Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т']"
план-конспект по логопедии по теме
Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей педагогической технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_proiznosheniyu.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике
для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная подгруппа)
Логопедическая тема: «Дифференциация звуков [ч – т’]»
Цель: Дифференциация звуков [ч] – [т’] в слогах, словах, предложениях через игровые упражнения
Задачи:
- Коррекционно – развивающие:
- развивать речевое дыхание и голос;
- развивать правильные артикуляционные уклады;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать пространственную ориентацию;
- развивать фонематические представления;
- развивать мелкую и общую моторику; координировать речь с движением;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать связную речь.
- Обучающие:
- обогащать и активизировать словарь;
- учить давать сравнительную характеристику звуков [ч – т’];
- формировать словообразование существительных с суффиксами – онок, - ёнок;
- учить делить слова на части (слоги).
- Воспитывающие:
- воспитывать умение слушать;
- воспитывать аккуратность.
Оснащение:
У логопеда:
- указка, магниты;
- схема «Песенка гласных»;
- мягкие игрушки: телёнок, черепашонок, котёнок, бельчонок, тигрёнок, енотик, зайчонок, чебурашка, тюленёнок, крокодильчик, дракончик, утёнок, собачка;
- предметные картинки: чашка, утюг, чайник, мяч, свеча, ботинки;
- дидактическое пособие «Паровоз и вагончики»;
- картинки с изображением детёнышей животных: котёнок, телёнок, волчонок, бельчонок, зайчонок, утёнок, тюленёнок;
- массажный мяч.
У детей:
- дидактическое пособие «Чашка» для развития дыхания (6 шт.);
- зеркало настольное (6 шт.);
- сигнальные флажки зелёного и синего цвета (по 6 шт.);
- цветные карандаши зелёного и синего цвета (по 6 шт.);
- карточка для дифференциации звуков [ч] - [т’].
Оформление доски:
Картинки на доске: чашка утюг чайник мяч свеча ботинки | Дидактическое пособие «Паровоз и вагончики» |
Ход совместной образовательной деятельности:
Этапы и время | Деятельность логопеда | Примерные ответы детей | ||||||||||||
Вводная часть
1 мин.
2 мин.
5 мин.
1 мин. Основная часть
2 мин.
2 мин.
2 мин.
Динамическая пауза 2 мин.
2 мин. 11. Формирование слогового анализа слов 2 мин.
–онок, -ёнок. 1 мин.
2 мин.
Динамическая пауза 2 мин.
2 мин.
1 мин. | Логопед здоровается с каждым ребёнком, называя его по имени: «Здравствуй …» Давайте начнём с «Песенки гласных». Вы смотрите на доску, следите глазами за моей указкой и поёте гласные звуки. А теперь поработаем над нашим дыханием. Возьмите в руки «чашку», представьте, что в эту «чашку» вам налили чай, он очень горячий. Мы сейчас попробуем чай остудить: - вдох через нос – выдох через нос (2 раза); - вдох через нос – выдох через рот (2 раза). Молодцы! Вот вы и остудили свой горячий чай! Уберём «чашку» в сторону. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас я буду рассказывать вам сказку, а вы слушайте и, когда нужно, делайте упражнения для язычка. «Жил – был язычок. Проснулся он утром рано – открыл окошко. Посмотрел Язычок налево, направо, посмотрел вверх – светит ли солнышко, посмотрел Язычок вниз – нет ли там луж. Закрыл окошко. Пошёл Язычок в ванную умываться. Умывается. Потом он почистил зубы. Пока я проговариваю, вы вместе с Язычком должны чистить зубы и вверху, и внизу. «Чищу зубы, чищу зубы: И снаружи, и внутри; Не болели, не желтели, Не темнели, чтоб они». Потом Язычок пополоскал рот. Посмотрел Язычок на себя в зеркало, улыбнулся. Пошёл Язычок на кухню – завтракать. Мама приготовила вкусные блинчики. Покушаем блинчики. Блинчики Язычок ел с вареньем. Оно осталось на верхней губе. Давайте слижем варенье. «Ох, и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу!» Покушал Язычок, взял свою любимую чашку и стал пить чай. Покажите, какая красивая чашка была у Язычка. Позавтракал Язычок, и мама отпустила его погулять. Он поцеловал мамочку. Покажите как. Радостный Язычок поскакал на прогулку на одной ножке». Наш Язычок ушёл гулять, а мы продолжаем… Послушайте пару слов и определите звуки, которыми эти слова различаются: «Чёлка – тёлка». Сегодня мы будем учиться различать эти звуки: [ч – т’]. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Обратите внимание: губы вытянуты «трубочкой», язык – вверху, как «чашечка», он толкается в верхние бугорки, изо рта идёт горячий воздух. Звук [ч] – согласный, не поётся, всегда мягкий, глухой. А теперь произнесите звук [т’] – губы растянуты в улыбке, звук также произносится с помощью языка, язык толкается в верхние зубы, горячего воздуха нет. Звук согласный, не поётся. Он мягкий, глухой. Сегодня к нам в гости пришли два друга: Черепашонок и Телёнок (показать игрушки). С какого звука начинается имя этого героя? (показать Черепашонка) А с какого звука начинается имя этого героя? (показать Телёнка) Правильно! Значит, Черепашонок дружит с каким звуком? А Телёнок? Наши гости сейчас будут разговаривать друг с другом. Давайте мы попробуем повторить то, что они говорят: ча – ча – тя чо – тё – чо чу – тю – тю – чу ти – чи – ти – чи Скажите, какого цвета костюм у Телёнка? А какого цвета костюм у Черепашонка? Наши друзья предлагают вам поиграть с ними. Встаньте, возьмите в руки флажки. Я буду