Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи,

 Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автоматизация звука «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zh.docx22.16 КБ
Файл sh.docx19.05 КБ
Файл obuchenie_gramote_2.docx20.22 КБ
Файл sh-zh.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников

с общим недоразвитием речи

Авторская разработка

подготовила

учитель-дефектолог

Гусева Виктория Владимировна

Санкт-Петербург, 2011г.

Тема «Звук и буква ж»

СТРАНА ЖУЖЖАНДИЯ

Материал. Плоскостные фигурки для фланеграфа (жук, мед вежонок, ужи, верблюжонок, ежи, жеребенок, жаба, жираф); сим вол звука ж, предметные картинки со звуком ж.

Ход занятия

  1.  Оргмомент

Изобразить летающих, спящих, обиженных, веселых жуков.

  1. Сообщение темы занятия

Как жужжат жуки? Сегодня будем слушать и произносить I тук ж.

  1. Характеристика звука

Обозначение звука синим кружочком.

  1. Произношение звука ж в слогах и словах

В стране Жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем, поможем!) Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Задание по слоговому синтезу:

Я «бросаю» вам звук ж и звук а. Какой слог получится?

Аналогичное задание дети выполняют с другими гласными звуками.

Задание «Дополни слог»

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук.) А теперь будем сочинять слова со звуком ж. Я буду называть первый слог, а вы следующие: жа... (ба), у... (жи), же... (ребенок), жи... (раф), мед... (вежонок), вер... (блюжонок), е... (жиха). Приду маем им клички: жаба Жужа, жук Жужик, жираф Жора, медвежо нок Джоки, верблюжонок Джефри, ежонок Дожик. Какими они были? (Медвежонок Джоки — неуклюжий. Жук Жужик — оби женный. Жираф Жора — важный. Ужи — осторожные. Жаба Жужа — жадная. Верблюжонок Джефри — обжора.)


  1. Падежное управление. Звуко-слоговой анализ и синтез.

 Сейчас вы узнаете, кто за кем придет к звуку ж.

Задания:

а) узнавание слова по перепутанным слогам (жи-е),

(жа-та-е);

б) узнавание слова жаба по, схеме, составленной из цветовых «символов-звуков»;

в) составление слова жуки по первым звукам, взятым из слов жилет, утка, кино, ива; анализ слова жуки;

г) «собрать рассыпанные» звуки слова жираф.

Кто за кем пришел? С кем подружился звук ж? .

  1. Развитие зрительного внимания Между кем он стоит?

Выставляется символ звука ж.

Закройте глаза.

Меняется место, «звука-символа». Игра в прятки.

Кого будет искать звук ж? Кого он еще не нашел?

  1. Произношение звуков в предложениях.

 Расскажем звуку ж и его друзьям об этих предметах.

Выставляются предметные картинки: ежевика, желуди, утюжок, ножницы.

О чем можно сказать: «Я режу. Я глажу. Я вижу»? Придумайте предложения со звуком ж о себе. Задайте себе вопрос: «Что я делаю?» — и ответьте на него. (Вяжу, лежу, хожу, сижу, дрожу, мажу.) Звук ж слушал, слушал и говорит: «Я от вас сейчас убе жу».

Правильно  ли он сказал?

Составление предложений детьми.

  1. Анализ словесного состава предложения.

 Зарисовка схем. Допускается намеренная ошибка.

  1. Физминутка.

 Игра «Жуки».

  1. Произношение звука ж в чистоговорках и стихах.

Послушайте, друзья, какие стихи мы знаем о вас. ■

Диалог, ведут два ребенка или две подгруппы детей, передавая жесты, мимику ежей, жука и жирафа.

Встретил в чаще еж ежа.

- Как- погода, еж?

- Свежа.

Встретил в чаще еж ежа.

- Как- погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой дрожа,

Жук жужжит

-Я шел и шел.

Желтый камешек нашел.

