослушать звучание и назвать инструмент или показать карточку с его изображением

( « Что звучит?»)

  • Издать такой же звук: ребенок получает музыкальный инструмент или звучащую игрушку. Когда педагог издает звуки на инструменте, ребенок воспроизводит звук на своем инструменте. (« Повтори»)

Занятия дополняют двигательными навыками детей и использованием музыкально-динамических движений. Ребята знакомятся со слабыми и сильными звуками, прерывистыми и слитными, с длительным и кратким звучанием. В играх дети бегают под быструю музыку и переходят на шаг при медленной, изображают медведя под громкую мелодию и показывают мышку под тихую.

Польза занятий для ребенка:

обогащение представлений о мире звуков;

обучение различению неречевых звуков;

различение голосов птиц и животных;

определение характера музыки и других звучаний;

развитие музыкальной памяти;

совершенствование слухо-мышечной чувствительности;

различение неречевых ритмов.

Развитие речевого слуха

Дети постарше учатся различать звуки в сочетаниях: в словах, фразах, предложениях. На занятиях ребята совершенствуют и тренируют навыки на различном речевом материале.

Первоочередная задача – научить ребенка воспринимать разговорную речь и пение. Занятия по развитию речевого слуха позволяют ребенку сосредотачиваться на звуках речи, различать мужские и женские голоса при вокальном исполнении, учат дирижировать в такт музыке, маршировать и танцевать.

Наиболее сложным видом работы для детей с нарушением слуха является мелодекламация, вокализация и пение, так как требует большой активности и умственного напряжения.

Во время обучения пению слабослышащие дети учатся слушать не только себя, но и исполнителей рядом. Обучение идёт от простого к сложному, от небольших попевок к сложным песням.

Часто в сложных песнях используется игра на шумовых музыкальных инструментах, что позволяет слабослышащим детям петь с интересом, упрощая и одновременно обыгрывая окраску песни. Например, в песне  Е.Шаламоновой  «Капля раз» на сильную  долю такта дети звенят на бубенцах:

Капля – раз, капля - два дождик в гости к нам идёт

Капля - раз, капля - два, дождик песенку поёт.

Бубенцы передают звук каплей дождя и подчёркивают ритм и темп песни.

У большинства слабослышащих детей  наблюдаются сложности при восприятии ритма, это касается и музыкально-ритмических движений.

Для развития чувства ритма  большое значение имеют ритмические игры.

Рассмотрим некоторые из них

  • « Как играет дудочка» - педагог играет на дудочке короткие и длинные звуки, ребёнок повторяет звучание  звуков  на своей дудочке.
  • «Ритмический диктант» - педагог играет  короткие и длинные звуки, ребёнок выкладывает карточки на столе с изображением этих звуков.

Музыкально-ритмические занятия — форма музыкальной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей с нарушениями слуха средствами музыкального искусства. На таких занятиях происходит сконцентрированная слухо-речевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами, в отличии от естественной, непроизвольной, дома с родителями или на улице, и это позволяет быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных условиях. И главная задача таких занятий и для таких детей — развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными компонентами. Чему они способствуют? Во-первых, развитию эмоционально-волевой сферы детей, совершенствованию их двигательной сферы. Музыка для любого человека является неким возбудителем собственных чувств, предметом самовыражения, стимулятором двигательной активности. А для особенных детей, в данном случае, с проблемами слуха, музыка выступает механизмом развития их слухового восприятия благодаря связи с движением, ритмом. Хотя кохлеарный имплантат несколько изменяет воспроизводимую мелодию, ее ритмические характеристики он передает точно. Во-вторых, музыка способствует расширению познавательных интересов, автоматизации произносительных навыков детей. Одним из ее основных направлений является развитие тактильно-вибрационного чувства и остаточного слуха, которые в свою очередь способствуют становлению речи, значение которой для развития ребенка неоспоримо. Кроме того, именно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных, движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи.

Ощущение ритма помогает  детям координировать движения своего тела. например, при освоении музыкальных игр, дети учатся ждать своей очереди, строго следовать заданию, выполнять определённые движения. Музыкально-ритмические игры способствуют формированию и развитию понимания речи.

С особым интересом дети участвуют в ансамблевой игре на музыкально-шумовых инструментах. Наиболее важная задача  состоит в том, чтобы научить  ребёнка вовремя вступать, выжидать паузы, ждать нужного момента для начала и окончания игры, следить за мелодией и ритмом.  Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Артикуляционные, мимические и голосовые упражнения отрабатываются в ходе музыкальных игр и упражнений. В коррекционной работе над произносительными навыками чаще используется музыкальный ритм, приближенный к ритму нормальной разговорной речи.

В начале учебного года для детей с нарушением слуха, как и всех детей ОВЗ составляется индивидуальный маршрут и рабочая программа.

Игровая форма занятий позволяет   улучшить взаимодействие  с другими детьми на групповом занятии и улучшить эмоциональный фон на индивидуальном занятии, если ребёнок стеснительный и плохо идёт на контакт. Для того, чтобы научить слабослышащих  и имплантированных детей различать звуки музыкальные, неречевые и речевые звуки, понимать речь и говорить, необходима систематическая и кропотливая коррекционная работа.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей используются следующие виды музыкально-игровой терапии:

психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах:

  • игры на развитие внимания:
  • игры на развитие памяти:
  • игры на преодоление двигательного автоматизма:
  • подвижные игры:
  • игры, способствующие успокоению и организации:
  • игры на выражение различных эмоций:

логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой.

 Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

система музыкально-дидактических игр эффективна в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты.

Стоит отметить ещё один важный фактор, это зрительный ориентир, для детей с нарушением слуха зрительный ориентир- это главный источник представлений об окружающем мире.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.

Итог работы педагогов  хорошо  виден на праздниках, когда дети выступают перед  детьми и взрослыми. Такие выступления способствуют их взаимодействию друг с другом, постепенному преодолению  страха  выхода на сцену, проявление желания продемонстрировать свои навыки и умения перед публикой, что в дальнейшем положительно влияет на  социализацию и адаптацию слабослышащих детей в обществе.

Список литературы:

  1. Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с овз старшего дошкольного возраста посредством применения интерактивных музыкально-дидактических игр и мнемосхем // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-2 (32). – С. 10-12.
  2. Богомильский М-Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация.М: Медицина, 1986
  3. Королева И.в, Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых.-Санкт –Петерург: КАРО, 2009г.
  4. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – 392 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации

В современных   условиях мы  ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.

Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....

"Работа учителя-дефектолога с детьми после кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта".

Данная статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми после процедуры кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта (дети дошкольного и младшего школьного возраста). Количе...

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вме...

Коррекционная работа с детьми после кохлеарной имплантации.

В материале описываются  пути коррекционной работы с детьтми после кохлеарной имплантации....