Главные вкладки

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду. Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zvuki_a_u_i.docx34.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Путешествие в Страну гласных звуков».

    Цель занятия:

    •  закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и];

    Задачи:

    •  учить выделять гласные звуки [а], [у], [и]  из ряда гласных и из начала слова;

    •  закреплять умение опреде лять эмоциональные состо яния человека и передавать их в мимике, речи и движениях;

    •   формировать навыки звукового анализа;

    •   развитие мелкой моторики;

    •   развивать зрительное, слу ховое восприятие, внимание.

    Оборудование:

    красные галстуки по количеству детей; кукла в коляске; демонстрационный материал «Дорожка для Колобка»; символы гласных звуков (демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал); «звуковые дорожки» - индивидуальные карточки с изображением чередующихся символов гласных звуков, зеркала.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент – миогимнастика.

         Логопед: дети, давайте наденем красные галстуки, посмотрим, друг на друга и удивимся. (Дети под музыку надевают красные галстуки). Мы умеем удивляться!

    - Удивитесь! (Дети удивленно поднимают брови).

    - Наверное, нас ждет что – то интересное. Давайте покажем как мы этому рады. Улыбнитесь! (Дети улыбаются).

    - К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная      погода. Давайте посмотрим в окно и нахмурим брови. (Дети нахмуривают брови).

    - А теперь повторим еще раз:

    Мы умеем удивляется, (удивились).

    Мы умеем улыбаться, (улыбнулись).

    Мы умеем хмуриться! (нахмурились).

    II. Сообщение темы занятия.

    1.  Логопед. Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Вход туда только в красных галстуках. Мы подготовились к путешествию и повязали красные галстуки. А вы знаете, почему мы выбрали именно красные галстуки?

    Дети. Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

    Логопед. Молодцы! Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

    2. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом.

    Логопед. Дети, посмотрите, здесь плачет чья – то кукла. Вспомните, какой гласный звук нужно произнести, что – бы её успокоить?

    Дети. Звук [а].

    Логопед сообщает, что этот звук гласный и предлагает детям успокоить куклу, пропев звук [а]

    Логопед. Посмотрите, кто это катится по дорожке? (Об ращает

    внимание детей на появившуюся картинку.)

    Дети. По дорожке катит ся Колобок.

    Логопед. Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поет. Кто догадался, какой звук поет Ко лобок?

    Дети. Звук [и].

    Логопед. Какой это звук?

    Дети. Это гласный звук.

    Логопед двигает фигурку Колобка по дорожке, все дети длительно произносят звук «и».

    Логопед. Посмотрите на картинку. Кто это? Как вы думаете, что делает волк?

    Дети. Это волк. Сидит, воет …

    Логопед. Как он воет? Какой гласный звук ему подходит?

    Дети. Гласный звук [у].

    Логопед. Давайте покажем, как сидит и воет волк. (Все дети длительно произносят звук [у]). Молодцы ребята. А теперь займите свои места (дети садятся за столы).

    Логопед. А теперь давайте повторим, какие гласные звуки мы сейчас с вами произносили (дети произносят гласные звуки  [а], [у], [и]). Работа с зеркалами.

    Логопед. Какие  эти звуки?

    Дети. Гласные.

    Логопед.  Скажите мне, чем они отличаются от согласных?

    Дети. Гласные звуки можно петь и тянуть.

    Логопед. Каким цветом обозначаем гласные звуки?

    Дети. Гласные звуки обозначаем красным цветом.

    Логопед. Правильно ребята, а согласные звуки можно петь?

    Дети. Согласные звуки нельзя петь.

    Логопед. Каким цветом  мы обозначаем согласные звуки?

    Дети. Обозначаем синим цветом.

    Логопед. Молодцы ребята.

    3. Соотнесение артикуляции со звучанием. Дидактическая игра «Что я говорю?».

    Логопед. А теперь посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу сказать (беззвучно): [а, у, и, ау, уа, аи, ауи]. (Дети называют соответствующие звуки).

    А сейчас  давайте повторим чисто говорки, напоминаю, что чисто говорки мы произносим четко, чисто, громко.

    4. Проговаривание чисто говорок:

    У – У – У – Я домой пойду!

    О – О – О – Вот моё пальто!