-Это желудь! Ты неправ,

Говорит жуку жираф.

Что ж, повесь его на сук,

Говорит жирафу жук.

И. Демьянов                                                Г. Сатир.

11. Знакомство с буквой ж.

                                Эта буква широка

                                    И похожа на жука.

Й при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

                

                        С. Маршак.

12. Запомним правило: в слоге жи пишется буква и.

Чтение и выкладывание слов  ужи, ежи, жаба, жуки.

13. Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба»

14. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Звук и буква «Ш» у дошкольников

с общим недоразвитием речи

Авторская разработка

подготовила

учитель-дефектолог

Гусева Виктория Владимировна

Санкт-Петербург, 2011г.

Тема «Звук и буква ш»

 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ МАШИ

Материал. Игрушки (кукла Маша, Мишка, Матрешка, Пет рушка, кошка, мышка, лошадка, Неваляшка); предметные кар тинки (вишни, машина, катушка, подушка, шапка, шкаф и др.);

цветовые символы звуков, звуко-буквенный город, кассы, наборное полотно.

Ход занятия

  1. Оргмомент

«Принесли мы вам подарки. Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с яркой лентой, неваляшка, самолет». Изобразите действия заводных игрушек: кукла шагает, Мишка танцует, неваляшка ка чается, лошадка скачет.

2.  Сообщение темы занятия

Вносится кукла.

Это — Маша.

Звук ш произносится акцентированно.

Вспомните имена, в которых есть звук ш. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша.) Скажите ласково имя Маша. (Машенька.) Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком ш.

  1. Характеристика звука ш по артикуляционным и аку стическим признакам

Машенька еще не умеет произносить звук ш, давайте ее на учим. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой ) Где находится язык? Какой он — узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой.) Как мы произ носим звук ш — с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук ш? Загибайте пальчики и повторите, какой звук ш. (Согласный, твердый, глухой.)

Обозначение звука ш цветовым символом.

  1. Произношение звука ш в слогах

Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-ши (вопросительно — пригласит ли их Маша на день рождения). Шу-шо-шу (с просьбой). Шта-што-шту (утвердительно). Шва-шво-швы (радостно)».

  1. Произношение звука ш в словах. Определение пози ции звука. Падежное управление.

Кого пригласила Маша на день рождения?

Выставляются игрушки: (Петушок, Петрушка, матрешка, нева ляшка, мышка с мышатами, мишутка, кошка, собачка Шарик. Опре деление позиции звука ш.

Что подарили гости Машеньке? Сначала назовите подарки, в Питании которых звук ш слышится в начале слова. (Шарик, шапочку, шоколадку, шарфик, шубку, шторы.) А теперь — со звуком ш в середине слова. (Машинку, лягушку, чашку, вишен ки, погремушку, катушку.) И еще назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в конце. (Ковш, карандаш, брошь.)

  1. Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой состав слов Маша, каша

Машенька предлагает нам поиграть в словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в словах: мы_ка, ко_ка, лягу_ка, мо_ка?

Дети называют пропущенный звук и все слово.

Какой звук заблудился и не стал на свое место и какой звук потерялся в следующих словах: шкаф, мытка, ката, мата ? (Звук т заблудился и стал на место звука ш, который ис чез. Правильные слова — шкаф, мышка, каша, Маша.) Пока жем Маше, как мы обозначаем звуки кружочками. А чем мы обозначаем слова, слоги?

Дети выкладывают схемы слов Маша, каша.

Чем различаются эти слова? Чем они похожи?

  1. Физминутка.

Дети играют в игру «Кот и мыши».

  1. Произношение звука ш в предложениях. Дополнение предложений

Мишутка предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Он на зовет два слова, а вы добавьте нужное слово, чтобы получилось пред ложение. Маша Щ кашу.

(Любит. Маша любит кашу.) Миша —ц шубу. (Миша носит шубу.) Лягушка — мошку. (Лягушка съе ла мошку.) Кошка — мышку. (Кошка поймала мышку.)

