Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи.
статья (логопедия) по теме

Антонова Елена Сергеевна

Что такое фонематичекий слух? Как  формируется в онтогенезе? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_dlya_pechataniya.docx44.03 КБ

Предварительный просмотр:

             Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи

Фонематический слух, по определению Н.И. Жинкина, - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем данного языка.

Львов М.Ф. и Рамзаева Т.Г. ( Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика русского языка в начальных классах. – М.:1987 – 450с.) дают определение  фонематического слуха как тонкого систематизированного слуха, обладающего способностью осуществить операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, то есть умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения – эти носители законченных мыслей выполняют в тексте отдельные, завершенные в смысловом отношении части, усваивать некоторые грамматико-правописные орфографические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над различными сторонами языка и тем самым подпитывать то, что именуют «даром слова» (Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика русского языка в начальных классах. – М.:1987 – с.34-36).  Исходя из изложенного видится, что фонематический слух является главным афферентным звеном речевой системы.  Помимо неречевого слуха различают специализированный речевой слух. Каждый язык, как показали лингвистические исследования (Н.Трубецкой, Р.Якобсон, М.Галле и др.) располагает своей фонематической системой, где определенные звуковые признаки выступают как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами). Умение выделять сигнальные смыслоразличительные (фонемы) и называется фонематическим слухом. Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различение даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.

Лурия А. Р. пишет, что звуки речи, или фонемы организованы в определенную систему, которая зависит от фонематической системы языка, и для того, чтобы различать эти звуки речи, необходимо позиционировать их соответственно этой системе, выделяя полезные фонематические (или смыслоразделительные) признаки и, абстрагируясь от несущественных, которые называются «вариантами» ( Лурия А.Р. Речь и развитие психических вопросов у ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1956 - ст.18).

Фонема – это единица звуковой системы языка, различающая словоформы данного языка, представленная в речи одним или несколькими звуками, являющимися ее аллофонами.

Фонемы бывают в сильных позициях и слабых позициях. Фонема тогда находится в сильной позиции, когда обладает максимальной различительной способностью. Сильная позиция для гласных – под ударением, сильная позиция для парных звонких и глухих согласных – перед гласным, перед сонорным согласным, перед согласными [в], [й]. Сильная позиция для парных твердых и мягких согласных – перед гласным, кроме [э];  на конце слова; в середине слова перед согласным.

Фонема находится в слабой позиции, тогда, когда обладает меньшей различительной способностью. Для гласных слабая позиция – без ударения. Для звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков слабыми являются все позиции, кроме тех, которые перечислены выше (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.:1976-110с.).

Фонематический слух начинает развиваться у ребенка очень рано, он опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение. Он является тем фактором, тем стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы.

 Н.И. Жинкин в своей книге пишет что, первоначально - центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем  ( Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Наука, 1958 – 65с).

В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи.

Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком.

Первый аспект – развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка.

Второй аспект – овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи.

Ко второму аспекту непосредственно примыкает третий, связанный с овладением смысловой стороной речи (Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общей редакцией Д.П.Н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.).

Развитие артикуляции непосредственно связано с формированием фонематического слуха. В период становления речи ребенок лучше различает на слух те звуки, которые он уже произносит, чем те, которые еще не умеет произносить.

Фонематический слух становится контролирующим регулятором собственного произношения и как следствие способствует овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма, для чего необходимы достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа, умения выделить звук из состава слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить звук в собственном произношении, и далее найти его место в слове, а также последовательность входящих в слово звуков, что и является необходимым условием обучения чтению и письму.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормальное развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции, которая является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок успешно овладел процессом чтения и письма.

       Развитие фонематического слуха у дошкольников

Речь – одна из важнейших психических функций, оказывающая влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе владения грамотой и всеми другими дисциплинами. Она является основным средством общения людей между собой.

Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Речь окружающих регулирует поведение ребенка, расширяет его кругозор. Наряду с другими факторами она развивает у ребенка слуховое внимание, формирует фонематический слух, правильное звукопроизношение, дает образцы грамматически оформленной фразы и т.д. Подражая речи окружающих, ребенок учится точности выражения своих мыслей, чувств, умению владеть голосом, дыханием, всеми интонационными средствами языка, правильному речевому поведению.

Развитие речевой функции – процесс чрезвычайно сложный, в его формировании участвует: слуховой анализатор, состоящий из воспринимающего рецептора (периферическая часть), проводящих нервных путей и мозговых клеток, или центрального конца анализатора в височной области коры больших полушарий головного мозга; речедвигательный анализатор, состоящий также из периферической части, проводящих путей и мозговых клеток в центральной области коры больших полушарий головного мозга. Деятельность последнего в определенной степени зависит от анализатора слухового, имеющего исключительное значение для развития произносительной стороны речи. Как отмечалось выше у нормально развивающегося ребенка фонематический, т.е. специфический слух на восприятие звуков речи, возникает значительно раньше способности артикулировать. Крупнейший исследователь детской речи Гвоздев А.Н. (Логопедия. / Учебник для педагогических институтов под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 680с.) пишет, что общий ход усвоения звуковой речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию фонематического слуха ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы, их точные слуховые представления, и становится регулятором их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляторные навыки. Эти навыки вырабатываются позднее, и с их выработкой звуковые элементы вступают в собственную речь ребенка.

Всякому, кто общается с детьми, известно, что даже годовалый ребенок понимает значительно большее количество слов, чем может произнести. Однако неправильно было бы считать, что к тому моменту, когда у ребенка достаточно развит фонематический слух и произношение, процесс формирования речи в какой-то степени оказывается законченным. Этот процесс интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного и школьного возраста.

Понимание слов, произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы, ее эмоциональной окраске. Слово на этой стадии воспринимается как единый нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Эта стадия восприятия звуковой стороны речи может быть названа дофонемой.

На следующей стадии, называемой фонемой, напротив, возникает понимание речи на основе собственно языковых средств, т.е. значений, связанных с определенными звуковыми формами. Внешне она характеризуется уверенным пониманием речи взрослых и появлением первых детских слов.

Изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, исследователь детских речевых нарушений профессор Левина Р.Е. (Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной – М.: Просвещение, 1968 г.), выделила пять этапов овладения речью ребенком.

Так, на первом этапе у ребенка полностью отсутствует понимание речи, а следовательно дифференциация звуков и самостоятельная активная речь обусловлены общей физиологией этого возраста.

Второй этап характеризуется различением наиболее контрастных и далеких фонем, однако отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка, как правило, искажено, он не различает правильное и неправильное произношение других людей, не замечает и не осознает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те, искаженные слова, которые взрослые произносят, подражая ребенку.

На третьем этапе происходят значительные, очевидные сдвиги. Ребенок уже начал слышать звуки языка в соответствии с их подлинными фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен провести градацию между правильным и неправильным произношением. Однако, в целом, речь еще остается неправильной, но начинают наблюдаться приспособления к новому восприятию, выражающиеся в появлении промежуточных или переходных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе ключевым является преобладание новых образцов восприятия звуков. Активная речь достигает почти полной правильности.

Пятый этап, следовательно, завершает процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Так как развитие слуха ребенка опережает развитие его речевой моторики, то с конца второго года недостатки произношения преимущественно обуславливаются несовершенствами моторики, на улучшение которой и должно обращать особое внимание. Новые исходные по артикуляции звуки обычно появляются целой группой. Поэтому очень важно появление одного из них (Хватцев М.Е. «Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М.6 Аквариум, 1996. – с.71).

