Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность  оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа букв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников.

Учитель-логопед Бузмакова Ольга Николаевна

Владимирская область, город Ковров, МДОУ д/с №4

Ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Эти проблемы приводят к отставанию в школьном обучении. Несформированность оптико-пространственных представлений отражается на подготовке к  школьному обучению. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения грамотой, дети с ОНР плохо запоминают буквы, путают их на письме и во время чтения.

На современном этапе эта проблема актуализировалась рядом причин. Несформированность оптико-пространственных представлений приводит к тому, что:

-дети путают похожие в написании буквы;

-пропускают или дописывают лишние элементы у букв;

-пишут буквы  «в другую сторону», наблюдается «зеркальное письмо»

По статистике у   40  %  первоклассников наблюдаются разные виды дисграфии, что затрудняет процесс обучения и усвоения программы.

В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность  оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа букв: детям тяжело правильно писать буквы,  делается много ошибок при написании слов, наблюдается «зеркальное письмо»

Это подтолкнуло педагога к изучению специальной литературы, которое подтвердило наблюдаемые закономерности. У детей с несформированным оптико–пространственным представлением в процессе обучения наблюдаются различные виды дисграфии. Поскольку формирование оптико-пространственных представлений предшествует процессу обучения грамоте, то и обучение чтению и письму проходит эффективнее, если предварительная работа спланирована и проведена правильно.

Развитие пространственного мышления формируют объемный мир ребенка и помогает ему ориентироваться в этом мире. Это не просто: лево – право,  далеко – близко и т.д. Это и форма предмета, и расстояние до него, и его величина, и еще много пространственных образов.

Основные этапы работы по формированию пространственных представлений

1. Ориентировка на собственном теле, дифференцирование правых и левых его частей.

Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий:

- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Обратить на это внимание и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми.

  После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха, брови. Учащихся следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела. Затем ученикам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо.

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у учащихся представлений о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

а) Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

Сначала логопед дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка:

- перечисли предметы, находящиеся справа и слева;

- положить предмет справа или слева от себя;

- повернуть голову вправо или влево;

- наклонить голову к правому плечу или к левому.

б) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.

Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, тетрадь и положить ее около левой руки. Задать вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?» Далее детям предлагается задание по инструкции логопеда: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – слева или справа.

в) Определение объектов и предметов в пространстве.

- Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

- Расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

- Сидя за столом, определить его правый и левый края.

- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

г) Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

- Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.

- Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.

д) Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.

- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д., затем роли меняются.

е) Определение направлений в пространстве.

- Определить след правой и левой ноги (по рисунку).

- Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый из членов семьи.

ж) Графическое воспроизведение направлений.

Предварительно детей просят показать рукой в воздухе направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.

- Расположить карточку со стрелкой, ориентируясь на заданные направления.

- Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»: от первой точки – снизу, от второй – сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.

- Обозначить на строке четыре точки. От одной из них провести стрелку вниз, от другой – вверх, от третьей – вправо, от четвертой – влево.

- Графические диктанты.

Качественно проведенная работа по формированию пространственного мышления,  предупреждает  дисграфию у младших школьников, развивает зрительную память, активизирует познавательную деятельность, повышает речевой уровень детей.