Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т']"
план-конспект по логопедии по теме

Дубинина Татьяна Алексеевна

Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей педагогической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_proiznosheniyu.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике

для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная подгруппа)

Логопедическая тема: «Дифференциация звуков [ч – т’]»

Цель: Дифференциация звуков [ч] – [т’] в слогах, словах, предложениях через игровые упражнения

Задачи:

  1. Коррекционно – развивающие:

- развивать речевое дыхание и голос;

- развивать правильные артикуляционные уклады;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать пространственную ориентацию;

- развивать фонематические представления;

- развивать мелкую и общую моторику; координировать речь с движением;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать связную речь.

  1. Обучающие:

- обогащать и активизировать словарь;

- учить давать сравнительную характеристику звуков [ч – т’];

- формировать словообразование существительных  с суффиксами – онок, - ёнок;

- учить делить слова на части (слоги).

  1. Воспитывающие:

- воспитывать умение слушать;

- воспитывать аккуратность.

Оснащение:

У  логопеда:

- указка, магниты;

- схема «Песенка гласных»;

- мягкие игрушки: телёнок, черепашонок, котёнок, бельчонок, тигрёнок, енотик, зайчонок, чебурашка, тюленёнок, крокодильчик, дракончик, утёнок, собачка;

- предметные картинки:  чашка, утюг, чайник, мяч, свеча, ботинки;

- дидактическое пособие «Паровоз и вагончики»;

- картинки с изображением детёнышей животных: котёнок, телёнок, волчонок, бельчонок, зайчонок, утёнок, тюленёнок;

- массажный мяч.

     

У  детей:

- дидактическое пособие «Чашка» для развития дыхания (6 шт.);

- зеркало настольное (6 шт.);

- сигнальные флажки зелёного  и синего цвета (по 6 шт.);

- цветные карандаши зелёного  и синего цвета (по 6 шт.);

- карточка для дифференциации звуков [ч] - [т’].

Оформление доски:

Картинки на доске:

                  чашка              утюг             чайник

мяч               свеча              ботинки

Дидактическое пособие

«Паровоз и вагончики»

Ход совместной образовательной деятельности:

Этапы  и время

Деятельность логопеда

Примерные ответы детей

  1. Организационный момент   1 мин.

Вводная часть

  1. Развитие речевого дыхания и голоса

              1 мин.

  1. Развитие физиологического дыхания

               2 мин.

  1. Развитие артикуляционной моторики

          5  мин.

  1. Развитие фонематического слуха

          1 мин.

 Основная часть

  1. Произношение звуков [ч – т’] и сравнение их по артикуляции

                 2 мин.

  1. Знакомство с героями занятия

                    2 мин.

  1. Развитие фонематического восприятия

                  2 мин.

  1. Развитие слухового и зрительного внимания

Динамическая пауза

         2 мин.

  1. Развитие пространственной ориентации

         2 мин.

11. Формирование слогового анализа слов

              2 мин.

  1. Формирование словообразования существительных с помощью суффиксов

   –онок, -ёнок.

          1 мин.

  1. Развитие фонематических представлений

           2 мин.

  1.  Дифференциация  звуков [ч - ть]

Динамическая пауза

           2 мин.

  1.  Развитие мелкой моторики

                2 мин.

  1.  Рефлексивная часть

         1 мин.

Логопед здоровается с каждым ребёнком, называя его по имени: «Здравствуй …»

Давайте начнём с «Песенки гласных».

Вы смотрите на доску, следите глазами за моей указкой и поёте гласные звуки.

А теперь поработаем над нашим дыханием. Возьмите в руки «чашку», представьте, что в эту «чашку»  вам налили чай, он очень горячий.

Мы сейчас попробуем  чай остудить:

- вдох через  нос – выдох через нос (2 раза);

- вдох через нос – выдох через рот (2 раза).

Молодцы! Вот вы и остудили свой горячий чай! Уберём «чашку» в сторону.

Поставьте перед собой зеркало. Сейчас я буду рассказывать вам сказку, а вы слушайте и, когда нужно, делайте упражнения для язычка.

«Жил – был язычок. Проснулся он утром рано – открыл окошко.

