Главные вкладки

    "Что и как слышит ваш ребенок"
    занимательные факты по логопедии (старшая группа) на тему

    Климкина Олеся Вячеславовна

     

    СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

    Что и как слышит ваш ребенок

     

    В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chto_i_kak_slyshit_vash_rebenok.doc102 КБ

    Предварительный просмотр:

    СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

    Что и как слышит ваш ребенок

    В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки.

    Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа, что является предпосылкой к овладению грамотой.

    Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

    Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

    Нарушения формирования речи часто возникают вследствие расстройств слухового восприятия в детском возрасте. Расстройства слухового восприятия речи могут быть как следствием патологических процессов, происходящих в периферическом слуховом аппарате, так и результатом поражения центральных отделов звукового анализатора доминантного полушария.

    Примерно к третьему году жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи.

    Однако развитие фонематического слуха, его совершенствование продолжается и у взрослых людей. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

    Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля, который сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком снижении слуха даже у взрослого человека.

    Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, психолога, желательно родителей.

    Советы родителям

    Как часто мы слышим жалобы родителей : «Мой ребенок меня не хочет слушать! Мой ребенок такой невнимательный!»

    Причина невнимательности ваших детей лежит не в обычном непослушание, а зачастую может скрываться в пониженном слухе, в нарушенном слуховом внимании.

    Уважаемые родители, вы сами можете помочь вашим детям стать внимательными и послушными.

    Обследование слуха в домашних условиях

     Необходимо проверить как ребенок слышит шепотную и разговорную речь.

    Ребенка располагают спиной к взрослому на расстоянии 5-6 метров. Взрослый делает полный выдох и шепотом называет слова, которые ребенок должен повторить. В первую очередь предлагаются такие слова, как школа, чайник, машина, чемодан, затем волна, ворота, пирамида, лопата и т.д. В случае затруднения у ребенка логопед повторяет эти слова на расстоянии сначала 4 метров, затем – 3 метров.

    Воспитание умения внимательно слушать

    Игры, в которые вы можете играть с  детьми:

    1 «Поручения»: взрослый становится от детей на расстоянии 5-6 м. и шепотом произносит несложные поручения, например: «Катя, положи мячик на полку!», «Толя, открой дверь!» и т.п. Можно предложить детям закрыть глаза или отвернуться. Подобные игры требуют от детей большой сосредоточенности, поэтому они должны длиться не более 3-5 мин.

    2 Большое значение имеет слушание музыки, а для старших детей слушание детских радиопередач.

    3 «Узнай по голосу, кто позвал»: ребенок встает спиной к нескольким участникам игры. Кто-либо из участников зовет ребенка, а тот должен угадать, чей это был голос.

    4 Полезно также внимательно прислушиваться к звукам, доносящимся со стороны. Можно предложить детям помолчать, даже закрыть глаза и послушать, «о чем говорит комната, улица». Дети услышат тиканье часов, голоса людей, чириканье воробьев и т.д. Еще большее богатство звуков в лесу, в саду: шелест листвы, пение птиц, журчание ручья и т.д.

    5 Можно предложить детям изобразить звуками то, что они слышали, остальные должны угадывать.

    Подобные игры обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи.

    На заметку воспитателям и родителям

    Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной  из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

    Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

    Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

    Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

    Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

    I. Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям по коррекции недостатков произношения и фонематического восприятия.

    1. Взрослый включает магнитофонную запись, на которой другой ребенок (не тот, с которым проводится занятие) правильно произносит звуки в различных словах и предложениях вслед за взрослым. После совместного прослушивания магнитофонной записи взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

    -Чьи голоса ты узнал ?

    -Правильно говорит женщина ?

    -Правильно говорит ребенок ?

    -Если мальчик (девочка) будет так говорить в школе, поймут его другие ученики ?

    -Нравится тебе, как говорит этот ребенок ?

    -Ты правильно говоришь ?

    -Хочешь научиться правильно, красиво говорить ?

    -Надо ли, по-твоему, исправлять такую речь ?

    Взрослый дает ребенку примерно следующие установки:

    -Ты сможешь научиться говорить правильно

    -Запомни, для этого надо заниматься, выполнять задания

    -Тот, кто ленится, никогда не сможет научиться красиво, правильно говорить

    -Ты будешь стараться и обязательно научишься красиво, правильно говорить !

    II. Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

    1. В начале коррекционной работы занятия включали игровые упражнения, на которых дети учились различать неречевые звуки и их направление:

    * постукивание

    * похлопывание

    * шуршание бумаги

    * скрип двери

    * звуки бубна

    * звуки металлофона

    * звуки различных круп, находящихся в коробочке и т.д.

    2. Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции (без показа).

    -прикрой ладонями глаза

    -прикрой ладонями уши

    -подними правое плечо

    -подними левую руку

    -согни левую ногу

    -правой рукой коснись правого плеча и т.д.

    3. Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор цветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого.

    -нарисуй вверху елочку, а внизу домик

    -нарисуй справа два шарика, а слева три кубика

    -нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружочка и 1 красный

    -в левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков и т.д.

    4. Ребенок выполняет названные Взросым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «Просьба». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово.

    -просьба, подними руки вверх

    -руки вниз

    -просьба, руки в стороны

    -присядь и т.д.

    5. Игра: «Так бывает или нет» - если действия, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни, ребенок приседает, если не могут происходить, ребенок стоит на месте:

    -корова летает

    -лошадь выступает в цирке

    -рыба лежит в реке

    -курица дает молоко и т.д.

    6. Ребенок внимательно смотрит на рисунки животных и запоминает, кто в каком ряду нарисован (используются картинки животных). Взрослый перечисляет нарисованных в каждом раду животных, но называет их не по порядку. Ребенок исправляет неточности и дает правильный ответ.

    7. Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на их изображение:

    А) Ежик ползал на поляне,

    Пудель лаял на диване,

    Ну а ялик в это время мирно плавал в океане.

    Б) Ялик ползал на поляне,

    Ежик лаял на диване,

    Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.

    В) Ялик лаял на диване,

    Пудель ползал на поляне,

    Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.

    8. Ребенок внимательно  слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку:

    1. Под землею не размокла

    Вся оранжевая…(свекла ?)

    1. Когда последний луч потух

    В лесу завыл большой…(петух ?)

    1. Он зовется «царь зверей»,

    Потому что …(соловей ?)

    III. Упражнения для развития фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков речи.

    1. Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.

    Слова, подходящие по рифме, которые в ходе выбора называет либо повторяет ребенок, содержат только звуки раннего онтогенеза.

    А) Смотрит слон - дорожный знак,

    Не поймет его …(совсем, никак, ничуть)

    Б) На мяч набросился щенок,

    Схватил его и … (наутек, убежал, разгрыз)

    В) В дальний путь берет верблюд

    Два горба готовых … (завтраков, блюд, обедов) и т.д.

    2. Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя.

    -АУИО

    -ИАОУ

    -УИАО

    -ИЫОУ

    -ЭОУИА

    -УЭОАИ и т.д.

    3. Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочку слогов с легко произносимыми согласными звуками.

    -ту-ка-по                           -ку-па-фо-мы

    -ку-ты-па                          -му-до-на-ты

    -хо-ну-мы                         -па-ду-бы-мо и т.д.

    4. Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости-глухости, легко произносимыми согласными звуками.

    -па-бо-пы

    -бу-па-бо

    -ды-ту-до и т.д.

    5. Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков.

    -пта-пто-пту-пты

    -тка-тко-тку-ткы

    -пна-пно-пну-пны и т.д.

    6. Ребенок внимательно слушает рифмовку-обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с\без опоры на картинку заменяет его «правильным», похожим по звуковому составу.

    * Мы скатаем снежный ком

    И построим куклам Том. (дом)

    * Говорит сосед-чудак:

    Вырос в поле красный Рак. (мак) и т.д.

    7. Ребенок внимательно слушает рифмовки-перепутанки и заменяет перепутанные слова.

    А) Два танкиста едут в …банке.

    Деньги сохранились в…танке.

    Б) Жаркий наступил…пенек.

    Маша села на…денек. И т.д.

    8. Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже.

    Полено-колено

    Отметка-конфетка

    Батон-лимон

    Утка-дудка

    Букет-пакет

    9. Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от остальных.

    Витя-Митя-Катя-Полина

    Вика-Диана-татьяна-Ульяна

    Таня-Оля-Ваня-Маня и т.д.

    10. Вслед за взрослым ребенок произносит по 3-4 похожих по звучанию слова. При повторении слов, близких по звуковому составу, взрослый обращает внимание на громкость и четкость речи ребенка. Такой подход способствует созданию не только фонематической, но и артикуляционной готовности к вызыванию звуков.

    Ком-дом-том

    Пакет-макет-букет

    Банан-диван-капкан

    Окно-кино-давно

    Дата-вата-мята-хата

    Калина-малина-Алина-Полина

    Там-дам-вам-нам и т.д.

    IV. Материал для составления упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи среди прочих звуков.

     С целью повышения уровня фонематического восприятия необходимо развивать у детей способность отличать вызываемый звук от прочих звуков речи (Р.Е.Левина, 1968). Для создания фонематической готовности к вызыванию звука (например, ш) его следует стойко выделять среди звуков:

    * далеких по артикуляции и звучанию (а,у,о,и,б,м)

    *близких по артикуляции и звучанию (ф,т,х,с,ц,ч,щ)

    *вариантов искаженного произношения (ш межзубного, ш бокового, ш носового, ш губно-зубного)

    В ходе упражнений восприятие фонем заостряется вплоть до различения их тончайших нюансов. Мы использовали проверку реакции ребенка на звук, правильно или неправильно произносимых логопедом в начале слов (санки, фанки, шанки, ханки). Более сложный вариант – выделение определенного звука в ряду прочих звуков речи. Задания проводилисься только на поставленных и автоматизированных звуках в речи ребенка.

