Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
презентация к занятию по логопедии (средняя,старшая группа) на тему

Бондарева Людмила Юрьевна

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе детского сада. Идет разучивание комплекса артикуляционных упражнений в сочетании с различными играми и упражнениями на развитие логики, слухового и зрительного восприятия. Есть зрительная гимнастика, динамическая разминка, упражнение с массажными мячиками и релаксация. ( Уважаемые коллеги, звуковые файлы не загружаются - формат не подходит. Предлагаю взять звуковые файлы из шумотеки интернета. А также извиняюсь, что не знаю, кто автор гимнастики для глаз - скачала с интернета, очень удачно вставился фрагмент в занятие, а автора, к сожалению, не знаю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotaciya_k_zanyatiyu.doc89 КБ
Office presentation icon 1_chast.ppt2.92 МБ
Office presentation icon 2_chast.ppt1.63 МБ
Office presentation icon 3_chast.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия учителя – логопеда

Бондаревой Людмилы Юрьевны

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 13 «Калинка»

Тема: «Изучение   артикуляционной гимнастики с использованием

              элементов других здоровьесберегающих технологий»

Возраст: Дети 4-5 лет.

Форма проведения – интегрированное занятие логопеда и воспитателя с детьми одной возрастной группы.

Цели и задачи

Образовательная цель: Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики.  

Коррекционные цели и задачи:

   Развивать артикуляционный аппарат детей посредством активного использования артикуляционных упражнений. Улучшать  общие речевые навыки детей (ответы на вопросы педагога). Совершенствовать словесно-логическое мышление (отгадывание загадок). Развивать зрительное восприятие по угадыванию целого предмета при наличии только фрагментов изображения (игра «Узнайте, кто спрятался?») и контуров предметов («Угадайте по силуэтам»). Развивать слуховое восприятие детей, используя звуки живой природы (Игра «Угадайте 3 животных по голосу» и музыкальную загадку. Развивать мелкую моторику детей, используя упражнения  пальчиковой гимнастики. Совершенствовать тактильные ощущения детей благодаря применению массажных мячиков для каждого ребенка. Совершенствовать общую моторику (динамическая разминка). Учить детей расслаблять глазодвигательные мышцы (зрительная гимнастика). Продолжать обучать детей правильным навыкам релаксации. Закреплять навыки правильной осанки. Развивать у детей мотивацию к сохранению и укреплению здоровья; мотивацию к обучению (сюрпризный момент в конце занятия «Паровозик здоровья»)

 

План  занятия

1. Организационный момент -1 мин.

2. Артикуляционные упражнения: «Открывание и закрывание рта»  и «Надувание щек»-1.5 мин.

3. Игра для развития зрительного восприятия и закрепление навыка правильной осанки-1.5 мин.

4. Артикуляционное упражнение «Хоботок» -45 сек.

5. Игра на развитие слухового восприятия «Угадайте по звуку, кто это?»-2 мин.

6. Артикуляционные упражнения от собаки «Улыбка» и «Лопатка»-1.5 мин.

7. Отгадывание загадки про белку-30 сек.

8. Артикуляционное упражнение «Футбол» -45 сек.

9. Пальчиковая гимнастика -2 мин.

10. Отгадывание музыкальной загадки про ежика-1 мин.

11. Артикуляционное упражнение «Часики» -45 сек.

12. Массаж ладоней маленькими массажными мячами-2 мин.

13.Игра для развития зрительного восприятия «Угадайте по силуэтам, кто  спрятался?»-1мин.

14. Артикуляционное упражнение «Тянем язычок к носу» -45 сек.

15. Динамическая тематическая разминка -1.5 мин.

16. Загадка про кошку-30 сек.

17. Артикуляционное упражнения «Лопатка» и «Качели» -1.5 мин.

18. Гимнастика для глаз-1 мин.

19. Релаксация в положении «лежа на спине»-3мин.

20. Подведение итогов занятия, сюрпризный момент – 2 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Педагог говорит детям, что сегодня мы   отправляемся в гости к животным, и они будут предлагать нам разные задания (слайд 3)

2. Артикуляционные упражнения от бегемотика и хомячка «Открывание и закрывание рта»  и «Надувание щек» (слайды 4,5)

«Бегемотик рот открыл. Подержал, потом закрыл.

