КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
материал (логопедия) по теме

Ляхова Надежда Николаевна

Здесь описаны цели и методические указания к кождому упражнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneniy_dlya_svistyashchih.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Построить забор.

Цель.
-Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание.
-Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук И.) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти - десяти.
Методические указания. 

  1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
  2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Сделать трубочку.

Цель. Выработать движение губ вперед.
Описание.
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.
Методические указания. 

  1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
  2. Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 - 2 см от губ, и взять её губами.

Загнать мяч в ворота.

Цель.
Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания. 

  1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
  2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык.

Цель.
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу щ пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.
Методические указания. 

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок при этом не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка. Если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упразднение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким.

Цель.
Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.
Методические указания. 

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
  5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык ".

Кто дальше загонит мяч?.

Цель.
Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу я, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. 

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щеки.
  3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не X, т, е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы.

Цель:
Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания. 

  1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
  2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация артикуляционных упражнений для свистящих звуков в игровой форме

Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...

Комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»

I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц» 1. «Покусаем язычок»Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусыват...

Комплекс упражнений на свистящие звуки

Данный комплекс упражнений подготовит артикуляционный аппарат для постановки свистящих звуков...

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ...

Буклет Комплекс №1 массаж десен и щек, упражнения для активизациии мышц языка.основные упражнения (для свистящих звуков С, З, Ц)

Массаж десен и щек. Упражнения для активизации мышц языка.Основные упражнения (для свистящих звуков С, З, Ц)...

Упражнения для свистящих звуков

Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков...


 

Комментарии

Ляхова Надежда Николаевна

Спасибо за комментарий! Рада помочь чем могу!