Главные вкладки

    Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т']"
    план-конспект по логопедии по теме

    Дубинина Татьяна Алексеевна

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей педагогической технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_proiznosheniyu.doc114.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике

    для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная подгруппа)

    Логопедическая тема: «Дифференциация звуков [ч – т’]»

    Цель: Дифференциация звуков [ч] – [т’] в слогах, словах, предложениях через игровые упражнения

    Задачи:

    1. Коррекционно – развивающие:

    - развивать речевое дыхание и голос;

    - развивать правильные артикуляционные уклады;

    - развивать фонематическое восприятие;

    - развивать слуховое и зрительное внимание;

    - развивать пространственную ориентацию;

    - развивать фонематические представления;

    - развивать мелкую и общую моторику; координировать речь с движением;

    - развивать память, внимание, мышление;

    - развивать связную речь.

    1. Обучающие:

    - обогащать и активизировать словарь;

    - учить давать сравнительную характеристику звуков [ч – т’];

    - формировать словообразование существительных  с суффиксами – онок, - ёнок;

    - учить делить слова на части (слоги).

    1. Воспитывающие:

    - воспитывать умение слушать;

    - воспитывать аккуратность.

    Оснащение:

    У  логопеда:

    - указка, магниты;

    - схема «Песенка гласных»;

    - мягкие игрушки: телёнок, черепашонок, котёнок, бельчонок, тигрёнок, енотик, зайчонок, чебурашка, тюленёнок, крокодильчик, дракончик, утёнок, собачка;

    - предметные картинки:  чашка, утюг, чайник, мяч, свеча, ботинки;

    - дидактическое пособие «Паровоз и вагончики»;

    - картинки с изображением детёнышей животных: котёнок, телёнок, волчонок, бельчонок, зайчонок, утёнок, тюленёнок;

    - массажный мяч.

         

    У  детей:

    - дидактическое пособие «Чашка» для развития дыхания (6 шт.);

    - зеркало настольное (6 шт.);

    - сигнальные флажки зелёного  и синего цвета (по 6 шт.);

    - цветные карандаши зелёного  и синего цвета (по 6 шт.);

    - карточка для дифференциации звуков [ч] - [т’].

    Оформление доски:

    Картинки на доске:

                      чашка              утюг             чайник

    мяч               свеча              ботинки

    Дидактическое пособие

    «Паровоз и вагончики»

    Ход совместной образовательной деятельности:

    Этапы  и время

    Деятельность логопеда

    Примерные ответы детей

    1. Организационный момент   1 мин.

    Вводная часть

    1. Развитие речевого дыхания и голоса

                  1 мин.

    1. Развитие физиологического дыхания

                   2 мин.

    1. Развитие артикуляционной моторики

              5  мин.

    1. Развитие фонематического слуха

              1 мин.

     Основная часть

    1. Произношение звуков [ч – т’] и сравнение их по артикуляции

                     2 мин.

    1. Знакомство с героями занятия

                        2 мин.

    1. Развитие фонематического восприятия

                      2 мин.

    1. Развитие слухового и зрительного внимания

    Динамическая пауза

             2 мин.

    1. Развитие пространственной ориентации

             2 мин.

    11. Формирование слогового анализа слов

                  2 мин.

    1. Формирование словообразования существительных с помощью суффиксов

       –онок, -ёнок.

              1 мин.

    1. Развитие фонематических представлений

               2 мин.

    1.  Дифференциация  звуков [ч - ть]

    Динамическая пауза

               2 мин.

    1.  Развитие мелкой моторики

                    2 мин.

    1.  Рефлексивная часть

             1 мин.

    Логопед здоровается с каждым ребёнком, называя его по имени: «Здравствуй …»

    Давайте начнём с «Песенки гласных».

    Вы смотрите на доску, следите глазами за моей указкой и поёте гласные звуки.

    А теперь поработаем над нашим дыханием. Возьмите в руки «чашку», представьте, что в эту «чашку»  вам налили чай, он очень горячий.

    Мы сейчас попробуем  чай остудить:

    - вдох через  нос – выдох через нос (2 раза);

    - вдох через нос – выдох через рот (2 раза).

    Молодцы! Вот вы и остудили свой горячий чай! Уберём «чашку» в сторону.

    Поставьте перед собой зеркало. Сейчас я буду рассказывать вам сказку, а вы слушайте и, когда нужно, делайте упражнения для язычка.

    «Жил – был язычок. Проснулся он утром рано – открыл окошко.