Определение количества слов в предложениях.

  1. Звук ш в связной речи.

Начали гости разные истории рассказывать. Послушайте, что рассказала неваляшка о своей подружке Наташе: «Подарить Наташа мишка, Наташа гулять с мишка. Она надевать на мишка штанишки. Наташа любить мишка».

Дети восстанавливают согласование слов в предложении и пере сказывают текст.        

.

  1. Знакомство с буквой ш

Пригласим Машу в наш Звуко-буквенный город. В каком] замке появилась новая буква?

Сравнение строчной и заглавной букв.

  1. Чтение слогов ша, шу, шо, ши

Запомните: буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Букву ш т пиши с и !»

Работа с разрезной азбукой.

Составить слово шина. Какого слога не хватает в этом слове, чтобы получилось новое слово: машина? (Слога ма.) Составь те слово Маша.

  1. Итог занятия



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Автоматизация звука «Ш» у дошкольников

с общим недоразвитием речи

Авторская разработка

подготовила

учитель-дефектолог

Гусева Виктория Владимировна

Санкт-Петербург, 2011

Обучение грамоте.

Тема:  Звук ш

Приключение зайчишки – трусишки

Материал: мишка-шалунишка, зайчишка- трусишка, лягушка- попрыгушка, мышка- норушка., предметные картинки: кукушка, шмель, вишни, ромашки, ландыши, кувшинки,

Кашка, волнушки, сыроежки, кубышки; символы звуков и слов, разрезные азбуки.

1. Оргмомент

Психогимнастика : показываются  игрушки и предлагается детям изобразить мимикой и жестами движение персонажей.

2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука ш по артикуляционным и акустическим признакам.

Какой одинаковый звук вы услышали в названии наших гостей?

Сегодня будем вместе с ними повторять звук ш. ( характеристика звука)

3.Произношение звука ш в слогах. Анализ и синтез слова шум.

Зайчишка- трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: Аш-ош- уш- ши! (зайчишка насторожился.) Шта-што- шту- шты! (Трусишка испугался.) Но тут зашептались листья: Шу- шу- шу. И зайчишка- трусишка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? ( Звуки ш, у. ) Дополните их звуком м. Какое слово получилось? ( Шум.) Сколько звуков в нем?

4. Произношение звука ш в словах.

Зайчишка – трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Сейчас мы узнаем кого и что он видел по дороге.

Выставляются картинки цветов.

На опушке росли …(ромашки, ландыши, кашка), на речке - … (кувшинки, кубышки ).

Угадайте по звукам  Ш, МЬ, Э, ЛЬ, кто сидел на ромашке. ( Шмель) На берегу речушки зайчишка- трусишка увидел … (камешки), на сосне - … (шишки) , на орешнике- …

( орешки)). Под кустом росли…( волнушки, сыроежки). Какую птицу увидел зайчишка- трусишка на дереве? ( Кукушку.)

5. Определение позиции звука ш в словах.

Давайте поиграем с зайчишкой- трусишкой. Подберите к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина… ( машина), кошка… (мошка), лягушка… (подушка), мушка…(пушка). Где слышится звук ш в этих словах.

А Мишка- шалунишка хочет вас запутать . Он будет читать вам стихи, вы слушайте внимательно и сразу же исправляйте ошибки.

С другом мы играли в чашки … (в шашки)

Пили чай из белой шашки … (чашки)

Вылезла из норки шишка … (мышка)

На нее упала мышка … (шишка)

Под кустом сидели шишки … (мышки)

На сосне висели мышки … (шишки)

В воздухе летала кошка … (мошка)

Молоко лакала мошка … (кошка)

На столе стояла кошка … (плошка)

На полу сидела плошка … (кошка).

6. Физминутка.

А теперь послушайте стихотворение.

Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли.

Дети дальше побежали и лягушку повстречали.

Лягушка-попрыгушка – глазки на макушке.

Прячтесь от лягушки, комары да мушки.

Сейчас к нам на занятие придет лягушка-попрыгушка, а ребята будут изображать напуганных мошек и комаров.

7.Произношение звука ш в стихотворении.Повторяем вместе.

Лягушка-попрыгушка решила рассказать нам о том, что произошло с  мишкой- шалунишкой.

Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила, прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка: На носу вскочила шишка!

8.Чтение и преобразование новых слов. Звуко- буквенный анализ слова мишка

Какие похожие слова вы услышали? (мишка, шишка.)Обозначте слово мишкакружочками. Сколько в нем слогов, звуков? Составьте новые слова, заменяя буквы в слове

(мышка, мошка,мушка, кошка.)

9.Практическое усвоение приставочных глаголов.

Послушайте рассказ мишки – шалунишки, как он к нам шел и давайте ему поможем.

Я по лесу шел, и волнушку … (нашел). Дальше я в лес … (пошел), в чащу леса … (зашел) и к избушке … (подошел), потом в избушку … (зашел), ничего там не … (нашел), дальше … (пошел). К дереву я … (подошел), там я сладкий мед … (нашел). ПО дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

10. Развитие фонематических представлений.

Кто запомнил слова со звуком ш, назовите их.

Кто хочет можно составить слово со звуком ш из букв разрезной азбуки.

11. Конец занятия.

Призы от мишки- шалунишки.



Предварительный просмотр:

     

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Дифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников

с общим недоразвитием речи

Авторская разработка

подготовила

учитель-дефектолог

Гусева Виктория Владимировна

Санкт-Петербург, 2011

Тема «Звуки ш, ж»

КАК ЖЕНЯ И ДАША ИСКАЛИ ПУШКА И ДЖЕКА

Материал. Игрушки или плоскостные фигурки (собачка, ко тик, медвежонок, жираф, ежик, мартышка, доктор Айболит, де душка); куклы (девочка и мальчик).

  1. Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите заболевших животных: жирафа с больной шеей, ежа с больной ножкой, мартышку с простуженным горлом.

  1. Сообщение темы занятия

Выставляются две куклы: мальчик и девочка.

Угадайте, как их зовут. В имени мальчика первый звук ж. (Женя.) В имени девочки есть звук ш. (Даша, Маша.) Назовем ее Даша.

  1. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес ким признакам.
  2. Развитие фонематического восприятия.

 Игра «Поймай звук».

Послушайте, какими были Женя и Даша. Если в словах бу дет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку.

Произносятся слова: послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные.

  1. Произношение звуков в словах. Развитие фонемати ческих представлений.

У Жени и Даши жили кот и собака. Придумайте им клички со звуками ш, ж. (Пушок, Джек.) Однажды Джек и Пушок ушли из дома и не вернулись. Женя и Даша решили их| найти. Стали собираться в дорогу. Какую еду они взяли?! (Пирожки, ватрушки, пирожное, шанежки.) Какая на них могла быть одежда? (Джинсы, рубашка, жакет, пиджак, шорты, штаны, жилет.) А если бы это было зимой, что бы они могли надеть? (Шубу, варежки, шапку, кожух, шарф.) Даша и Женя выбрали одежду со звуком ж. В чем они пот шли? (В джинсах, пиджаке, жилете.) Нужна ли им пижа ма? Подскажите нужное слово в моем предложении. Вот они из дома ... (вышли), по дороге ... (пошли), к лесу ... (подошли), в лес ... (зашли). Видят, под большим кустом жасмина сидит доктор Айболит. Догадайтесь, кто к нему пришел ле-1 читься. В слове три слога, первый — мар. (Мартышка.) В слове последний слог нок. (Медвежонок, ежонок, верблюжонок.) Ежонок был с мамой- ... (ежихой). А еще там был «раф-жи». (Жираф.)

  1. Падежное управление.

