« Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников посредством наглядной модели»
консультация на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников

            Помочь практически освоить приемы формирования фонематического слуха, навыков звукового анализа, используя наглядную модель.

            Упражнять воспитателей в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий;

            Показать значимость работы воспитателя в формировании элементарных знаний у дошкольников по обучению грамоте.

            Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_zvukovoy_analiz.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

              МАДОУ д/с комбинированного вида «Сказка»  г. Баймак

                                                                                         

Семинар – практикум

 « Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников

посредством наглядной модели»

                                                             Место проведения: д/с «Сказка»

                                                             Время проведения:  21.01.15 в 13.30

                                                             Ответственные:

                                                             Учитель-дефектолог Хайбуллина А.М.

                                                             Учитель-логопед Сагитова А.А.

Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения.

Задачи:

             Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников

            Помочь практически освоить приемы формирования фонематического слуха, навыков звукового анализа, используя наглядную модель.

            Упражнять воспитателей в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий;

            Показать значимость работы воспитателя в формировании элементарных знаний у дошкольников по обучению грамоте.

            Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

План проведения семинара-практикума:

     1. Презентация по теме: «Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников  посредством наглядной модели»

 (учитель-логопед Сагитова А.А.)

2. Мастер – класс: «Методы и приемы формирования у старших дошкольников элементарных знаний  по обучению грамоте».

 (учитель-дефектолог Хайбуллина А.М.)

                                                                                 

МАДОУ д/с комбинированного вида «Сказка»  г. Баймак

Мастер – класс:

«Методы и приемы формирования

у старших дошкольников элементарных знаний

по обучению грамоте »

                                                             Подготовила:

                                                             Учитель-дефектолог Хайбуллина А.М.

                                                             21.01.20015.

1 фрагмент занятия в подготовительной группе

Речь – предложение – слово – звук на примере слова: «мак».

Цели: Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: рассказ (текст), предложение, слово, слог, звук. Полный звукобуквенный  анализ односложного слова «мак». Развитие  слухового внимания, фонематических процессов.

План (фрагмент занятия):

Педагог предлагает детям прослушать рассказ:

Бабушка посадила мак. Когда мак зацвел, огород стал красивым, нарядным. Ярко-красные маки привлекали насекомых. Но вот листочки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик быстро рос. Округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки»  были семена мака. Когда семена созрели, бабушка собрала их и испекла калач с маком.

Вопросы по теме рассказа:

- Что вы прослушали? (рассказ)

- Про что этот рассказ? (про мак)

- Что вы узнали о маке?

- Из чего состоит рассказ? (из предложений)

- Из чего состоит предложение?

Вспомните первое предложение. Составьте схему этого предложения. Назовите третье слово в предложении (мак). Произнесите: М-а-к. Из чего состоит слово? (из звуков).

Сколько звуков в слове «мак»? Назовите их последовательно.

Составляется звукобуквенный  анализ слова «мак» с помощью зрительных символов.

2 фрагмент занятия в старей группе «Звук и буква О»

Цели:

Уточнение произношения звука О. Развивать умение выделять звук О на слух из ряда гласных звуков, из слогов, слов. Продолжать учить определять позицию звука О в слове. Упражнять в умении составлять предложения с заданным словом. Развивать интерес к языковым явлениям, слуховое внимание, мышление.

  1. Орг момент: пришла в гости кукла Оля.

- Расскажем Оле какие звуки мы уже знаем (А,У, И)

- Что вы знаете об этих звуках? Какие они?

2. Игра: «Четвертый лишний»

- заяц, лиса, кот, медведь;

- туфли, тапочки, пальто, сапоги;

- стол, окна, стул, диван.

Назовите все лишние слова. Назовите одинаковый звук в этих словах. Определите позицию звука в этих словах (начало, середина, конец).

  1. Характеристика звука О (артикуляция, гласный звук)

Игра на развитие фонематического слуха и слухового внимания:

- «Поймай звук»: А И О Ы О У А О Э И О …..

- Повтори только слог со звуком О:

СА, СО, СУ, СЫ, ОС, СИ, СО, УС, СА…..

- Повтори только слово со звуком О:

Осень, утка, игрушка, овощ, осы, сук, сок, арбуз, Аня, Оля, горы.

Какие слова со звуком О запомнили, повторите.

4 Физминутка.

5. Звуковой анализ слова «ДОМ».

6. Составление предложений со словом «дом»

Задания для слушателей:

  1. Определить для какого возраста проведенные занятия.
  2. Сформулировать программные задачи каждого занятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.
  3. Продумать какой наглядный материал можно подобрать для каждого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.

Статья содержит информацию + презентацию материала, по использованию наглядных моделей, с помощью которых у дошкольников:-обогащается активный словарь всех частей речи;-формируется  фонемат...

« Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников посредством наглядной модели»

Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников...

консультация для родителей Т.А. Ткаченко «Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза"

Как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения, о том  какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, ...

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

"Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с ОВЗ посредством наглядной модели."

quot;Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с ОВЗ посредством наглядной модели."...

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи....