"Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с ОВЗ посредством наглядной модели."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Беляева Наталья Анатольевна

"Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с ОВЗ посредством наглядной модели."

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида

Тема:  «Формирование фонематического восприятия, навыков

звукового анализа у дошкольников с  ОВЗ посредством наглядной модели.»

(из опыта работы)

 

                                   

                                    Беляева Н.А.

                                              Учитель – логопед

Саранск, 2021 г.

Формирование фонематического восприятия, навыков

звукового анализа у дошкольников с  ОВЗ посредством наглядной модели.

     

 К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - это способность к воспроизведению звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в слове. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). Работа по развитию фонематического слуха имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. В свою очередь, без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевает грамотным чтением и письмом.

Так как ведущей деятельностью ребенка - дошкольника является игра, в систему своей работы включаю игровые упражнения, дидактические пособия, задача которых - развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, преодоление нарушении слоговой структуры слов.

 Процесс оптимизации в дошкольном образовании нацеливает логопедов на поиск новых, результативных форм, средств и методов обучения, которые эффективно решают коррекционно-развивающие задачи в минимальные сроки.

В качестве эффективного коррекционного средства можно использовали: метод наглядного моделирования, в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать изображения предметов.

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков,    какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.

Это повышает интерес к звукам речи, словам общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. Дети овладевают операциями анализа и синтеза на наглядно представленном ярком, красочном материале. Схемы и модели слога, слова постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку не только слышать, но и увидеть элементы речи, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, способствует высокой результативности работы за короткий промежуток времени.

Многофункциональность таких пособий решает многие коррекционно-развивающие задачи.

  •  Коррекционно-образовательные:  Уточнение, расширение и активизация словаря по каждой лексической теме. Формирование звуковой культуры речи: совершенствование просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой. Совершенствование грамматического строя речи: формируют умение согласовывать существительные с другими частями речи.
  • Коррекционно-развивающие. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа. Развитие зрительного и слухового внимания.

  • Коррекционно- воспитательные. Формирование навыка сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Пособие  «Весёлая  полянка» - это наглядный модуль, где представлены  рисунки, иллюстрирующие уже знакомые ребёнку артикуляционные упражнения для губ, языка. Эти задания формируют группу тех или иных звуков (свистящих, шипящих, соноров). С помощью данного пособия  совершенствуется просодическая сторона речи (формируется правильное дыхание, улучшается  интонационная выразительность, модуляция  голоса), а так же корректируется  произносительная  сторона  речи посредством опорных схем для поз губ и языка. Все упражнения сопровождаются художественным словом.

Первое знакомство с упражнениями отрабатываю по отдельным съемным карточкам-моделям, где ребёнок знакомится с правильной артикуляционной позой для того или иного звука, например:

 Упражнение «Лягушка»                        Упражнение «Заборчик».

Квака любит улыбаться.        Зубы ровно мы смыкаем        

Рот у Кваки до ушей,        и заборчик получаем.

Хоть завязочки пришей.

 Когда упражнения по отдельности отработаны, приступаю к комплексу упражнений «Весёлая полянка», при этом  активизируется деятельность ребёнка, вырабатывается артикуляционный уклад, необходимый для произношения определенных групп звуков, вырабатываю четкость выполнения артикуляционных движений. Затем совместно с детьми уточняем правильную артикуляцию звука – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука. Показываю «профиль» звука на рисунке, уточняю акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поётся. Находим образное сравнение (звук Р – рычание тигра, звук Ш – шелестящая листва,…).

Далее выполняем работу звуко-слогового , звуко-буквенного анализа и синтеза по изготовленным много функциональным моделям.

Каждое пособие - это своеобразная модель слова, состоящая из определенных обязательных структурных элементов:

1) информация о звуке (гласный или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой),

 2) место звука в слове

3) количество слогов,

В качестве элементов модели слова выступают части изображения. Каждая часть рисунка является носителем определенной информации.

