дидактический материал по автоматизация звука ш
методическая разработка по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме

Артикуляционные комплексы, картинки, загадки, чистоговорки, дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Занятие 1-3

  1. Подготовка артикуляционного аппарата.

УЛЫБКА

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет 1-10.

ХОБОТОК

Вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении под счет 1-5.

ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука А), подержать рот открытым 5-10 сек, медленно закрыть.

Зайчик.

Ребенок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает ее обратно. 10 раз.

Окошко.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать 5-10 сек.

Язык здоровается с подбородком.

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбордку), затем убрать язык в рот. 5-10 раз.

Язык здоровается с верхней губой.

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке – дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать5 сек, затем убрать в рот 5 -10 раз.

Толстячки- худышки

Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки, в спокойном темпе, удерживая в каждом положении 5 сек.

Шарики

Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Накажем непослушный язык

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить па-па-па.

Чистим зубы снаружи.

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение.

Лопаточка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от1 до 10.

Чашечка.

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Ступеньки.

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести чашечку на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 сек.

Не разбей чашечку.

Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 сек, не разрушая чашечки.

Вкусное варенье.

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз

Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот и широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Маляр.

Улыбнуться, открыть рот и покрасить кончиком языка твердое небо, делая движения языка вперед- назад. 

Грибок.

Улыбнуться,  широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута. Удерживать 5-10 сек.

Гармошка..

Улыбнуться,  широко открыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот. При этом растягивается подъязычная связка.

  1. Самомассаж.

Покусаем язык.

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

Кусаем боковые края языка.

Улыбнуться, спеть и-и-и – и, не меняя положения языка, покусывать его боковые края  боковыми зубами. 10-15 раз.

  1. Упражнения на дыхание.

Загоним мяч в ворота.

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Фокус.

Улыбнуться, приоткрыть рот,  положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть на нос.

                               

                                                  Занятие 4 – 5..

  1. Арт. гимнастика.
  2. Постановка звука  
  3. Игры для уточнения произношения звука.

                       

  1. Развитие фонематического восприятия. Игра «Хлопни в ладоши»

  1. ЛШБТЖМШВШФШ
  2. НО-ПА-ШУ-ТЫ-ШИ-ВЯ-ША-РИ-ШО

  1. Упражнение на произнесение изолированного звука.                          

                

                     

                                               

             

  1. Шипящие шарады.

  1. Шипящий гусь
  2. Шипящая кошка
  3. Шипящая змея
  4. Деревья, который качаются и шумят
  5. Вскипевший чайник
  6. Паровоз

Занятие 6.

  1. Арт. комплекс «Волк»

Возле дома бродит Волк,

Он зубами щелк да щелк!

Щелк да щелк. Щелк да щелк_

Вот какой сердитый Волк.

Волк голодный воет: «У-ууу,

Мне бы утку хоть одну!»

Спрячем уток за забор.

Уходи, зубастый вор!

Волк сердит. Двор закрыт.

Двор закрыт. Волк сердит.

Волк утенка не схватил,

Только слюнки проглотил.

Видит Волк: возле крылечка

Дремлет жирная Овечка.

Не шевелиться, лежит.

Даже хвостик не дрожит.

Хлоп! Овечка, убегай

Поскорее в свой сарай!

Снова глупая Овечка

Разлеглась возле крылечка…

Хлоп! Овечка, убегай

Поскорее в свой сарай!

Подошла Овца к корытцу-

Хочет из него напиться.

Волк Овцу чуть не поймал-

Лишь клок шерсти оторвал.

Целый час его жевал.

Активно открывать и закрывать рот.

Губы вытянуты вперед.

Оскалить зубы.

Чередование оскала и вытягивания губ вперед.

Проглотить слюнки.

Широкий расслабленный язык на нижней губе.

Спрятать язык в рот.

Широкий расслабленный язык на нижней губе.

Спрятать язык в рот.

Поднять боковые края и кончик языка.

«Пожевать» язычок.

  1. Слоговые цепочки.