Обучая детей пониманию слов, различающихся только одной какой-либо фонемой, и затем, выясняя, насколько такое понимание опирается именно на восприятие фонематического состава слова, Швачкин П.Х. (Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М.6 Аквариум, 1996. –с.69) установил последовательность развития фонематического слуха у детей от 11 месяцев до 1 года 10 месяцев. По его данным, общий ход развития фонематического слуха представляется следующим образом:

  1. вначале и раньше всего возникает различение гласных;
  2. затем возникает различение согласных в следующей последовательности:

- соноры и артикулируемые шумные;

- твердые и мягкие;

- назальные и плавные;

- соноры и не артикулируемые шумные;

- губные и язычные;

- взрывные и призубные;

- переднеязычные и заднеязычные;

- глухие и твердые;

- шипящие и свистящие;

- плавные и йотированные.

Таким образом, к концу 2 года жизни ребенок уже понимает речь на основе фонематического восприятия всех звуков русского языка.

На основе столь тонкого различения фонем языка происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произнесением слов.

Во всех случаях лучше выделяется первый звук слова. Такой ход развития фонем наблюдается у большинства детей. Значительная часть из них скорее усваивает фонемы акустически, меньшая – артикуляционно, т.е. не все звуки, различимые ребенком по слуху, произносятся им.

Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения ребенка. Становясь более самостоятельным, ребенок выходит за рамки узкосемейных связей и начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основными из которых является речь. Развитие речи идет в нескольких направлениях:

Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки всех психических процессов, орудием мышления.

Правильное развитие речи характеризуется не только уровнем развития фонематического слуха и произносительной стороны речи, а также уровнем развития фонематического восприятия, т.е. способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Эта способность осознавать звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучению грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

К концу дошкольного возраста, по данным Мухиной В.С. (Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. И доп. – М., Просвещение, 1985), при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет ключевое значение для последующего овладения грамотой. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слова на составляющие звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок без определенного обучения не умеет и к концу дошкольного возраста.

Речевое общение не ставит пред ребенком задач, в процессе решения которых, развивались бы эти, более высокие формы анализа, поэтому ребенок 5-6 лет затрудняется дать анализ простейших слов, содержащих, например, 3 звука (мак, сыр, дом, кит).

Обучение детей звуковому анализу слов показало, что при определенных условиях даже младший дошкольник может выделить первый и последний звуки в слове, а для ребенка среднего дошкольного возраста эта задача не представляет значительных трудностей. При анализе звукового состава слов ребенок начинает произносить слова особым образом – с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно. Например, слово «морж» дети произносят «м-м-морж», если им нужно выделить первый звук, и «морж-ж-ж», если стоит задача выделить последний звук.

Начиная с 5-6 летнего возраста, дети могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладевают определенным действием – действием подчеркнутого протягивания отдельных звуков.

Такой прием позволяет детям свободно ориентироваться в звуковом составе слова. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.

Нормальное развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции. Он развивается у ребенка очень рано и опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка.

Таким образом, фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он является главным афферетным звеном речевой системы.

В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие – как несущественные для данного языка. Умение выделять сигнальные смыслоразличительные признаки и называется фонематическим слухом. Развитие произносительной стороны речи и формирование фонематического слуха непосредственно связаны между собой.

Развитие умения у дошкольников слышать и выделять звуки речи в разных позициях, дифференцировать сходные, устанавливать их количество и последовательность в слове способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.

Список используемой литературы:

1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: - ЛАНЬ, 1999 – 112с.

2. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Просвещение, 1995.

3. Венгер Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1999.

4. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996 – 256с.

5. Выготский Л.С. проблема возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии, 1972, №2.

6. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки (50 логопедических игр). – СПб.: Детство – ПРЕСС, 1999 – 95с.

7. Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в младших классах во вспомогательной школе. – М.: 1959 – 272с.

8. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и методы коррекционного воздействия. // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М.:1981.

 9. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств. //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.,1982.

10. Данилкина Г.И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе (на материале 1 класса). – Ленинград:1979 – 68с.

11. Дизартрии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстовой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 – 131с.

12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985.

13. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Наука, 1958 – 65с.

14. Жинкин Н.И. речь как проводник информации. – М.: 1982.