Каждая модель состоит из нескольких обязательных частей, элементов:

1)  Главный рисунок со съемными деталями. Носит информацию о лексической теме или каком либо времени года.

2) Съемные детали – фишки   для определения звука: гласный (красный), согласный (синий – твердый, зелёный – мягкий ); обязательно три кружка или квадрата для определения места звука в слове (т.е. условное обозначение начала, середины и конца слова);

3)Одинаковые контурные элементы, которые находятся под главным рисунком для определения количества слогов в слове (столько фигурок, сколько слогов в слове).

Конечно, желательно подбирать слова для звукового анализа логически подходящие к теме модели,  предложить слова по лексической теме.

Алгоритм работы по модели (звуко-слоговой анализ).

1. Определение звука: гласный или согласный?

Звуки обозначаются цветовыми символами, дети выбирают фишку или магнит в соответствии с характеристиками звука.

2. Если звук согласный определи, какой он - мягкий или твердый? Возьми  зеленый магнит, если звук мягкий, синий - если твердый.

3.Определи звонкий звук или глухой? Если звонкий – прикрепи колокольчик, а если глухой – наушники.

4.Определи место звука (о котором идет речь) в слове.  Прикрепи магнит в  первое окошко (кружок или квадратик), если звук в начале, второе окошко, если звук в середине, третье, если звук в конце слова.

5.Определи количество слогов в слове. Сколько в слове слогов, столько одинаковых контурных элементов для определения количества слогов в слове (капли дождя, грибочки, рейки забора и т.д.)

6. Рассматривание модели в целом. Определение времени года. Обсуждение признаков того или иного времени года. В зависимости от лексической темы отработка грамматического строя речи: формирование умения согласовывать существительные с другими частями речи.

Практикум

Для примера разберём звуко-слоговой анализ  слова по модели, которая состоит из  главного рисунка – это сруб дома, съемных деталей – фишки и трёх окон, символизирующих начало слова, середину и конец. Крыша дома это съемная деталь, символизирующая время года.

- Какое сейчас время года? (осень) Следовательно, прикрепляем осеннюю крышу дома. В соответствии с временем года крыши меняются. Здесь можно обсудить признаки того или иного времени года. В зависимости от лексической темы отработать  грамматический  строй речи: сформировать  умения согласовывать существительные с другими частями речи.

- А что собирают осенью? (урожай, фрукты, овощи)

- Отгадайте загадку?

В шкурке золотистой, сладкий и душистый? (апельсин)

- Давайте выполним звуко-слоговой анализ слова АПЕЛЬСИН.

- Какой первый звук в слове апельсин? А

- Этот звук гласный или согласный? Почему? (гласный, так как мы можем его петь и тянуть)

- Определите место звука в слове? (в начале слова, в середине или в конце)

-  Поставь фишку в нужное окошечко.

- Давайте посчитаем слоги.  Прохлопаем (а-пель-син) три слога, поставь столько реечек забора, сколько слогов.

Благодаря использованию наглядных моделей у дошкольников обогащается активный словарь всех частей речи, формируется  фонематическое восприятие, появляются навыки звукового анализа и синтеза, закрепляются имеющиеся представления о фонетической стороне слова, формируются навыки самоконтроля и самооценки. Дети к концу года правильно произносят все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи, различают короткие и длинные слова, звонкие, громкие и тихие; делят слова на слоги; дифференцируют твёрдые и мягкие согласные; определяют и называют первый звук в слове, произвольно регулируют темп, силу голоса, речевое дыхание. Всё это способствует успешному обучению в школе.

Литература:

1.Колесникова Е.В.развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.: Учебно -методическое пособие. М.: Ювента, 2010.

2.Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

3.0мельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед. 2008, №4, с. 102-115

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слогов (пособие для логопедов). – М.: Гуманитюизд.центр ВЛАДОС, 2001.

7.Ткаченко Т.А. Учим говорить  правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: « Издательство ГНОМ и Д»,2004.

8.Филичева Т.Б., Туманова Т.В.Дети с фонетико - фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: «Гном - пресс», 1999.