    А- А – А –  У меня болит нога.

    Логопед.  Наши приключения ещё не закончились. Посмотрите, ребята, тут Снеговик ждёт от Вас помощи. Он должен отнести письмо Деду Морозу, да только тропинка заколдована. Мы с вами будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая  со мной каждый звук.

    5. Развитие мелкой моторики.

    Логопед произносит звуки, дети повторяют за логопедом, и выполняют упражнение сначала правой рукой снизу вверх, затем  сверху вниз, потом аналогично левой рукой.

     6. Дидактическая игра. «Поймай звук».

    Логопед.   Сейчас я буду называть гласные звуки, и когда вы услышите звук [А] поднимите красный круг. (Логопед называет звуки: у – и – о – а – э – а – а – у – о – а).

    (Дети поднимают красные круги, когда услышат звук «А»).

    Логопед. А сейчас я буду называть звуки, когда вы услышите гласный звук [У], хлопните в ладоши. (Логопед называет звуки: а – и у– о – а –у - э – а – а – у – о – у – а).

    (Хлопают в ладоши, когда услышат звук [У]).

    Логопед. Молодцы, но это ещё не всё. Слушайте внимательно, сейчас я снова назову гласные звуки, а вы когда услышите гласный звук [и] – дотроньтесь до  галстука (логопед называет звуки: у – и – о – а – и - э – а – а – у - и – о – а – и – у).

    7.  Звуковой анализ.

    Дидактическая игра «Живые звуки». Перед началом игры логопед превращает детей в гласные звуки [а], [у], [и].

    Логопед произносит звуки: «ау».

    -Сколько звуков вы услышали?

            Дети. Два звука.

    -  Какой первый звук?

    Дети. Звук [А],

    - Какой второй звук?

    Дети. Звук [У].

    (Логопед  вызывает к доске детей, и ставит их, чтобы получилось ау).

    -Что надо сделать,  чтобы получилось уа?

    (Дети меняются местами).

            - Какие звуки получились?

            Дети. Звуки [уа].

            - Какой первый звук?

    Дети. Звук [у],

    - Какой второй звук?

     Дети. Звук [А].

    - А теперь давайте послушаем, как звучат звуки [а..у..и..] Сколько звуков вы услышали?

             Дети. Три звука.

    Логопед. Какой первый звук? ( [А]). Второй звук? ([У]) третий? ([И])

    Логопед: А теперь давайте встанем так, чтобы получились звуки, которые мы произносили.  

    Логопед: молодцы ребята.  А сейчас мы отдохнём. Выходите на ковёр.

    III. Физкультминутка.

    «МЫ ИГРАЕМ»

    Мы играем на гармошке,

    Громко хлопаем в ладошки,

    Головой слегка качаем,

    Руки к верху поднимаем.

    Наши ножки: топ-топ,

    Наши ручки: хлоп-хлоп.

    Вниз ладошки опускаем,

    Отдыхаем, отдыхаем.

    Дети стоят в кругу, изображают игру на гармошке, а далее все по тексту.

    Логопед: мы отдохнули, садитесь на свои места.

    IV. Дидактическая игра «Определи звук »  

    Логопед: ребята, посмотрите на картинку (выставляет на доску картинки). Что это?

    Дети. Аист.

    Логопед: Определите первый звук в слове (аналогично проводится работа со звуками [у], [и]).

    Дети определяют первый звук в словах: аисты, удочка, утка, абрикос, индюк, утюг.

    V. Итог занятия.

    Логопед: сегодня мы совершили путешествие в Страну гласных звуков. Давайте с вами вспомним, какие гласные звуки вы сегодня произносили?

    Дети произносят а..у..и.

             Логопед: молодцы, ребята  вы хорошо занимались, я рада за вас. Мне хочется подарить вам на память бумажные сердечки с вашими именами. Вы можете их раскрасить любым цветом, каким захотите.

            - Ребята, к сожалению, наше путешествие подошло к концу, чтобы вернуться в группу нам надо снять галстуки. (Дети снимают галстуки под музыку).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

    Проект "Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями" расчитан на 1 год. Реализация проекта разделена на т...

    «Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»

    Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучан...

    Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким чело...

    Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

    Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

    Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

    выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....