Ша-ше-шу                        шо-ша-шу                                                ша-шо-шу                        шо-шу-ша                                                ше-шу-шо                        шу-ша-ши                                                ши-ше-ша                        шу-ше-ши                        

  1. Шипящие шарады.

  1. Шипящий гусь
  2. Шипящая кошка
  3. Шипящая змея
  4. Деревья, который качаются и шумят
  5. Вскипевший чайник
  6. Паровоз

  1. Игра «Добавь слог»

              ШИ

Камы…                голы…                малы…

                                            ША

Гало…                ка…                        но…                Ната…

                                            ШКА

Лягу…                маку…                пло…                волну…                болту…                куку…                избу…                мы…

  1. Игра «Песенка чайника».

Ши-ши, ши

Ши, ши-ши

Ши, ши, ши-ши

Ши-ши, ши, ши

Ши, ши-ши, ши, ши

Ши,ши, ши-ши, ши

  1. Игра «Шаг вперед»

Логопед и ребенок встают в противоположных концах. Логопед произносит слоги, ребенок повторяет. Каждый раз, когда слог произнесен верно, ребенок делает шаг вперед. Нужно успеть дойти до логопеда, пока не закончились слоги.

                        Ша-шо-шу-ши                ши-ше-ша-шу                                                                шо-шу-ша-ше                ше-ши-шо-ша                                                                шу-шо-ша-шу                ши-шу-ше-ша

  1. Упражнение на дыхание.

Коварный Зверолов

Охотится на львов..

Сквозь джунгли пробирается,

Все время спотыкается.

Десяток шагов

Пройдет Зверолов

Все медленней и тише,

Чтоб зверь его не слышал.

Прицелился, глядите.

Льва скорей будите:

«Лев, проснись»,- шепните.

«Лев, проснись»,- скажите.

«Лев, проснись!»- кричите.

Скрыться в джунглях лев успел,

И охотник заревел.

Стал, дразня его, медведь

Низким голосом реветь.

И комарик дразнит реву.

Вам не жалко Зверолова?

Почему?

Повторить ритмические рисунки: ч чч, ччч  ч, чч  чч….

Считать до 10, говоря все тише и замедляя темп.

Прошептать

Сказать

Прокричать

Волнообразное произнесение звука Ы (то выше, то ниже)

Произносить звук Ы низким голосом.

Произносить Ы высоким голосом.



Предварительный просмотр:

                                 Занятие 7.

  1. Арт. комплекс «Волк».
  2. Слоговые цепочки.

Аш-ош-уш-ыш                        ыш-иш-еш-аш                                ёш-аш-ош-уш                        ыш-уш-ош-аш                                иш-ыш-аш-еш                        юш-яш-ёш-иш                                Ош-аш-ыш-уш                        Яш-ёш-юш-иш                                уш-аш-ыш-ош

  1. Чистоговорка.

                        Ша-ша-ша- шапка, шахматы, лапша.

                        Ши-ши-ши- шина, шило, камыши.

                        Ше-ше-ше- шея, пешка, атташе.

                        Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.

                        Шу-шу-шу- Маша кушает лапшу.

                        Ши-ши-ши- кашу ешьте, малыши.

  1. Игра «Цап – хлоп».

Произносить слова за логопедом. Услышав запретное слово, быстро убрать руку.

Запретное слово –мыши.

Шаг                        шайба                шапка                шахматы                 шахта                мыши                шиповник                шелк                        шинель                шея                        шепот                мыши                шина                        шуба                        шум                        шут                        детеныш                мыши                камыш                мякиш                финиш                калоши                камыши                мыши                каша                        машина                мешок                мишень                ноша                        ошибка                петушок                тишина                ушанка                уши                        мыши

  1. Игра «Скажи ласково»

Изба-                                дума-                        мать-                        солнце-                пятно-

Доля-                                кума-                        тетя-                        хлеб-                        дно-        

Поле-                                зима-                        дядя-                        камень-                окно-

Воля-                                штаны-                хозяйка-                батя-                        дед-

  1. Назови картинки.

