Педагогическая технология для развития мелкой моторики с использованием воскотерапии
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Солойденко Олеся Анатольевна

Занимаясь с детьми лепкой, воспитатели, как правило, используют пластилин, в то время как работа с природным материалом - воском, способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает терапевтическое воздействие на организм ребенка (т. к. воск содержит прополис и пигменты цветочной пыльцы, ароматические и минеральные вещества, которые проникая в организм ребенка, способствуют его оздоровлению).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soloydenko_olesya_anatolevna_voskoterapiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология

для  развития мелкой моторики

 с использованием воскотерапии

(младший, средний, старший дошкольный возраст )

Солойденко Олеся Анатольевна

                                                                            учитель-логопед

Нефтеюганское районное муниципальное детское образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №25 «Солнышко», г.п.Пойковский.

Актуаль-ность

    Изучая методическую литературу и пособия по изодеятельности, развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, опыт работы педагогов, воспитателей по изодеятельности, учителей–логопедов, я пришла к выводу, что занятия по ручному труду, конструированию и изобразительной деятельности в детском саду, в основном, включают в себя конструирование из бумаги, строительного и природного материала (шишек, сухих листьев, семян), рисование, аппликацию, лепку из пластилина и глины. Воск, являющийся природным материалом, не используется на занятиях. Я не нашла конкретных, апробированных работ с использованием воска.

Необходимо принять во внимание следующие факты, характеризующие современную проблемную ситуацию.

Развитию мелкой моторики не всегда уделяется достаточное внимание, не придается должное значение. Очень часто работа по развитию мелкой моторики ведется эпизодически.

 Занимаясь с детьми лепкой, воспитатели, как правило, используют пластилин, в то время как работа с природным материалом - воском, способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает терапевтическое воздействие на организм ребенка (т. к. воск содержит прополис и пигменты цветочной пыльцы, ароматические и минеральные вещества, которые проникая в организм ребенка, способствуют его оздоровлению).

Цели

Таким образом, традиционно проводимая работа по развитию мелкой моторики, на мой взгляд, оказывается недостаточной и во многом снижает эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений мелкой моторики.

Задачи

Развитие речи и ознакомление младших дошкольников с доступным                  их возрасту видом ручного труда – лепкой из воска.

  1. Обучающая: Учить детей основным формообразующим движениям, способам и приёмам лепки из воска.
  2. Развивающая: Развивать ручной праксис, речь и коммуникативные навыки, развивать творческую активность детей, поддерживать потребность в самоутверждении.
  3. Воспитательная: Формировать положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать интерес к ручному труду, доброжелательность, уважение к правам других детей.

Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения, я опиралась на образовательную программу Т.Д. Дороновой “Радуга” и исходила из квалификации первичного звена – расстройство моторики (как общей, так и мелкой) у детей.

Практическая направленность

В процессе занятий воскотерапией формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира (т. к. воскотерапия является составляющей арттерапии).

 

 Формирование трудовых навыков и умений у детей происходит путём системного воздействия на общую и мелкую моторику, речь и другие психические процессы с применением природного материала и в тесной связи с естественной познавательной деятельностью ребёнка. Например, во второй младшей группе, при изучении  геометрических форм можно лепить круг, квадрат, прямоугольник и т.д., в средней – при изучении цифр, лепить цифры, в старшей группе лепим буквы. Так же можно из воска слепить свечу, сделать для нее подставку, поджечь, а ребенок задует пламя, вот Вам развитие воздушной струи и эмоциональный подъем ребенка.

Результаты педагогической диагностики показывают, что у большинства детей отмечается недостаточное или слабое развитие как мелкой моторики, так и речи.

Занятия с использованием воскотерапии позволяют развивать ручной праксис, речь и творческие задатки дошкольников; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Дети овладевают основными формообразующими движениями, способами и приёмами лепки, что является базой для последующего усложнения материала в среднем дошкольном возрасте.

В процессе деятельности формируется отношение ребёнка к самому себе: развивается и укрепляется уверенность в себе, активность, инициативность; отношение ребёнка к сверстникам: воспитывается доброжелательность, уважение к правам других;

отношение ребёнка к взрослому: развивается заинтересованность во взрослом, как в партнёре по деятельности.

Ребёнок имеет возможность дать выход своим чувствам и обрести душевное равновесие.

Методы и приемы

“Задача педагога - предоставлять детям возможность лепить то, что им хочется; помочь ребёнку дать выход своим чувствам, обрести душевное равновесие; побуждать детей совершенствовать свою лепку…; упражнять детей в основных формообразующих движениях, способах и приёмах лепки”.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

          В работе широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приёмов лепки), игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя и рассказы детей, беседы.

Из словесных приёмов обучения необходимо использование объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приёмы:

Наблюдение

Рассматривание готового изделия

Показ образца

Показ способа выполнения, какого-либо приёма лепки и другие.

Вывод

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

 Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию мелкой моторики, на занятиях воскотерапией способствует не только развитию моторики пальцев рук и речевых процессов, но так, же и познавательной деятельности дошкольников.

литература

http://logoped85.blogspot.com/2011/01/blog-post_2703.html сайт Логопед и я

festival.1september.ru 1 сентября

http://izyuminka42.ru/ изюминка