15. Корицкая Е.Г., Минашина В.С. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые логопедические приемы по их преодолению / Нарушение речи у дошкольников. – М., 1969.

16. Леонтьев А.Н. психическое развитие детей в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение.

17. Логопедия. / Учебник для педагогических институтов под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 680с.

18. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М.6 Аквариум, 1996. – 384с.

19. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. / Дефектология. 1986, №2, с.64-70.

20. Лопатина Л.В. К вопросу о стертых формах дизартрии. / Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Л., 1989, с.93-97.

21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. / Учебное пособие к спец. курсу. Санкт-Петербург, 1994.

22. Лурия А.Р. Речь и развитие психических вопросов у ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1956.

23. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика русского языка в начальных классах. – М.:1987 – 450с.

24. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией. / расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975, с.79-98.

25. Мартынова Р.И. Методико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. / Очерки по патологии речи и голоса. Под ред. С.С.Ляпидевского. – М.,1963, с.34-48.

26. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М.,1985.

27. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. И доп. – М., Просвещение, 1985.

28. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии (опыт словаря-справочника) / Авторы состав. А.Н. Нигаев, О.А. Алексеев, Е.В. Шиврина. – Екатеринбург, 1997 – 118с.

29. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общей редакцией Д.П.Н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.

30. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е. Левиной – М.: Просвещение, 1968.

31. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. / Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Под ред. С.С. Ляпидеского – М., 1973.

32. Правдина О.В. логопедия. – М.,1973.

33. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М.,1961.

34. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учебное пособие. – Екатеринбург, 1995 – 121с.

35. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.:1976-110с.

36. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М.,1968.

37. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смушин М.Я. клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972.

38. Серебрякова Н.И. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у дошкольников с нарушением речи. / речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л., 1987.

39. Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма. / Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. – Л.,1979.

40. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. / Дефектология, 1974, №4.

41. Стенина Н.Ф. Особенности логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом «Стертая форма дизартрии». – Екатеринбург.:1997 – 105с.

42. Стертая форма дизартрии. Пути коррекции. / сост. Петухова Л.П. и др./ - Челябинск.:1998.

43. Токарева О.А. Дизартрии / расстройства речи у детей и подростков. – М.,1969.

44. Филатова Ирина Александровна. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса. – Екатеринбург.: 1998 – 217с.

45. Чистович Л.А., Кожевников В.А. и др. речь, артикуляция и восприятие. – М.-Л., 1965.

46. Эйдинова М.Б, Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М.,1959.


Конспект логопедического занятия.

Постановка звука [л].

Тема: «Звук [л]».

Цели:

I. Образовательно-развивающие

1.  Дать понятие о правильной артикуляции звука [л], используя артикуляционный профиль звука и показ логопеда.

2.  Дать характеристику звука [л] и соотнести звук с буквой.

3.  Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [л].

4.  Постановка звука [л] с использованием совместной ручной модели логопеда и ребенка.

5.  Отработка правильного произношения звука [л] в открытых слогах, словах.

II. Коррекционно-развивающие

  1. Развивать направленную воздушную струю.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  3.  Развивать общую моторику.
  4. Развивать артикуляционный праксис (массаж лица, артикуляционная гимнастика для губ, языка).
  5. Развивать мимические мышцы языка.
  6. Развивать фонематический слух.

III. Воспитательные

  1. Воспитывать желание, стремление говорить звук [л] правильно.
  2. Воспитывать усидчивость.

Оборудование: профиль артикуляционного звука [л], кукла, картинки и изображением 6-8 предметов, методическое пособие на воспитание воздушной струи, бабочка, мяч, лото, инструмент.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание этапов

1. Организационный момент

- Сели правильно. Спинку выпрямили, руки положили на стол.

Мы будем разговаривать

Мы будем проговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Сегодня нам предстоит очень большая работа, поэтому будь очень внимательна и старательно выполняй все инструкции.

2. Развитие общей моторики

- Сначала сделаем упражнения.

