Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
календарно-тематическое планирование по логопедии по теме

Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_logopeda.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа,  зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

 Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей.

2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ.

3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться  родители  в осуществлении развивающей и коррекционной работы.

1 этап.  Диагностический

Месяц                                               Вид деятельности                                       Ответственный

Сентябрь-Октябрь

Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование)                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                           Учитель-логопед        

Сентябрь

Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями)

                                                                                                                           Учитель-логопед

Сентябрь

Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный  год (составление перспективного плана коррекционной работы)        

                                                                                                                             Учитель-логопед

2 этап. Основной этап

Месяц                                                         Вид деятельности                                       Ответственный

Ноябрь 

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»(ст.гр.).

                                                                                                                         Учитель-логопед

Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника» (подг.гр)  

                                                                                                                              Учитель-логопед                                                                                                                                              

Декабрь

Семинар-практикум для родителей  адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Эффективные способы развития речи детей раннего возраста».

       -формирование речи у детей в ранний период

       -взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции

       -обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:

           -пальчиковый игротренинг;

        -обсуждение, обмен мнениями.

                                                                                                                             Учитель-логопед

Январь

Консультация для родителей  «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук» (ст.гр.)

- виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;

- рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук  детей 5-6 лет;

- советы родителям,  имеющих леворуких  детей.

                                                                                                                            Учитель-логопед

Январь

Консультация для родителей подготовительной к школе группы

«Подготовка детей  к обучению грамоте» (логопункт)

- развитие фонематического слуха

- предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

-формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка руки ребенка к письму.

                                                                                                                            Учитель-логопед

Февраль

Круглый стол  для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (родители ст.гр и под.гр. детей логопункта):

-специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие

дошкольников;

-развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;

-развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами

выставка детских работ;

- обсуждение, обмен мнениями.

                                                                                                                          Учитель-логопед

Март        

Консультация «Игры и игрушки у вас дома» (ст.гр)

-игра – основной вид деятельности ребенка;  

-классификация детских  игр;

-рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье.        

                                                                                                                           Учитель-логопед

Консультация  «Как правильно учить ребенка читать» (подг.гр)

                                                                                                                            Учитель-логопед

Апрель

Консультация для родителей  адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Что делать, если ваш ребенок не говорит».

                                                                                                                            Учитель-логопед

Май

Родительское собрание для родителей детей входящих в  логопункт «Готовность детей  к школе».

-психологическая готовность ребенка к школе;

- результаты обследования детей и работы ПМПК;

- отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми;

-рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.

Анкетирование «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов)к школе, потому что…»

                                                                                                                           Педагог-психолог

                                                                                                                            Учитель-логопед

                                                                                                                              Воспитатели                                                                                    

Ожидаемые результаты:

При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

Используемая литература:

1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008

2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с

недостатками речи. М., 2009.

3. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.

4. Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. 1997. № 5.

5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007

6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.

7. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

     Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...

Педагогический проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей - одно из приоритетных напрвлений современного образования. Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решений проблем речевого ра...