"Работа учителя-дефектолога с детьми после кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта".
статья по коррекционной педагогике

Матюшинець Людмила Валерьевна

Данная статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми после процедуры кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта (дети дошкольного и младшего школьного возраста). Количество кохлеарноимплантированных детей со сложной структурой дефекта с каждым годом увеличивается. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их индивидуальным особенностям и возможностям. Реабилитация детей данной категории - это долгий и кропотливый труд, как педагогов, так и родителей. В статье раскрыты основные задачи и этапы  коррекционной работы для  кохлеарноимплантированных детей со сложной структурой дефекта, а также эффективные методы и приемы, которые использует учитель-дефектолог на каждом из этапов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя-дефектолога с детьми после кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта

Матюшинець Людмила Валерьевна

учитель-дефектолог

                                                             КОУ  «Нижневартовская школа для обучающихся

                                                                          с ограниченными возможностями здоровья № 1»

                                                                                                г. Нижневартовск, ХМАО-Югра                                                                          

 Аннотация: Данная статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми после процедуры кохлеарной имплантации со сложной структурой дефекта (дети дошкольного и младшего школьного возраста).

Количество кохлеарноимплантированных детей со сложной структурой дефекта с каждым годом увеличивается. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их индивидуальным особенностям и возможностям. Реабилитация детей данной категории - это долгий и кропотливый труд, как педагогов, так и родителей.

 В статье раскрыты основные задачи и этапы  коррекционной работы для  кохлеарноимплантированных детей со сложной структурой дефекта, а также эффективные методы и приемы, которые использует учитель-дефектолог на каждом из этапов.  

Ключевые слова: кохлеарная имплантация (КИ), кохлеарный имплантат (КИ), дети со сложной структурой дефекта, развитие слухового восприятия (РСВ), выработка условно-двигательной реакции (УДР) на неречевые и речевые звучания, детский церебральный паралич (ДЦП),  вибростол с электроакустической аппаратурой  «Верботон ВТ-42».

«Нет необучаемых детей, нужно просто

 уметь любить их такими, какие они есть».

В настоящее время кохлеарная имплантация (КИ) является одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с нарушением слуха, в том числе и детей со сложной структурой дефекта, так как расширяет их образовательные возможности и позволяет открыть для них иные образовательные перспективы. Сама по себе кохлеарная имплантация не способна обеспечить полноценное развитие слухового восприятия и речи. Ребенку необходима длительная послеоперационная психолого-педагогическая реабилитация, проводимая командой специалистов, включающая учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, педагога, музыкального руководителя, воспитателя  и  родителей.

Дети со сложной структурой дефекта – это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием – интеллектуальной недостаточностью, опорно-двигательными нарушениями, нарушением зрения, нарушением слуха – имеют одно или несколько системных нарушений. Мне, как учителю-дефектологу, приходится учитывать, что  большинство воспитанников безречевые, что существенно затрудняет процесс обучения и сопровождения. У каждого из них своя специфика, свой комплекс дефектов, при которых затруднено освоение образовательной программы без помощи ассистента (помощника), в роли которого может выступать мама,  тьютора. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

К сожалению, количество детей со сложной структурой дефекта с каждым годом увеличивается. Поэтому в  организации коррекционной работы данная тема особенно актуальна.

Основными задачами коррекционной работы для  кохлеарноимплантированных детей со сложной структурой дефекта являются:

- выработка условно-двигательной реакции на неречевые и речевые звучания;

- развитие моторики;

- развитие слухового восприятия;

- развитие языковой способности ребенка: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного);

- подражание предметным и речевым действиям взрослого.

Своё занятие я начинаю с установления эмоционального контакта с ребенком. При создании игровой ситуации стараюсь привлекать к себе внимание ребенка, побуждаю к говорению. Далее, когда ребенок привыкает, смотрит на меня, начинает улыбаться и реагировать на голос, идет  на контакт, приступаю непосредственно к коррекционной работе. Работая с кохлеарноимплантированным ребенком со сложной структурой дефекта, я, как учитель-дефектолог, помню, что он должен пройти все стадии  предречевого развития, которые проходит  ребёнок с нормальным слухом, а это -  интонированный лепет, произнесение цепочек слогов, повторение интонации и контура слова или фразы, которые очень важны в правильном развитии речи ребёнка.

Первым этапом коррекционной работы является:

1.Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков.