Посмотрел Язычок налево, направо, посмотрел вверх – светит ли солнышко, посмотрел Язычок вниз – нет ли там луж.

Закрыл окошко.

Пошёл Язычок в ванную умываться. Умывается.

Потом он почистил зубы. Пока я проговариваю, вы вместе с Язычком должны чистить зубы и вверху, и внизу.

«Чищу зубы, чищу зубы:

И снаружи, и внутри;

Не болели, не желтели,

Не темнели, чтоб они».

Потом Язычок  пополоскал рот.

Посмотрел Язычок на себя в зеркало, улыбнулся.

Пошёл Язычок на кухню – завтракать. Мама приготовила вкусные блинчики. Покушаем блинчики.

Блинчики Язычок ел с вареньем. Оно осталось на верхней губе. Давайте слижем варенье.

«Ох, и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок  я подниму и остатки оближу!»

Покушал Язычок, взял свою любимую чашку и стал пить чай. Покажите, какая красивая чашка была  у Язычка.

Позавтракал Язычок, и мама отпустила его погулять. Он поцеловал мамочку. Покажите как.  

Радостный Язычок поскакал на прогулку на одной ножке».

Наш Язычок ушёл гулять, а мы продолжаем…

Послушайте пару слов и определите звуки, которыми эти слова различаются:   «Чёлка – тёлка».

Сегодня  мы будем учиться различать эти звуки:

[ч – т’].

Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Обратите внимание: губы вытянуты «трубочкой», язык –  вверху, как «чашечка», он толкается в верхние бугорки, изо рта идёт горячий  воздух.  Звук [ч] – согласный, не поётся, всегда мягкий, глухой.

А теперь произнесите звук [т’] – губы растянуты в улыбке, звук также произносится с помощью языка, язык толкается в верхние зубы,  горячего воздуха нет. Звук согласный, не поётся. Он мягкий, глухой.

Сегодня к нам в гости пришли два друга: Черепашонок и Телёнок (показать игрушки).

С какого звука начинается имя этого героя? (показать Черепашонка)

А с какого звука начинается имя этого героя? (показать Телёнка)

Правильно! Значит, Черепашонок дружит с каким звуком?

А Телёнок?

Наши гости сейчас будут разговаривать друг с другом. Давайте мы попробуем повторить то, что они говорят:

                             ча – ча – тя

                             чо – тё – чо

                             чу – тю – тю – чу

                             ти – чи – ти – чи

Скажите, какого цвета костюм у Телёнка?

А какого цвета костюм у Черепашонка?

Наши друзья предлагают вам поиграть с ними.

Встаньте, возьмите в руки флажки. Я буду произносить слова, если вы услышите в слове звук [т’], то вы покажете какой флажок?

А если в слове есть звук [ч], то вы покажете какой флажок?

Слова: чайка,  тюльпан, телефон, часы, тигр, чеснок, черепаха, телевизор

Черепашонок и Телёнок нашли вот эти картинки (показать на доску). Они предлагают вам игру. Нужно правильно назвать картинку и сказать,  где  она находится: слева, справа, вверху, внизу.

- Какие два предмета мы можем объединить в одну группу?

-  Почему?

Игра «Паровоз и вагончики». Давайте покажем Черепашонку и Телёнку, как мы умеем делить слова на части. Вы по одному будете выходить к доске.

Телёнок и Черепашонок принесли фотографии своих друзей. Припомните названия детёнышей животных и назовите их по этим картинкам.

- У  кошки детёныш кто?

- У коровы?

- У волка?

- У белки?

- У зайца?

- У утки?

- У тюленя?

У Телёнка и Черепашонка сегодня день рождения, и они пригласили друзей (посадить игрушки на разные стульчики). Но домики у малышей маленькие, каждый будет отмечать свой день рождения у себя дома. Давайте угадаем, кто к кому придёт в гости.  (Логопед выставляет пакет с мягкими игрушками)

Кто пойдёт в гости к Телёнку, а кто к Черепашонку?

А теперь поиграем со словами. Я произношу слова для Черепашонка со звуком [ч], а вы должны изменить слово так, чтобы вместо звука [ч] появился  звук  [т’] – ваши слова для Телёнка.