Кто за кем стоял? У кого что болело? (У жирафа — шея; у ежон ка — брюшко; у мартышки ножка; у медвежонка — горло.)

  1. Произношение звуков в предложениях и связной речи.

 Подошли Женя с Дашей к зверятам, поздоровались. О чем они спросили у зверят? Тут подбежал к ним медвежонок и начал рассказывать о себе. Он не выговаривал звук ж, и вот что у него получилось: «У меня был шар. Я с мамой в берлоге шил. Весной в берлоге была луша. Когда я лазил за медом, пчелы начали Меня шалить. Я был простушен».

     Дети восстанавливают последовательность текста и заменяют звук ш звуком ж.

(Я с мамой жил в берлоге. Весной в берлоге была лужа. Я был простужен. У. меня был жар. Когда я лазил за медом, пчелы начали меня жалить. Я был простужен.)

8.Физминутка

«Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

 Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

  Дружно дерево качали

  Вперевалочку ходили

  И из речки воду пили:

  Вот так  и вот так,

  Они из речки воду пили,

  А потом они плясали

  Дружно лапы поднимали

  Вот так  и вот так,

  Дружно лапы поднимали

Дети имитируют игры медвежат.

  1. Произношение звуков ш, ж в стихах

Попрощались Женя с Дашей со всеми и пошли дальше. Уста ли. «Сяду на пенек да съем ... (пирожок)», — сказала Даша. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Женя.

Лежит ежик у елки,

У ежа иголки.

А внизу, похожие на маленьких ежат

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш.

Послушайте, о чем говорил Женя с ежом:

                Ежик, еж, где ты живешь?

                        -Под кустом меня найдешь.

                        -Ежик, еж, куда идешь?

                        -На лужайку я иду,

I                         Там еду себе найду,

                                  - Ежик, еж, кого найдешь?

- Я найду жука и мышку,

  Отнесу своим детишкам,

  Своим дружным ребятишкам.

После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, дру гая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения  слова дружные.

А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно ... (не ссориться и делиться игрушками). Даша спросила Ежика: «Видел ли ты Джека и Пушка?» «Видел, они ругались и в разные стороны разбежа лись», Ц| ответил Еж. Подскажите Даше й Жене, как найти Пушка и Джека. Позовем и мы их. Скажем слово Пушок по слогам. (Пу-шок.) Какой звук мы произнесли протяжно? Как мы. его назовем? (Ударный звук.) Тут из-за деревьев вышел дедушка, его избушка была неподалеку. «У меня ваш Пушок», — сказал дедушка. Что было дальше, придумайте сами.

Дети придумывают конец сказки. Им предлагают использовать в сказке слово пожар.        

А как поступили бы вы, увидев непотушенный костер?

  1.  Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Автоматизация звука Р в скороговорках" с использованием мнемотехники для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация  методической разработки "Автоматизация звука Р в скороговорках" для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья, с использованием мнемотехники"Данная презентация поможет логопе...

Методическая разработка по теме :"Дифференциация звуков Р и Рь."

Конспект занятия по теме : "Дифференциация  звуков Р и Рь."для детей подготовительной группы.....

Методическая разработка на тему "Дифференциация Ш-Ж"

Представлен материал для проведения индивидуального заняти по дифференциации шипящих звуков "Ш-Ж"...

Методическая разработка "Автоматизация свистящих звуков".

Данная методическая разработка содержит игровой материал для логопедов по автоматизации свистящих звуков....

Методическая разработка "Автоматизация звука"Л".

Данная методическая разработка содержит материал по автоматизации звука "Л"в подготовительной группе детского сада....

Методическая разработка «Автоматизация звука Л в словах с использованием многофункционального дидактического пособия»

Цель: уточнить правильное произнесение звука Л в словах.Задачи:- автоматизировать звук Л;-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласова...

Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков Д-Т"

Игровые упражнения направленные на дифференциацию звуков Д и Т....