       

                                 

                                                        Занятие 8

  1. Арт. комплекс «Волк».
  2. Слоговые цепочки.

Шта-што-шту-щты                        ашт-ошт-ушт-ышт                        

Што-шту-шты-шта                        ошт-ушт-ышт-ашт

Шту-шты-шта-што                        ушт-ышт-ашт-ышт

  1. Чистоговорка.

Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши,

Шумно шипят и шипят малыши:

Лошадь, машина, мышка и кошка,

Пушка, мартышка, уж и окошко,

Шишка, лягушка, шубка и чашка,

Шапка, кукушка, шиповник и кашка,

Крыша, кушетка, шкаф и ромашка,

Мишка, катушка, мальчишка и шашка.

  1. Назови картинки.

  1. Найди слова со звуком Ш.

                 

  1. Пальчиковая гимнастика.
  1. «Цветок»

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел.

Основания кистей прижата, пальчики медленно и хаотично двигаются.

Одноименные пальцы поочередно соединяются

Сгибание и разгибание кулачков

Взмахи кистями.

  1. «Не ошибись».

Лягушка-квакушка                малышка с пышкой                                мешать кашу                        мешок с пшеном                                        пушистая кошка                        пшенная каша                                        теплая шуба                        шаловливая лошадка                                шелушить шишки                                



Предварительный просмотр:

                                       Занятие 9.

  1. Арт. комплекс «Сказка»

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери.

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре-самолете.

На летучем большом корабле,

Или с Бабой-Ягой на метле,

На плоту по молочной реке

И верхом на Коньке-Горбунке.

Можно в сказку влететь на Жар-птице,

Можно на Колобке закатиться,

Можно въехать, как Слон на Еже.

Вот! Мы кажется в сказке уже…

Приоткрыть рот.

Удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе

Поднять боковые края и кончик языка (чашечка).

Кончик узкого языка ритмично движется вправо-влево.

Широкий распластанный язычок.

Поцокать языком.

Широкий язык двигается вверх-вниз.

Круговые движения кончиком языка по губам.

«Пожевать» язычок

  1. Слоговые цепочки.

Шпа-шпо-шпу-шпы                        пша-пшо-пшу-пши

Шпо-шпу-шпы-шпа                        пшо-пшу-пши-пша        

Шпу-шпы-шпа-шпо                        пшу-пши-пша-пшо.

  1. Чистоговорка.

Ша-ша-ша- нет карандаша.

Шо-шо-шо- нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу- я сижу и не шуршу.

Ши-ши-ши- притихли малыши.

Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

  1. Игра «Что у кого».

                   

  1. Логораскраска.

Раскрась дольки со словами, в которых есть Ш – синим цветом, со звуком С- желтым, остальные голубым.

       

  1. Пальчиковая гимнастика.

  1. «Дождик».

Дождик, дождик, кап-кап-кап.

Ты не капай, дождик, так.

Мы хотим идти гулять.

Солнце, выгляни опять.

Сжимание и разжимание кистей.

Поочередное поглаживание кистей.

Одноименные пальчики здороваются.

Поднимание и опускание пальчиков из исходного положения в замке.

                                                        

                                        Занятие 10.

  1. Арт. комплекс «Сказка».
  2. Слоговые цепочки.
  3. Чистоговорка.

Шу-шу-шу- я флажком машу.

Ши-ши-ши- где же малыши?

Ош-ош-ош- затупился нож.

Уш-уш-уш- мы купили тушь.

Кыш-кыш-кыш- не боюсь я мышь.

  1. «Повторялочка»

В шалаше шалят детишки.

Маша ест пшенную кашу.

Малыши шагают в школу.

Миша и Паша едут на лошадке.

Миша нашел камешки.

По шоссе идет машина.

Наташа пишет письмо.

У Леши ландыши.

У Маши шляпа.

  1. Составь предложение по картинке.

 

                                                       Занятие 11.

  1. Арт. комплекс «Дом».

Зашагал, пошел наш Дом-

Все задребезжало в нем.