- Повторяй за мной

Тик-так, тик-так

Я умею делать так

Влево – тик, вправо – так

Тик-тик. Так-так.

По 2 наклона головы влево и вправо

В полуприсяде 2 наклона туловища влево и вправо

-----//-----

По 2 наклона головы влево и вправо

3. Развитие мелкой моторики

Пальцы дружная семья

Друг без друга им нельзя

(сгибание и разгибание кулаков)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний

Наш мизинец, малышок!

У-У-У-У! Указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движения выполнять

(соединяем все пальцы с большим)

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже

Мы про зайку не забудем

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить

Надо с пальцами дружить!

(соединяем все пальцы с большим).

4. Массаж лица

Поглаживающий массаж:

  1. Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6 раз.
  2. Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз.
  3. Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего надгубного пространства к ушам. Повторить 4-6 раз.
  4. Самомассаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к ушам.
  5. Самомассаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кисти обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. Повторить 4-6 раз.

5. Работа над дыханием

- Ручку на животик

Вдох через рот, выход через нос,

Вдох через рот, выдох через рот,

Вдох через нос, выход через рот губы трубочкой

6. Развитие мимических мышц лица

- Посмотри на гномиков, какие у них различные выражения лиц. Это сердитое (показ гномика), это удивленное (показ гномика) и т.д. попробуй сделать такие же выражения лиц.

7. Объявление темы занятия

- Сегодня у нас очень необычный гость: клоун Лоло. Вот вы и познакомились. Он будет сегодня выполнять все ваши задания.

- Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении?

Спал я, спал,

Спать устал,

Взял да встал

Постоял, постоял,

Снова устал

И опять поспал.

- Правильно, сегодня будем учиться красиво и правильно говорить звук [л].

8. Артикуляционная гимнастика

- Чтобы его правильно говорить нужно сделать несколько упражнений.

Упражнения для нижней челюсти.

  1. Молоточек (вверх-вниз).
  2. Пила (вправо-влево).

Молодец.

Упражнения для губ.

  1. Улыбка.

- Что мы делаем в цирке, когда выступает клоун? (смеемся, улыбаемся)

- Как? (губы сомкнуты, удержание губ в улыбке) 3 раза.

Картинка.

Мы веселые лягушки,

Губы тянем прямо к ушкам.

  1. Заборчик.

Картинка.

  1. «Хоботок».

Картинка.

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

  1. Улыбка – хоботок.

- А теперь сделаем попеременно улыбку – хоботок (под счет 3 раза).

Ребята – лягушата,

Ребята – слонята.

Упражнения для языка.

  1. Лопаточка (картинка).

Язык похож на лист,

Что упал с березы вниз

Мягкий, круглый,

Плоский – будто лист березы.

- Открой рот и положи язык на нижнюю губу (3 раза).

2. Иголочка (картинка).

Вдруг закапал

Дождик колкий

Стал он тонкий

Как иголка.

- Рот открыт, язык узкий, направлен вперед (3 раза).

  1. Маляр (картинка).

Потолок побелеем мы.

Мы сегодня маляры.

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба (3 раза).

4. Грибок (картинка).

- Рот открыт. Язык присосать к небу (3 раза).

Воспитание воздушной струи.

- На нашего клоуна села бабочка. Нам нужно, чтобы бабочка улетела.

9. Анализ артикуляции звука

- Чтобы правильно произносить звук [н], нужно знать, в каком положении находятся губы, зубы.

- В каком положении находятся губы (в легкой улыбке).

- Зубы? (видны, разомкнуты).

- Кончик языка находится за верхними зубами. Упирается в них. Он узкий.

- Воздушная струя идет по бокам языка между языком и щекой.

10. Характеристика звука.

- Звук согласный или гласный? Почему?

- Звонкий или глухой?

- Положи мне руку на горло и почувствуй – горлышко дрожит.

- Значит звук какой?

- Твердый.

11. Развитие фонематического слуха.

- Положи фишку, когда услышишь звук [л].

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул.