произносить слова, если вы услышите в слове звук [т’], то вы покажете какой флажок? А если в слове есть звук [ч], то вы покажете какой флажок? Слова: чайка, тюльпан, телефон, часы, тигр, чеснок, черепаха, телевизор Черепашонок и Телёнок нашли вот эти картинки (показать на доску). Они предлагают вам игру. Нужно правильно назвать картинку и сказать, где она находится: слева, справа, вверху, внизу. - Какие два предмета мы можем объединить в одну группу? - Почему? Игра «Паровоз и вагончики». Давайте покажем Черепашонку и Телёнку, как мы умеем делить слова на части. Вы по одному будете выходить к доске. Телёнок и Черепашонок принесли фотографии своих друзей. Припомните названия детёнышей животных и назовите их по этим картинкам. - У кошки детёныш кто? - У коровы? - У волка? - У белки? - У зайца? - У утки? - У тюленя? У Телёнка и Черепашонка сегодня день рождения, и они пригласили друзей (посадить игрушки на разные стульчики). Но домики у малышей маленькие, каждый будет отмечать свой день рождения у себя дома. Давайте угадаем, кто к кому придёт в гости. (Логопед выставляет пакет с мягкими игрушками) Кто пойдёт в гости к Телёнку, а кто к Черепашонку? А теперь поиграем со словами. Я произношу слова для Черепашонка со звуком [ч], а вы должны изменить слово так, чтобы вместо звука [ч] появился звук [т’] – ваши слова для Телёнка. Слова: мяч… чёлка… ткач… пугач… лечи… Мы с вами позанимались устно, а теперь поработаем на карточках. Возьмите карандаши: синий и зелёный. Назовите картинки, которые вы видите на карточке. Сделайте подарки нашим гостям. Подарки для Телёнка должны быть с каким звуком? Назовите их.
Картинки для Телёнка закрасим каким цветом? А теперь назовите то, что вы подарите Черепашонку. Вы закрасите эти картинки каким цветом? Наши гости: Черепашонок и Телёнок очень довольны, сегодня они весело провели время вместе с вами. Но пора расставаться. Черепашонок и Телёнок должны спешить, их ждут в другом детском саду. Давайте попрощаемся с ними. А теперь вспомним, что мы с вами сегодня делали, какие упражнения выполняли? Мне очень понравилось, как вы сегодня играли. Всем спасибо, до свидания! | Дети заходят в кабинет, садятся за стол. Каждый ребёнок отвечает отдельно: «Здравствуйте!» Дети все вместе «пропевают» гласные звуки, согласно схематическому изображению: «А – О – У – песенку пою, А – Ы – О – как мне хорошо! А – Ы – У – губки я тяну. А – Ы – И – песенка замри!» Берут в руки «чашку», действуют по команде логопеда. Убирают «чашку» в сторону. Действуют согласно команде логопеда. Широко открывают рот. Делают движения языком налево, направо, вверх, вниз. Закрывают рот. Делают круговые движения широким языком по губам. Делают движения кончиком языка из стороны в сторону по верхним зубам, по нижним зубам (снаружи и внутри). Имитация движения. Улыбаются. Шлёпают губами по широко распластанному языку, при этом проговаривая: «Пя – пя – пя ..». Делают упражнение «Вкусное варенье». Делают упражнение «Чашка». Делают упражнение «Поцелуй». Чмокают губами. Делают упражнение «Лошадка», цокают языком. Различаются первыми звуками: [ч – т’]. В слове чёлка – первый звук [ч], а в слове тёлка – первый звук [т’]. Произносят звук [ч], смотря в зеркало, обращают внимание на артикуляцию. Произносят перед зеркалом звук [т’], обращая внимание на артикуляцию. - Со звука [ч]. - Со звука [т’]. - Со звуком [ч]. - Со звуком [т’]. Все вместе повторяют за логопедом слоги. - Синего цвета. - Зелёного цвета. - Синий, потому что – это цвет костюма Телёнка, а он дружит со звуком [т’]. - Зелёный, потому что у Черепашонка – зелёный костюм. Дети показывают соответствующий данному звуку флажок. По одному выходят к доске. Показывают картинку и говорят: - Это чашка. Она находится вверху, слева и т.д. - Чашку и чайник. - Они обозначают предметы посуды. - Начинаются с одного звука [ч]. Ребёнок выходит к доске, берёт картинку, закрепляет её на паровозе. Затем хлопками делит слово на слоги, говорит, сколько получилось частей в данном слове и «цепляет» вагончики к паровозу. - Котёнок - Телёнок - Волчонок - Бельчонок - Зайчонок - Утёнок - Тюленёнок Дети по одному выходят к доске, берут из пакета мягкую игрушку и говорят, чей это «гость», объясняя почему: - Белочка пойдёт в гости к Черепашонку, потому что в её имени есть звук [ч], в середине слова и т.д. Дети встают полукругом около стола. - Мять - Тёлка - Ткать - Пугать - Лети Кладут перед собой карточку и карандаши. Называют картинки: телефон, чеснок, свеча, чашка, котёнок, птица, кость, часы, тюлень. - Со звуком [Т’]. Называют: «Телефон, котёнок, птица, кость, тюлень». - Синим. Называют картинки: «Чеснок, свеча, чашка, часы». - Зелёным. Раскрашивают картинки. - До свидания! Ответы детей. - Спасибо! До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Звуки»
Автором составлен план-конспект НОД по теме "Звуки" для детей старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «В стране Лукоморье».
Цель: создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений посредством сказки....
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»
Автором разработан план - конспект НОД по обучению детей грамоте в помощь педагогам....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Согласные звуки»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.Развивающая задача: Развивать фон...