Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи
консультация

Бочагова Екатерина Алесандровна

 

Консультация на тему:

Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи

 

    Фонематический слух, по определению Н.И. Жинкина, - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем данного языка.

    Фонема – это единица звуковой системы языка, различающая словоформы данного языка, представленная в речи одним или несколькими звуками, являющимися ее аллофонами. Фонемы бывают в сильных позициях и слабых позициях. Фонема тогда находится в сильной позиции, когда обладает максимальной различительной  парных звонких и глухих согласных – перед гласным, перед сонорным согласным, перед согласными [в], [й]. Сильная позиция для парных твердых и мягких согласных – перед гласным, кроме [э];  на конце слова; в середине слова перед согласным. Фонема находится в слабой позиции, тогда, когда обладает меньшей различительной способностью. Для гласных слабая позиция – без ударения. Для звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков слабыми являются все позиции, кроме тех, которые перечислены выше (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.:1976-110с.). Фонематический слух начинает развиваться у ребенка очень рано, он опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение. Он является тем фактором, тем стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы. Развитие артикуляции непосредственно связано с формированием фонематического слуха. В период становления речи ребенок лучше различает на слух те звуки, которые он уже произносит, чем те, которые еще не умеет произносить.

Фонематический слух становится контролирующим регулятором собственного произношения и как следствие способствует овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма, для чего необходимы достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа, умения выделить звук из состава слова, от дифференцировать его от сходных звуков, уточнить звук в собственном произношении, и далее найти его место в слове, а также последовательность входящих в слово звуков, что и является необходимым условием обучения чтению и письму. Таким образом, можно сделать вывод, что нормальное развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции, которая является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок успешно овладел процессом чтения и письма.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения ребенка. Становясь более самостоятельным, ребенок выходит за рамки узкосемейных связей и начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основными из которых является речь. Развитие речи идет в нескольких направлениях:

Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки всех психических процессов, орудием мышления.

Правильное развитие речи характеризуется не только уровнем развития фонематического слуха и произносительной стороны речи, а также уровнем развития фонематического восприятия, т.е. способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Эта способность осознавать звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучению грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

Речевое общение не ставит пред ребенком задач, в процессе решения которых, развивались бы эти, более высокие формы анализа, поэтому ребенок 5-6 лет затрудняется дать анализ простейших слов, содержащих, например, 3 звука (мак, сыр, дом, кит).

 

Обучение детей звуковому анализу слов показало, что при определенных условиях даже младший дошкольник может выделить первый и последний звуки в слове, а для ребенка среднего дошкольного возраста эта задача не представляет значительных трудностей. При анализе звукового состава слов ребенок начинает произносить слова особым образом – с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно. Например, слово «морж» дети произносят «м-м-морж», если им нужно выделить первый звук, и «морж-ж-ж», если стоит задача выделить последний звук. Начиная с 5-6 летнего возраста, дети могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладевают определенным действием – действием подчеркнутого протягивания отдельных звуков.

Такой прием позволяет детям свободно ориентироваться в звуковом составе слова. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.

Нормальное развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции. Он развивается у ребенка очень рано и опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка.

Таким образом, фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он является главным афферетным звеном речевой системы.

В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие – как несущественные для данного языка. Умение выделять сигнальные смыслоразличительные признаки и называется фонематическим слухом. Развитие произносительной стороны речи и формирование фонематического слуха непосредственно связаны между собой.

Развитие умения у дошкольников слышать и выделять звуки речи в разных позициях, дифференцировать сходные, устанавливать их количество и последовательность в слове способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.

Проверить фонематический слух вы можете и сами:

1. Попросите ребенка повторить слоги парами: СА –ЗА, ГА- КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д.

2. Попросите ребенка повторить цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ТУ-КА-ПО и т.д.

3. Для этого задания приготовьте картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых), например: коЗа – коСа, уШи – уСы, миШка - миСка, Зайка -Шайка, Рак - Лак , Почка – Бочка и т. д. Разложите картинки перед ребёнком и поросите показать: где коЗа? коСа? миШка? миСка и т.д.

4. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук М, хлопни в ладоши: а–п-м-т-н-с-ш-ц-х-м-д-м-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л, рь-ль; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;звонкие и глухие: д-т, в-ф, г-к, б-п и т. д.

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

ЭХО

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”. Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

ЖИВАЯ АЗБУКА

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. 

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

ПУТАНИЦА

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения. Русская красавица своей козою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”. Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

 

Развитие слухового внимания

 

Отгадай, что звучит

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

 

Солнце или дождик

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

 

Разговор шепотом

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

 

Посмотрим, кто говорит

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

 

Слышим звон и знаем, где он

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

 

Развитие фонематического слуха

 

Подскажи словечко

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

 

Маленький учитель

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Игры со звуковыми символами

Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук «а» — большой полый круг; звук «у» — маленький полый круг; звук «о» — полый овал; звук «и» — узкий красный прямоугольник).

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

 

Ход занятия: покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы; соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и») произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» — рот широко открыт; когда произносим «о» — губы выглядят как овал; при произнесении «у» — губы сложены трубочкой; при произнесении «и» — губы вытянуты в улыбку)После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

поймай звук

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Внимательный малыш

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

Дирижер

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

Архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

 

Хорист

Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

 

Сломанный телевизор

Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

 

Звуковые песенки

 

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем — второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

 

Кто первый

 

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи

    Фонематический слух, по определению Н.И. Жинкина, - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем данного языка.