    Посмотрел Язычок налево, направо, посмотрел вверх – светит ли солнышко, посмотрел Язычок вниз – нет ли там луж.

    Закрыл окошко.

    Пошёл Язычок в ванную умываться. Умывается.

    Потом он почистил зубы. Пока я проговариваю, вы вместе с Язычком должны чистить зубы и вверху, и внизу.

    «Чищу зубы, чищу зубы:

    И снаружи, и внутри;

    Не болели, не желтели,

    Не темнели, чтоб они».

    Потом Язычок  пополоскал рот.

    Посмотрел Язычок на себя в зеркало, улыбнулся.

    Пошёл Язычок на кухню – завтракать. Мама приготовила вкусные блинчики. Покушаем блинчики.

    Блинчики Язычок ел с вареньем. Оно осталось на верхней губе. Давайте слижем варенье.

    «Ох, и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок  я подниму и остатки оближу!»

    Покушал Язычок, взял свою любимую чашку и стал пить чай. Покажите, какая красивая чашка была  у Язычка.

    Позавтракал Язычок, и мама отпустила его погулять. Он поцеловал мамочку. Покажите как.  

    Радостный Язычок поскакал на прогулку на одной ножке».

    Наш Язычок ушёл гулять, а мы продолжаем…

    Послушайте пару слов и определите звуки, которыми эти слова различаются:   «Чёлка – тёлка».

    Сегодня  мы будем учиться различать эти звуки:

    [ч – т’].

    Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Обратите внимание: губы вытянуты «трубочкой», язык –  вверху, как «чашечка», он толкается в верхние бугорки, изо рта идёт горячий  воздух.  Звук [ч] – согласный, не поётся, всегда мягкий, глухой.

    А теперь произнесите звук [т’] – губы растянуты в улыбке, звук также произносится с помощью языка, язык толкается в верхние зубы,  горячего воздуха нет. Звук согласный, не поётся. Он мягкий, глухой.

    Сегодня к нам в гости пришли два друга: Черепашонок и Телёнок (показать игрушки).

    С какого звука начинается имя этого героя? (показать Черепашонка)

    А с какого звука начинается имя этого героя? (показать Телёнка)

    Правильно! Значит, Черепашонок дружит с каким звуком?

    А Телёнок?

    Наши гости сейчас будут разговаривать друг с другом. Давайте мы попробуем повторить то, что они говорят:

                                 ча – ча – тя

                                 чо – тё – чо

                                 чу – тю – тю – чу

                                 ти – чи – ти – чи

    Скажите, какого цвета костюм у Телёнка?

    А какого цвета костюм у Черепашонка?

    Наши друзья предлагают вам поиграть с ними.

    Встаньте, возьмите в руки флажки. Я буду произносить слова, если вы услышите в слове звук [т’], то вы покажете какой флажок?

    А если в слове есть звук [ч], то вы покажете какой флажок?

    Слова: чайка,  тюльпан, телефон, часы, тигр, чеснок, черепаха, телевизор

    Черепашонок и Телёнок нашли вот эти картинки (показать на доску). Они предлагают вам игру. Нужно правильно назвать картинку и сказать,  где  она находится: слева, справа, вверху, внизу.

    - Какие два предмета мы можем объединить в одну группу?

    -  Почему?

    Игра «Паровоз и вагончики». Давайте покажем Черепашонку и Телёнку, как мы умеем делить слова на части. Вы по одному будете выходить к доске.

    Телёнок и Черепашонок принесли фотографии своих друзей. Припомните названия детёнышей животных и назовите их по этим картинкам.

    - У  кошки детёныш кто?

    - У коровы?

    - У волка?

    - У белки?

    - У зайца?

    - У утки?

    - У тюленя?

    У Телёнка и Черепашонка сегодня день рождения, и они пригласили друзей (посадить игрушки на разные стульчики). Но домики у малышей маленькие, каждый будет отмечать свой день рождения у себя дома. Давайте угадаем, кто к кому придёт в гости.  (Логопед выставляет пакет с мягкими игрушками)

    Кто пойдёт в гости к Телёнку, а кто к Черепашонку?

    А теперь поиграем со словами. Я произношу слова для Черепашонка со звуком [ч], а вы должны изменить слово так, чтобы вместо звука [ч] появился  звук  [т’] – ваши слова для Телёнка.

    Слова: мяч…

               чёлка…

               ткач…

               пугач…

              лечи…

    Мы с вами позанимались устно, а теперь поработаем на  карточках. Возьмите  карандаши: синий и зелёный.  