        На начальном этапе работа направлена на:

-обнаружение звука;

-локализацию источника звука в пространстве;

-выработку условно-двигательной реакции на звук;

-имитацию отдельных звуков речи, слов;

-формирование усидчивости навыка прислушивания;

-различение звуков окружающей среды,  музыкальных игрушек и звуков, издаваемых животными (закрытый выбор, 2 и более);

-различение звукоподражаний.

Работу по выработке условно-двигательной реакции (УДР) на неречевые и речевые звучания веду параллельно друг другу. Эта работа предусматривает обучение ребенка умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным действием (например, собирать пирамиду, перекладывать фишки с одной коробочки в другую и т.д.). В качестве неречевых звучаний выступают музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик и т.д. Речевыми звучаниями являются, в основном, различные слогосочетания, слова. Так как  дети имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, не всегда могут даже взять предмет в руки, то обучение провожу в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. В начале учу ребенка выполнять определенное действие в момент звучания музыкального инструмента либо произнесения слогосочетания слухо-зрительно. Упражнение проделывается до тех пор, пока ребенок сам не начинает выполнять действие в момент игры на барабане или произнесения слогов. Затем, когда ребенок научен этому, работа выполняется на слух.

Обучая детей восприятию звучания игрушек и голоса, следует помнить, что воспроизводить звучание надо с одной и той же интенсивностью, но с разным временным интервалом, нельзя сразу после произнесения слогов или звучания игрушки убирать экран, смотреть на ребенка, так как ребенок будет реагировать на внешние признаки, а не на звук.

В процессе работы по развитию слуха большое внимание уделяю различению речевого материала. На начальном этапе использую звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания, фразы. Начинаю работу с различения двух слов (лепетных или полных) при наличии соответствующих игрушек или картинок, табличек. Видя картинку, ребёнок воспринимает слово как единое целое,   и не выделяет из него отдельные звуки, как мы это делаем при чтении. Слова сначала воспринимаются слухо-зрительно в ситуации наглядного, ограниченного выбора, затем  на слух, после прослушивания слова ребенок повторяет его и указывает на соответствующую картинку или игрушку, постепенно, увеличивается количество слов для различения.

2. Следующий этап - Развитие моторики.

Не маловажным для кохлеарноимплантированных детей со сложной структурой дефекта  является развитие моторики. Изучение двигательной сферы таких детей показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений. Поэтому я провожу работу с учетом степени тяжести нарушения опорно-двигательного аппарата, при необходимости выполняя движения совместно с ребенком.

Реализацию работы по развитию моторики провожу в нескольких направлениях:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие артикуляционной и лицевой моторики.

Для развития общей и мелкой моторики использую:

- пальчиковую гимнастику;

- различные приспособления (массажные мячики, валики, «ёжики», «скалочки»);

- игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки);

- методику Су Джок;

- сенсорные игры.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Сенсорные игры дают возможность детям со сложной структурой дефекта получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием  системы координации и представления о собственном теле.

На своих занятиях в работу по развитию артикуляционной и лицевой моторики включаю следующие виды упражнений:

- логопедический самомассаж;

- мимическую гимнастику;

- артикуляционную гимнастику;

- дыхательную гимнастику.

Самомассаж необходим для  улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения, и я его провожу перед артикуляционной гимнастикой. Мимическая гимнастика способствует развитию подвижности лицевой мускулатуры. Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает силу, подвижность и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом процессе. Так как некоторые дети со сложной структурой дефекта имеют такое заболевание как ДЦП, то выполнение артикуляционных упражнений вызывают определенные трудности, ребенок не может в полной мере двигать язычком, удерживать определенные позиции. В таких случаях активные движения языка вызываю с помощью подкрепления пищей (карамель «чупа-чупс», сушки, сладкая соломка и т.д.). Например, к губам ребенка подношу карамель «чупа-чупс» и предлагаю лизнуть. Перемещая карамель, можно достичь высовывание языка и воспроизведение им боковых движений (упражнение «Часики»), движений вверх-вниз. Для детей с ДЦП с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии: ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению слов; становлению слогового ритма. Понимая значимость и важность работы по развитию моторики, учитывая сложность структуры дефекта ребенка, я включаю в занятия с детьми различные упражнения и игры для формирования всех компонентов двигательной сферы ребенка, побуждаю ребенка подражать крупным и мелким движениям, сопровождая их произнесением звуков, слогосочетаний, по возможности слов.