Мы подразним бегемота - подшутить над ним охота»

«Хомячок надует щечки, у него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже, хомячку сейчас поможем» [1]

3. Игра для развития зрительного восприятия и закрепление навыка правильной осанки (слайды 6,7,8,9)

«Встали ровно, плечики расслабили, опустили и расправили.  Держим руки «в полочке» за спиной» Угадайте, кто спрятался за этой ширмочкой. Да, это слон.

Следующее упражнение для губ будет от этого слона.

4. Артикуляционное упражнение «Хоботок» (слайд 10)

«Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи и слоненку покажи» [1]

5. Игра на развитие слухового восприятия «Угадайте по звуку, кто это?» (слайды 11,12,13) 

- Присаживайтесь, дети, и внимательно послушайте, кто издает такие  звуки.  

(Показывается слайд – фон без животного, затем включается звук; дети отгадывают, что это волк, затем лев и собака)

- Да, это лев, волк и собака. Какое из этих животных – домашнее? Оно и предложит нам следующие упражнения.

6. Артикуляционные упражнения от собаки «Улыбка» и «Лопатка» (слайды 14, 15)

«Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я бы точно так же смог. Вот, смотри - сейчас»

«Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит, и снова собачка за кошкой бежит» [1]

7. Отгадывание загадки про белку (слайд 16)

-Ребята, угадайте загадку. Как только вы угадываете, кто это, то этот зверек сразу появляется здесь, среди опавшей листвы, посредине этой поляны.

(показ слайда)

«Лесная зверюшка, быстрая хлопотушка,
Орешки запасает – зимой горя не знает»

-Да, это белочка. А теперь следующее задание от белки.

8. Артикуляционное упражнение (логопедическое название упражнения «Футбол»)

«Белка щелкает орешки обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок влево-вправо, на бочок» (слайд 17) [1]

9. Пальчиковая гимнастика от белочки (слайд 18)

(поочерёдно сгибать и затем разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Сидит белка на тележке, раздает свои орешки;

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке косолапому, заиньке усатому.

Встала белочка в тенечке, раздает свои грибочки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке косолапому, заиньке усатому»

10. Отгадывание музыкальной загадки про ежика с последующим его появлением (слайд 19)

-Послушайте внимательно песенку – загадку. Про кого она? Да, про ежика.

Следующее задание от ежика.

11. Артикуляционное упражнение «Часики» (слайд 20)

«Язык, как маятник часов, качаться вновь и вновь готов.

А ежик улыбается, он, как и мы, старается» [1]

12.Чтение стихотворения  с одновременным  проведением массажа ладоней маленькими массажными мячами (слайд 21)(с разной силой нажима на мяч)

«Ежик выбился из сил, яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока – надо их размять слегка.

А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка.

Еж в лесочек убежал, нам «спасибо» пропищал»

13.Игра для развития зрительного восприятия «Угадайте по силуэтам, кто  спрятался?»

 (слайд 22)

-Давайте назовем тех, кто спрятался на этой картинке. (Ответы: жираф, черепаха, слон, верблюд). А теперь послушайте стихотворение, про кого из этих животных в нем говорится?

«С высоты трехэтажного роста разглядеть ему нас не просто.
Дети все для него - лиллипутики, любознатики и почемутики.
- Кто вас пятнышками раскрасил?
- Кто вам кисточкой хвост украсил?
- Почему у вас длинная шея?
- Хочу сказать, но не умею» (Жираф) 

А теперь жираф представит нам новое задание.

14. Артикуляционное упражнение «Тянем язычок к носу» (слайд 23)

«А жираф большого роста.

Вверх он шею  тянет просто»

15. Динамическая разминка от животных (слайд 24)

-Ребята, вставайте в круг и

«Вот мы в Африку попали, мы попали, мы попали.

Как жирафы по саванне мы шагали, мы шагали.

(руки подняты вверх, ладони напряжены, ходьба по кругу)

И как тигры мы бежали, мы бежали, мы бежали.

(бег с высоким подниманием бедра)

И как птицы мы летали, мы летали, мы летали.

(руки в стороны с покачиванием вверх-вниз, ходьба)

Как мартышки веселились, мы плясали и кружились.