    Фонема – это единица звуковой системы языка, различающая словоформы данного языка, представленная в речи одним или несколькими звуками, являющимися ее аллофонами. Фонемы бывают в сильных позициях и слабых позициях. Фонема тогда находится в сильной позиции, когда обладает максимальной различительной  парных звонких и глухих согласных – перед гласным, перед сонорным согласным, перед согласными [в], [й]. Сильная позиция для парных твердых и мягких согласных – перед гласным, кроме [э];  на конце слова; в середине слова перед согласным. Фонема находится в слабой позиции, тогда, когда обладает меньшей различительной способностью. Для гласных слабая позиция – без ударения. Для звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков слабыми являются все позиции, кроме тех, которые перечислены выше (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.:1976-110с.). Фонематический слух начинает развиваться у ребенка очень рано, он опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение. Он является тем фактором, тем стимулом, благодаря которому ребенок неправильное произношение доводит до нормы. Развитие артикуляции непосредственно связано с формированием фонематического слуха. В период становления речи ребенок лучше различает на слух те звуки, которые он уже произносит, чем те, которые еще не умеет произносить.

Фонематический слух становится контролирующим регулятором собственного произношения и как следствие способствует овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма, для чего необходимы достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа, умения выделить звук из состава слова, от дифференцировать его от сходных звуков, уточнить звук в собственном произношении, и далее найти его место в слове, а также последовательность входящих в слово звуков, что и является необходимым условием обучения чтению и письму. Таким образом, можно сделать вывод, что нормальное развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции, которая является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок успешно овладел процессом чтения и письма.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения ребенка. Становясь более самостоятельным, ребенок выходит за рамки узкосемейных связей и начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основными из которых является речь. Развитие речи идет в нескольких направлениях:

Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки всех психических процессов, орудием мышления.

Правильное развитие речи характеризуется не только уровнем развития фонематического слуха и произносительной стороны речи, а также уровнем развития фонематического восприятия, т.е. способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Эта способность осознавать звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучению грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

Речевое общение не ставит пред ребенком задач, в процессе решения которых, развивались бы эти, более высокие формы анализа, поэтому ребенок 5-6 лет затрудняется дать анализ простейших слов, содержащих, например, 3 звука (мак, сыр, дом, кит).

Обучение детей звуковому анализу слов показало, что при определенных условиях даже младший дошкольник может выделить первый и последний звуки в слове, а для ребенка среднего дошкольного возраста эта задача не представляет значительных трудностей. При анализе звукового состава слов ребенок начинает произносить слова особым образом – с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно. Например, слово «морж» дети произносят «м-м-морж», если им нужно выделить первый звук, и «морж-ж-ж», если стоит задача выделить последний звук. Начиная с 5-6 летнего возраста, дети могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладевают определенным действием – действием подчеркнутого протягивания отдельных звуков.

Такой прием позволяет детям свободно ориентироваться в звуковом составе слова. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.

Нормальное развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции. Он развивается у ребенка очень рано и опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка.

Таким образом, фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он является главным афферетным звеном речевой системы.

В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие – как несущественные для данного языка. Умение выделять сигнальные смыслоразличительные признаки и называется фонематическим слухом. Развитие произносительной стороны речи и формирование фонематического слуха непосредственно связаны между собой.

Развитие умения у дошкольников слышать и выделять звуки речи в разных позициях, дифференцировать сходные, устанавливать их количество и последовательность в слове способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.

Проверить фонематический слух вы можете и сами:

1. Попросите ребенка повторить слоги парами: СА –ЗА, ГА- КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д.

2. Попросите ребенка повторить цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ТУ-КА-ПО и т.д.

3. Для этого задания приготовьте картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых), например: коЗа – коСа, уШи – уСы, миШка - миСка, Зайка -Шайка, Рак - Лак , Почка – Бочка и т. д. Разложите картинки перед ребёнком и поросите показать: где коЗа? коСа? миШка? миСка и т.д.

4. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук М, хлопни в ладоши: а–п-м-т-н-с-ш-ц-х-м-д-м-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л, рь-ль; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;звонкие и глухие: д-т, в-ф, г-к, б-п и т. д.

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

ЭХО

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”. Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

ЖИВАЯ АЗБУКА

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.  

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

ПУТАНИЦА

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения. Русская красавица своей козою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”. Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Развитие слухового внимания

Отгадай, что звучит

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Солнце или дождик

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Разговор шепотом

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

Посмотрим, кто говорит

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

Слышим звон и знаем, где он

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Развитие фонематического слуха

Подскажи словечко

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

Маленький учитель

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Игры со звуковыми символами

Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук «а» — большой полый круг; звук «у» — маленький полый круг; звук «о» — полый овал; звук «и» — узкий красный прямоугольник).

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

Ход занятия: покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы; соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и») произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» — рот широко открыт; когда произносим «о» — губы выглядят как овал; при произнесении «у» — губы сложены трубочкой; при произнесении «и» — губы вытянуты в улыбку)После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

поймай звук

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Внимательный малыш

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

Дирижер

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

Архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Хорист

Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

Сломанный телевизор

Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

Звуковые песенки

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем — второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

Кто первый

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи.

Что такое фонематичекий слух? Как  формируется в онтогенезе?...

Презентация "Дидактические игры - неотъемлемая часть развития речи младших дошкольников"

quot;Дидактические игры - неотъемлемая часть развития речи младших дошкольников"...

Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...