- Сколько получилось? Молодец.

- Положи фишку, когда услышишь звук [л] в словах.

Лужа, кепка, стул, полка, вещь, птица, плен.

- Если услышишь звук [л] среди слогов, подними левую руку.

За, ко, ло, лу, илу, со, ла, пи, лы.

- Если услышишь среди звуков звук [л], подними правую руку.

А, о, и, л, к, ш, л, с, л, л.

- Игра «Лото».

На большом листе изображены шесть предметов: рожки-ложки, Луша-лужа, рак-лак. Эти же предметы изображены на маленьких карточках. Ребенок берет карточку, называет предмет, изображенный на ней, ищет соответствующий предмет на карте, далее ищет карточку со словом, отличающимся от предыдущего предмета одним звуком, называет и ищет этот предмет на большой карте. Когда обе карточки найдены, ребенок определяет, в чем отличие.

12. Постановка звука.

1. По подражанию.

Сейчас мы с тобой немного поиграем. Клоун к нам прилетел на самолете.

Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно как он гудит: лллл…. (зв. длительно).

2. От артикуляционной гимнастики.

- Губы в легкой улыбке.

- Зубы видны, разомкнуты.

- Язык за верхними зубами, кончик языка упирается в них, он узкий.

- Воздушная струя идет по бокам, она теплая.

3. От межзубного.

- Как гудит пароход? (ыы).

- Повторим.

- Положи широкий язык между зубами, прикусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы.

- Пароход может давать несколько гудков.

- Убрать язык за верхние зубы.

4. Механическая помощь.

Удержание языка указательным пальцем, или зондом за верхние зубы.

5. Чтобы правильно научиться произносить звук [л], твой кончик языка должен с силой упираться в верхние резцы (или альвеолы). Вот так (используется совместная ручная модель логопеда и ребенка). Четыре пальца твоей левой руки – это «верхние зубы». Моя правая рука – это «язык». Я с силой буду надавливать правой рукой – «языком» в пальцы – «зубы» твоей левой руки и одновременно произносить звук [л] (Показ логопеда, привлечь внимание ребенка к зеркалу. Затем логопед и ребенок меняются «ролями».)

13. Закрепление в изолированном виде.

Произносим красиво, гудим как самолеты.

14. Закрепление в слогах.

Клоун решил показать нам номер с мячом, а на нем какие-то слоги.

Обратные: ал, ол, ул, ыл.

Между гласными (на другой стороне шарика): ала, оло, улу, ылы.

На шариках клоуна написаны стечения: олн, алн, улн, ылн.

15. Закрепление в словах, во фразовой речи.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Мила маме помогла.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы,

Мила вымыла полы.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло

Ловко вымыла стекло.

Лу-лу-лу, Лу-лу-лу,

Милочка полола лук.

- Лото « Инструменты»

- На маленьких карточках нарисованы молоток, пила, лом.

- Те же инструменты изображены на общей карте. Ребенок может положить маленькую карточку на общую после того, как правильно повторит стишок об инструменте.

Молоток.

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком,

Получилась полка.

Лом.

Лом ломает

Толстый лед.

Лом ломать

Не устает.

Пила.

Пилит толстый ствол пила,

Накалилась добела.

16. Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какой это звук? При произнесении звука [л] где находятся губы, зубы?

17. Домашнее задание.

Дома, пожалуйста, утром и вечером делай упражнения, которые мы сегодня выучили.


 дивидуального занятия (см. ияитиях логопеду ды: наблюдается У №358.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики - неотъемлемая часть развития ребенка в целом!

Игры и рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики....

Развитие мелкой моторики - неотъемлемая часть развития ребенка в целом!

Игры и рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики....

Презентация "Дидактические игры - неотъемлемая часть развития речи младших дошкольников"

quot;Дидактические игры - неотъемлемая часть развития речи младших дошкольников"...

Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи

Консультация на тему:Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи     Фонематический слух, по определению Н.И. Жинкина, - это способность человека к анализу и син...

Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...