3. Вызывание голоса, звуков.

Следующим этапом коррекционной работы является вызывание голоса, звуков. Вызывание звучания голоса и звуков речи у молчащих детей одно из самых важных направлений на начальном этапе использования КИ. Во-первых, это быстрее позволяет ребенку пройти пропущенную им стадию развития лепета. Во-вторых, дает малышу еще один источник звуков - он слышит себя! Благодаря этому у него быстрее развиваются речедвигательные центры мозга и слухо-моторные координации, что необходимо для развития устной речи. Для вызывания звучания голоса и звуков речи у кохлеарноимплантированных детей со сложной структурой дефекта широко использую связь звука с движением, опора на зрительные и тактильные ощущения. На основе своей артикуляции (слухо-зрительно), а также в сочетании произнесения звука с движением (фонетическая ритмика), я вызываю голос и обучаю ребенка произносить гласные и звукоподражания, хвалю ребенка, если у него появился любой, даже очень слабый звук голоса. Первое время важнее контролировать у ребенка стойкое появление голоса, а не добиваться правильной артикуляции. Таким детям нужно дольше помогать контролировать звучание голоса в момент артикуляции с помощью тактильных ощущений (ручка ребенка в момент произнесения находится на его горле). Поскольку осознанное подражание движениям взрослого вызывают у некоторых детей трудности, то с ними большую часть занятия провожу, сидя рядом с ребенком, стимулируя его повторять звуки/слова/фразы на слух.

Также  вызыванию голоса, звуков у кохлеарноимплантированных детей со сложной структурой дефекта помогают занятия на вибростоле с электроакустической аппаратурой  «Верботон ВТ-42». Через использование вибростола, низких частот, восприятия звуков всем телом, идет развитие моторики тела, умение его чувствовать и владеть им (напряжение – расслабление). Через вибростимуляции ребенка учу слушать телом. Вибратор устанавливается на разные участки головы или тела для улучшения восприятия. Я работаю над различением звучания «есть звук – нет звука». Это первый этап развития слушания наряду с двигательными активностями, результатом которых спонтанно вызываются голос и звуки.

При работе с  кохлеарно имплантированными детьми со сложной структурой дефекта большое внимание уделяю работе с родителями, как главными реабилитаторами. Нужно обучать родителей контролировать работу имплантата, состояние слуха ребенка, учить естественному речевому общению с ребёнком, способствующему развитию у него слуха и речи.

Также я обучаю родителей развивать слуховое восприятие ребенка в домашних условиях, выполняя различные виды упражнений и игр, продолжать работу, начатую мною на занятии дома,  учу наблюдать за реакциями ребенка на звуки, развивать у ребенка мотивацию к речевому общению и его начальных навыков. С целью приобретая новых знаний о коррекционной работе и совершенствования  своей педагогической культуры приглашаю родителей на  заседания «Университета для родителей», который много лет благополучно работает в нашем  образовательном учреждении.

Таким образом, после операции кохлеарной имплантации необходим длительный процесс реабилитации и большая совместная работа учителя-дефектолога и родителей. Сразу рассчитывать на чудо не приходится. Только при условии ежедневных занятий и ежеминутного целенаправленного общения с кохлеарноимплантированным ребенком, имеющим сложную структуру дефекта, можно наблюдать положительные результаты, пусть даже небольшие.

Список литературы:

1.Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования,решения, Красн.гос.пед.ун-т. Красноярск. 2015

2.Беляева О.Л. К вопросу о взаимодействии педагогического коллектива с семьями дошкольников с кохлеарными имплантами. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016

3. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006

4. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: методические рекомендации. СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007

5.Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). – СПб.: КАРО, 2008

6.Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей / И.В. Королева. СПб.: Умная Маша, 2010

7.Королева И.В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода./И.В. Королева. СПб. КАРО. 2014

8.Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. 1998 № 3

9.Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников. //Дефектология. 2012 №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации

В современных   условиях мы  ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.

Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми после кохлеарной имплантации в процессе музыкальных занятий

Материал для ознакомления воспитателей и музыкальных руководителей с формами и методами работы с детьми после кохлеарной имплантации....

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вме...

Коррекционная работа с детьми после кохлеарной имплантации.

В материале описываются  пути коррекционной работы с детьтми после кохлеарной имплантации....