    Например, для выделения на слух вызываемого звука [ль] среди прочих звуков речи   используем следующие задания:

    1. Игра «Птички спят», когда дети закрывают глаза, а логопед произносит ряд звуков. Детям необходимо хлопнуть в ладоши только тогда, когда они услышат нужный звук ( нужный звук предварительно оговаривается взрослым), нужный слог, нужное слово с нужным звуком.

    Примерный звуковой ряд: -м-н-ль-а-у-о-ль-в-ль-вь-мь-ль-х-нь-бь-ль и пр.

    Примерный слоговой ряд: -да-ла-ма-ля-ку-ни-ли-хя-ле-ля и пр.

    Примерный словесный ряд: - лак- дом-лента-мебель-слон-люстра-лошадь-стол и пр.

    2. Ребенок смотрит на картинку с изображением  ЛИМОНА и внимательно слушает ее название, произносимое взрослым. Если картинка будет названа верно, ребенку следует сказать да, неверно – нет.

                                                            ЛИМОН

    Ряд произносимых слов:

    Имон, лимон, вимон, зимон, лимон, химон, римон, мимон, лимон, нимон и пр.

    3. После того, как ребенок научился выделять нужный звук из звукового, слогового, словесного ряда, мы предлагали ребенку более сложное задание. Например выделить  слова со звуком ль из текста, стихотворения, скороговорки и т.д.

    Примерный текст:

                                                            « Львы

    Львы отдыхали под пальмами. Там были не только львы, но и львята. Далеко обходят пальму олени. Не хотят они видеть львов и маленьких львят. Когда-нибудь малютки-львята будут непобедимыми львами.

    Отзывы родителей по теме «Что и как слышит ваш ребенок»

    Фамилия Имя ребенка

    Пожелания родителей

    Роспись родителей

    Вакула Лиза

    Коробова Мария

    Андреева Алиса

    Станкевич Ксюша

    Максимова Кристина

    Титанюк Ульяна

    Титанюк Илья

    Сбитнев Влад

    Войченко Никита

    Иващенко Саша

    Бойцов Кирилл

    Радюшин егор

    Катаргина Даша

    Жемеров Артур

    Павлов Кирилл

    Тактамышев Айдар

    Чобанов Максим

    Зверева Катя

    Клименко Илья

    Логопед: Климкина О.В.

    Отзывы родителей по теме «Что и как слышит ваш ребенок»

    Фамилия Имя ребенка

    Пожелания родителей

    Роспись родителей

    Буряченко Максим

    Репина Анна

    Шлоков Кузьма

    Смычникова Анна

    Коваленко Денис

    Мбел Даниэль

    Мухамед Самим

    Поспелова Лиза

    Егорова Диана

    Попова Лиза

    Морякин Дима

    Худалеев Артем

    Сальцин Артем

    Батюшкн Рома

    Волков Андрей

    Тафинцев Алеша

    Синебрюхова Тамара

    Рогова Дарина

    Обыденова Саша

    Ермилов Володя

    Алешин Антон

    Литовко Володя

    Кошевая Настя

    Логопед: Климкина О.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА И ДРУГ ДРУГА

    В консультации предложена технология ативного слушания и описан результат применения данной технологии....

    консультация для родителей "Слушать и слышать ребенка"

    Консультация «Давайте, слушать и слышать ребенка»Обычно, когда у наших детей или близких возникают какие-то эмоциональные проблемы, мы начинаем раздавать советы, объяснять, как нужно поступить. ...

    Консультация для родителей «Как дать ребенку почувствовать себя значимым?» и «Что нам мешает слышать ребенка?».

    *Понаблюдайте за процессом общения педагогов с детьми, а также за детско-родительским взаимодействием. Оцените эффективность этого взаимодействия, опираясь на показатели «Как дать ребенку почув­ст...

    Статья" Что делать , если ребенок не слышит или не хочет слышать ?"

    Статья написана о том,как ребенка научить слушать ,а главное слышать родителя....

    Учитесь слышать своего ребенка.

    Проблема  непонимания между ребенком и родителем, к сожалению, очень актуальна в настоящее время. И, зачастую, эту стену непонимания очень трудно разрушить, хотя, при желании, каждый родитель неп...

    7 вещей которые нужно слышать каждому ребенку

    Полезно для всех, независимо от возраста!...

    Фразы, которые важно слышать каждому ребенку.

    Фразы, которые важно слышать каждому ребенку....