Обследование слоговой структуры слова у ребенка с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

У детей с общим недоразвитием речи почти всегда нарушена слоговая структура слова. Если эту речевую патологию своевременно не устранить, то ребенок в процессе школьного обучения будет испытывать серьезные трудности во время письма и чтения. Раннее выявление нарушений слоговой структуры, проведения направленного обучения в условиях специализированной коррекционной группы детского сада позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью подготовить детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obsledovanie_slogovoy_struktury_sen.2008_g..doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование

слоговой структуры слова

у детей пятилетнего возраста

с нарушениями речи

(по Марковой А.К.)

Подготовила и провела

учитель-логопед МДОУ № 18

Соловцова Л.С.

                                     Городской округ

Орехово-Зуево

     Обследование слоговой структуры слова – это часть логопедического обследования ребенка. Выявление степени нарушения слоговой структуры слов позволяет установить уровень, с которого можно начать проводить коррекционную работу.

     В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К.Марковой. Виды заданий различны: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.

     Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Наш опыт показывает, что при организации работы по такой схеме ребенок быстро устает, снижается концентрация внимания и целесообразно предлагать ему вначале трудные классы слов, постепенно переходя к легким.

     

     Словарь:

14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных

(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор).

13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино).

12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла).

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон).

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка).

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин).

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко).

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан).

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок).

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма).

4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан).

3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот).

2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана).

1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).

Ход обследования

*Беседа

- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут логопеда? Что делает логопед в детском саду?

*Отраженное произнесение фразы с многосложными словами

- Повтори за мной: «Земляника – вкусная ягода».

*Самостоятельное составление предложения по сюжетной картине

     Ребенку показывают картинку с аквариумом, где плавают разноцветные рыбки.

- Что нарисовано на картинке?

*Произнесение слов различной слоговой сложности по классификации А.К.Марковой

14 класс

- Назови, что нарисовано на картинке (земляника, магнитофон, экскаватор).

     Если ребенок затрудняется, то дать инструкцию: «Послушай, повтори.»

13 класс

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

     Ребенку предлагают собрать без образца разрезанные под прямым углом на 4 части две картинки (пуговица, пианино). В случае затруднения показать образец.

- Собери картинку и назови ее.

12 класс

Дидактическая игра «Отгадай загадку» с предъявлением картинок

Без рук, без топоренка

                                 Построена избенка.

                                                         (Гнездо)

                                 

                                 В земле глубоко сидит,

                                 На небо зеленым хвостом глядит.

                                 Из белой – сахар можно добыть,

                                 Из красной – борщ вкусный сварить.

                                                                                 (Свекла)

11 класс

Дидактическая игра «Мишуткины игрушки»

Медвежонок (мягкая игрушка) предлагает посмотреть ребенку игрушки в корзиночке (гном, слон, гриб, ключ).

- Посмотри и назови.

10 класс, 9 класс

Дидактическая игра «Дорожка»

     Ребенку предлагают пройти по дорожке и назвать лежащие на ней картинки, игрушки (матрешка, лампочка, хлопушка, вертолет, кузнечик, апельсин).

8 класс

Дидактическая игра «Что выросло в саду и в огороде?»

     На столе лежат овощи и фрукты (редиска, капуста,яблоки).

- Посмотри и назови.

7 класс

Дидактическая игра «Третий лишний»

     Ребенку предлагают назвать помидор, огурец, барабан и сказать, что является третьим лишним предметом, объяснить почему.

6 класс

Дидактическая игра «Третий лишний»

     Аналогично называют альбом, тетрадь, чеснок и исключают лишний предмет.

5 класс

Дидактическая игра «Один – много»

     Проводится с картинками (сосна – сосны, ветка – ветки, письмо – письма).

4 класс, 2 класс

Дидактическая игра «Чего нет?»

     Проводится с картинками (веник, банан, петух). Ребенок называет картинку, ее закрывают и спрашивают : «Чего нет?»

-Нет веника, банана, петуха.

3 класс, 1 класс

     Аналогично проводится работа с картинками: мак, лес, кот.

-Нет мака, леса, кота.

*Логопед прощается с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

На материалах А.К. Марковой (используется 14 классов слов с учетом сложности)...

Методики обследования слоговой структуры слова

представлены 3 методики обследования слоговой структуры слова.1-я методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З.Е.2-я методика обследования состояния слоговой структуры слов,...

Презентация "Обследование слоговой структуры слова"

Наглядный материал для обследования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

Обследование слоговой структуры слова

Обследование слоговой структуры слова необходимо при  логопедическом обследовании детей. Выявление степени нарушения слоговой структуры слов позволяет установить уровень, с которого можно начать ...

Презентация "Обследование слоговой структуры слова"

Презентация может быть использована учителями-логопедами для обследования слоговой структуры слова у детей 5 лет....

Обследование слоговой структуры слова у детей 4-5 лет.

Обследование слоговой струк­туры слова - часть логопеди­ческой работы с детьми. Вы­явление степени нарушения слоговой структуры слова по­зволяет установить уровень, с которого можно на...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.

Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....