Слова: мяч…

           чёлка…

           ткач…

           пугач…

          лечи…

Мы с вами позанимались устно, а теперь поработаем на  карточках. Возьмите  карандаши: синий и зелёный.  

Назовите картинки, которые вы  видите на карточке.

Сделайте подарки нашим гостям.

Подарки для Телёнка должны быть с каким звуком? Назовите их.

 

Картинки для Телёнка закрасим каким цветом?

А теперь назовите то, что вы  подарите Черепашонку.

Вы закрасите эти картинки каким цветом?

Наши гости:  Черепашонок и Телёнок очень довольны, сегодня они весело провели время вместе с вами. Но пора расставаться. Черепашонок и Телёнок должны спешить, их ждут в другом детском саду. Давайте попрощаемся с ними.

А теперь вспомним, что мы с вами сегодня делали, какие упражнения выполняли?

Мне очень понравилось,  как вы сегодня играли. Всем спасибо, до свидания!

Дети заходят в кабинет, садятся за стол.

Каждый ребёнок отвечает отдельно: «Здравствуйте!»

Дети все вместе «пропевают» гласные звуки, согласно схематическому изображению:

«А – О – У – песенку пою,

А – Ы – О – как мне хорошо!

А – Ы – У – губки я тяну.

А – Ы – И – песенка замри!»

Берут в руки «чашку», действуют по команде логопеда.

Убирают «чашку» в сторону.

Действуют согласно команде логопеда.

Широко открывают рот.

Делают движения языком налево, направо, вверх, вниз.

Закрывают рот.

Делают круговые движения широким языком по губам.

Делают движения кончиком языка из стороны в сторону по верхним зубам, по нижним зубам (снаружи и внутри).

Имитация движения.

Улыбаются.

Шлёпают губами по широко распластанному языку, при этом проговаривая: «Пя – пя – пя ..».

Делают упражнение «Вкусное варенье».

Делают упражнение «Чашка».

Делают упражнение «Поцелуй». Чмокают губами.

Делают упражнение «Лошадка», цокают языком.

Различаются первыми звуками: [ч – т’].

В слове чёлка – первый  звук [ч], а в слове тёлка – первый звук [т’].

Произносят звук [ч], смотря в зеркало, обращают внимание на артикуляцию.

Произносят перед зеркалом звук [т’], обращая внимание на артикуляцию.

- Со звука [ч].

- Со звука [т’].

- Со звуком [ч].

- Со звуком [т’].

Все вместе повторяют за логопедом слоги.

- Синего цвета.

- Зелёного цвета.

- Синий, потому что – это цвет костюма Телёнка, а он дружит со звуком [т’].

- Зелёный, потому что у Черепашонка – зелёный костюм.

Дети показывают соответствующий данному звуку флажок.

По одному выходят к доске. Показывают картинку и говорят:

- Это чашка. Она находится вверху, слева и т.д.

- Чашку и чайник.

- Они обозначают предметы посуды.

- Начинаются с одного звука [ч].

Ребёнок выходит к доске, берёт картинку, закрепляет её на паровозе. Затем хлопками делит слово на слоги, говорит, сколько получилось частей в данном слове и «цепляет» вагончики к паровозу.

- Котёнок

- Телёнок

- Волчонок

- Бельчонок

- Зайчонок

- Утёнок

- Тюленёнок

Дети по одному выходят к доске, берут из пакета мягкую игрушку и говорят,  чей это «гость», объясняя почему:

- Белочка пойдёт в гости к Черепашонку, потому что в её имени есть звук [ч], в середине слова и т.д.

Дети встают полукругом около стола.

- Мять

- Тёлка

- Ткать

- Пугать

- Лети

Кладут перед собой карточку и карандаши.

Называют картинки: телефон, чеснок, свеча, чашка, котёнок, птица, кость, часы, тюлень.

- Со звуком [Т’].

Называют: «Телефон, котёнок, птица, кость, тюлень».

- Синим.

Называют картинки: «Чеснок, свеча, чашка, часы».

- Зелёным.

Раскрашивают картинки.

- До свидания!

Ответы детей.

- Спасибо!  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Звуки»

Автором составлен план-конспект НОД по теме "Звуки" для детей старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...