(произвольные движения, имитирующие танец)

А теперь скорей на пальмы, занимай свои места»

(бег на свои места)

16. Отгадывание загадки про кошку (после отгадывания – появление изображения кошки на экране)

(слайд 25) «Шерсти маленький клубок. Глазки, носик, коготок.

И на что Оно похоже? «Мяу, Мяу» Это кто же?» (Кошка)

17. Артикуляционное упражнения «Лопатка» и «Качели» (слайды 26, 27)

«Котенок любит молоко: нальешь — и нет ни капли вмиг.

 Лакает быстро и легко, «лопаткой» высунув язык»

«Выше дуба, выше ели на качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели язычком «качать качели»? [1]

18. Гимнастика для глаз от котенка (слайды 28, 29)

- А теперь мы сделаем гимнастику для глаз. Голову держим прямо. Следим за движущимися предметами на экране  только глазами, не поворачивая головы.

19. Релаксация в положении «лежа на спине» (проводится на индивидуальных ковриках) (слайд 30 со звуками живой природы) 

«Реснички опускаются. Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко…Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают… Отдыхая, засыпают…Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляются. Дышится легко…Ровно…Глубоко…(Длительная пауза) Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!»

20. Подведение итогов занятия, сюрпризный момент

 -Ребята, животные благодарят нас за то, что мы разучили их гимнастику, выполнили такие сложные упражнения,  и они приготовили нам сюрприз – это паровозик с умными и здоровыми детишками, которые любят заниматься и заботятся о своем здоровье.  Давайте посмотрим, кто же едет на этом паровозике.

(Под музыку появляются движущиеся вагончики паровоза, каждый из которых «везет» по одному ребенку этой группы. Обязательное условие – фотографии всех детей должны быть на слайдах)

Ссылка в тексте: 1. Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», «Детство пресс», СПб.

Технические средства: ПК, мультимедиа проектор, экран, колонки.

Другие дидактические материалы: массажные мячи на каждого ребенка, индивидуальные коврики для проведения релаксации.

Методическая литература:

1. Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», «Детство пресс», СПб.

            2. Картотека упражнений с массажными мячами

Интернет-ресурсы:

http://skyclipart.ru/detyam/childbook/ 

http://moyaradost.ru/

http://www.forchel.ru/

http://gratisfile.com/publ/ 

http://www.notasound.net/

http://www.animashka.info/photo/

http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/

Аннотация  

       Занятие «Изучение  артикуляционной гимнастики с использованием  элементов других здоровьесберегающих технологий» направлено на  обучение и развитие детей 4-5 лет и 5-6 лет. Занятие может проводить  логопед, но  целесообразнее сделать его  интегрированным, то есть в виде совместной деятельности логопеда, воспитателя и детей. Занятие проводится вне рамок учебного плана в виде коррекционно-оздоровительного занятия во второй половине дня.

       Блок артикуляционной гимнастики проводит учитель-логопед при соблюдении  правил, которые объясняются детям: «Повторяем упражнение 3—5 раз.  Отдыхаем.  Вновь повторяем упражнение 3—4 раза». Логопед также демонстрирует детям правильный образец выполнения.

       В занятии в полной мере представлены элементы 6 здоровьесберегающих технологий. Они располагаются в контексте занятия так,  чтобы нагрузки на речевой аппарат ребенка чередовались бы  с расслаблением,  и в то же время  была бы достигнута поставленная педагогом цель: изучить целый комплекс артикуляционной гимнастики. Занятие спланировано в едином сюжете «В гостях у животных», от имени которых предлагаются задания и упражнения. Инновационным в занятии можно считать применение музыкальной загадки (что способствует развитию ритма и слухового внимания); использование музыкальной зрительной гимнастики; релаксацию под пение птиц; сюрпризный момент в виде фотографий детей на «вагончиках поезда», отчего каждый ребенок  чувствует свою значимость, и таким образом, мотивируется педагами на процесс дальнейшего обучения с помощью ИКТ. Основное новаторство этого занятия – гармоничное сочетание логопедических задач и задач коррекции, обучения и оздоровления детей.