    Назовите картинки, которые вы  видите на карточке.

    Сделайте подарки нашим гостям.

    Подарки для Телёнка должны быть с каким звуком? Назовите их.

     

    Картинки для Телёнка закрасим каким цветом?

    А теперь назовите то, что вы  подарите Черепашонку.

    Вы закрасите эти картинки каким цветом?

    Наши гости:  Черепашонок и Телёнок очень довольны, сегодня они весело провели время вместе с вами. Но пора расставаться. Черепашонок и Телёнок должны спешить, их ждут в другом детском саду. Давайте попрощаемся с ними.

    А теперь вспомним, что мы с вами сегодня делали, какие упражнения выполняли?

    Мне очень понравилось,  как вы сегодня играли. Всем спасибо, до свидания!

    Дети заходят в кабинет, садятся за стол.

    Каждый ребёнок отвечает отдельно: «Здравствуйте!»

    Дети все вместе «пропевают» гласные звуки, согласно схематическому изображению:

    «А – О – У – песенку пою,

    А – Ы – О – как мне хорошо!

    А – Ы – У – губки я тяну.

    А – Ы – И – песенка замри!»

    Берут в руки «чашку», действуют по команде логопеда.

    Убирают «чашку» в сторону.

    Действуют согласно команде логопеда.

    Широко открывают рот.

    Делают движения языком налево, направо, вверх, вниз.

    Закрывают рот.

    Делают круговые движения широким языком по губам.

    Делают движения кончиком языка из стороны в сторону по верхним зубам, по нижним зубам (снаружи и внутри).

    Имитация движения.

    Улыбаются.

    Шлёпают губами по широко распластанному языку, при этом проговаривая: «Пя – пя – пя ..».

    Делают упражнение «Вкусное варенье».

    Делают упражнение «Чашка».

    Делают упражнение «Поцелуй». Чмокают губами.

    Делают упражнение «Лошадка», цокают языком.

    Различаются первыми звуками: [ч – т’].

    В слове чёлка – первый  звук [ч], а в слове тёлка – первый звук [т’].

    Произносят звук [ч], смотря в зеркало, обращают внимание на артикуляцию.

    Произносят перед зеркалом звук [т’], обращая внимание на артикуляцию.

    - Со звука [ч].

    - Со звука [т’].

    - Со звуком [ч].

    - Со звуком [т’].

    Все вместе повторяют за логопедом слоги.

    - Синего цвета.

    - Зелёного цвета.

    - Синий, потому что – это цвет костюма Телёнка, а он дружит со звуком [т’].

    - Зелёный, потому что у Черепашонка – зелёный костюм.

    Дети показывают соответствующий данному звуку флажок.

    По одному выходят к доске. Показывают картинку и говорят:

    - Это чашка. Она находится вверху, слева и т.д.

    - Чашку и чайник.

    - Они обозначают предметы посуды.

    - Начинаются с одного звука [ч].

    Ребёнок выходит к доске, берёт картинку, закрепляет её на паровозе. Затем хлопками делит слово на слоги, говорит, сколько получилось частей в данном слове и «цепляет» вагончики к паровозу.

    - Котёнок

    - Телёнок

    - Волчонок

    - Бельчонок

    - Зайчонок

    - Утёнок

    - Тюленёнок

    Дети по одному выходят к доске, берут из пакета мягкую игрушку и говорят,  чей это «гость», объясняя почему:

    - Белочка пойдёт в гости к Черепашонку, потому что в её имени есть звук [ч], в середине слова и т.д.

    Дети встают полукругом около стола.

    - Мять

    - Тёлка

    - Ткать

    - Пугать

    - Лети

    Кладут перед собой карточку и карандаши.

    Называют картинки: телефон, чеснок, свеча, чашка, котёнок, птица, кость, часы, тюлень.

    - Со звуком [Т’].

    Называют: «Телефон, котёнок, птица, кость, тюлень».

    - Синим.

    Называют картинки: «Чеснок, свеча, чашка, часы».

    - Зелёным.

    Раскрашивают картинки.

    - До свидания!

    Ответы детей.

    - Спасибо!  До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

    Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

    Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми (с использованием регионального компонента) Подготовительная к школе группа Тема: «Хороши калачи из русской печи»

    Задачи:-                   развивать  представление детей о народных традициях питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;-  ...

    Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Звуки»

    Автором составлен план-конспект НОД по теме "Звуки" для детей старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

    Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...