Методика использования ИКТ во время занятия

Несмотря на то, что презентация к занятию, выполненная в программе MS PowerPoint, достаточно большая по объему и информативности, это не значит, что дети смотрят на экран в течение всего занятия. Например, когда идет представление артикуляционной гимнастики, дошкольники смотрят на картинку и тут же переключают свое внимание на логопеда, который сам показывает упражнение, а в это время воспитатель синхронно  читает стихотворение, соответствующее этому упражнению. Весь написанный текст, имеющийся в презентации, предназначен исключительно для педагогов, облегчая им проведение занятия, так как отпадает необходимость использования конспекта (во время занятия) на бумажном носителе с целью экономии времени. Таким образом, если текст презентации – для педагога, то яркие картинки, анимации, музыкальные композиции, звуки природы – это те возможности ИКТ, которые помогают каждому  ребенку как - бы совершить более полное, образное, увлекательное путешествие в рамках одного занятия. Чем более активны дети, тем они более внимательны, заинтересованы, и тем легче педагогу выполнить свои коррекционные и образовательные задачи в полном объеме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие «Изучение артикуляционной гимнастики с использованием элементов других здоровьесберегающих технологий» учитель-логопед МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 13 «Калинка» г. Архангельск Бондарева Людмила Юрьевна Городской конкурс методических разработок уроков и занятий с применением ИКТ

Слайд 2

«Изучение артикуляционной гимнастики с использованием элементов других здоровьесберегающих технологий» Учитель - логопед Бондарева Л.Ю. Воспитатель Кузнецова Н.И.

Слайд 3

Мы сегодня отправляемся в гости к животным, и они будут предлагать нам разные задания

Слайд 4

Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Мы подразним бегемота — Подшутить над ним охота

Слайд 5

Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.

Слайд 6

К Т О С П Р Я Т А Л С Я ? «Встали ровно, плечики расслабили, опустили и расправили. Держим руки «в полочке» за спиной» Угадайте:

Слайд 10

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

Слайд 11

Угадайте, кто это?

Слайд 13

- Кто из этих животных является домашним– лев, волк или собака? - Итак, следующее задание от собаки.

Слайд 14

Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

Слайд 15

Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.

Слайд 16

Загадка «Лесная зверюшка, Быстрая хлопотушка, Орешки запасает – Зимой горя не знает»

Слайд 17

Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковая гимнастика от белочки Сидит белка на тележке, Раздает свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. Встала белочка в тенечке, Раздает свои грибочки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. (поочерёдно сгибать и затем разгибать все пальцы, начиная с большого)

Слайд 2

Угадайте музыкальную загадку

Слайд 3

Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. А ежик улыбается, Он, как и мы, старается.

Слайд 5

С высоты трехэтажного роста разглядеть ему нас не просто. Дети все для него лиллипутики,любознатики и почемутики. - Кто вас пятнышками раскрасил? - Кто вам кисточкой хвост украсил? - Почему у вас длинная шея? - Хочу сказать, но не умею. (Жираф) Угадайте по силуэтам, кто спрятался? Загадка

Слайд 6

А жираф большого роста. Вверх он шею тянет просто . Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу

Слайд 7

Динамическая разминка Вот мы в Африку попали (3 раза ) Как жирафы по саванне мы шагали (3 раза ) И как тигры мы бежали (3 раза ) . И как птицы мы летали ( 3 раза) Как мартышки веселились, мы плясали и кружились. А теперь скорей на пальмы, занимай свои места.

Слайд 8

Загадка

Слайд 9

Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Слайд 10

Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»?

Слайд 11

Гимнастика для глаз Голову держим прямо. Следим за движущимися предметами только глазами, не поворачивая головы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изучение артикуляционной гимнастики с использованием элементов других здоровьесберегающих технологий»

Аннотация         Занятие «Изучение  артикуляционной гимнастики с использованием  элементов других здоровьесберегающих технологий» направлено на ...

Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного

Авторская зазработка моего конспекта занятия  по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены  физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...

«Комплекс пальчиковых гимнастик и масажей с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое зна...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Конспект интегрированного НОД по развитию речи (с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий). Тема: «Поможем Маше готовиться к школе» Подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; познавательное развитие; физическое развитие.Цель: Обогащать и активизировать речь детей.Задачи:Образовательные: – Совершенствовать св...