Заподпрыгивал палас-

Пыль такая поднялась!

А с борщом кастрюли

К потолку вспорхнули.

Словно люстры, висят,

И кипят, и шипят.

Наш диван, как будто мяч,

По стене пустился вскачь.

Веник, как живой, летает,

Потолок он подметает.

«Индюк»: быстро пошлепать широким языком верхнюю губу вперед-назад: бл-бл-бл.

Пошлепывание языком верхней губы: пя-пя-пя.

«Чашечка» (поднятые боковые края и кончик языка).

Протяжное произнесение звука Ш-ш-ш.

Многократное отрывистое произнесение Ть с постепенным продвижением языка вглубь рта.

Слитное произнесение звуков Ть+Ш.

  1. Слоговые цепочки.

Мша-мшо-мшу-мши

Амш-омш-умш-ымш

Шма-шмо-шму-шмы.

  1. Чистоговорка.
  2. Составь предложения по картинкам.

   

  1. Изменялочка.

Я пишу. (ты, он, мы, вы, они)

Я пошел к шалашу.

  1. «Запомни и повтори»

Шапка.

В шкафу шапка.

В шкафу Сашина шапка.

7. Выучить песенку «Кошка и мышка».

                        Кошка мышку не поймала,

                        Мышка в норку убежала

                        И от страха там дрожит,

                        Кошка мышку сторожит.



Предварительный просмотр:

                                     Занятие 12.

  1. Арт. комплекс «Дом».
  2. Слоговые цепочки.
  3. Чистоговорка.

Ша-ша-ша- наша Маша у душа.

Ши-ши-ши наши малыши едят беляши.

Ош-ош-ош- ты идешь и поешь.

Иш-иш-иш – какая тишь, малыш!

Ши и ше, ше и ши – мойте шею и уши.

  1. Песенка «Кошка и мышка».
  2. Почемучка.

  1. «Добавь слово».

  1. Игра «Я иду и ты идешь».

Я пою, и ты …..                                Я вешаю шубу ша вешалку.

Я ем.                                                Я куплю шапку –ушанку.

Я пью.                                        Я штопаю штаны.

Я кушаю кашу.

                                                    Занятие 13.

  1. Арт. комплекс «Дом».
  2. Чистоговорка.

Шепелявые лягушки

Пели шепотом частушки.

  1. Игра «Посчитаем».

Посчитать от 1 до 5.

Вишня, башня, клешня.

  1. «Измени слово».

  1. Работа с картинками..



Предварительный просмотр:

                                                     Занятие 14.

  1. Арт. комплекс «Дом».
  2. Чистоговорка.

Миша шишку в шапке нашел.

  1. Отгадай.

   

  1. Пословицы и поговорки.

Зимой шубка не шутка.

Нет лучшего друга, чем матушка.

Поспешишь – людей насмешишь.

Тише едешь – дальше будешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

  1. Выучить.

                               

                                        Занятие 15.

  1. Арт комплекс «Дом».
  2. Слоговые цепочки.

Шпа-пша                шма-мша                шта-тша                вша-шва                        шпо-пшо                шмо-мшо                што-тшо                вшо-шво                        шпу-пшу                шму-мшу                шту-тшу                вшу-шву                        шпы-пши                шмы-мши                шты-тши                вши-швы

  1. Стихотворение «Ленивая кошка»
  2. Работа с текстом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал по автоматизации звуков

дидактический материал по автоматизации звуков Ч  ,Ж...

Дидактический материал по автоматизации звука Р.

Практический материал для педагогов и родителей....

Дидактический материал по автоматизации звука Ш.

Практический материал для педагогов и родителей....

Дидактический материал по автоматизации звука Л.

Практический материал для педагогов и родителей....

Дидактический материал для автоматизации звуков [с], [з].

Дидактический материал предназначен для атоматизации звуков [с] и [з] в словосочетаниях и предложениях у дошкольников с фонетическим, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.  Для упра...

Речевой и дидактический материал для автоматизации звуков [C], [C\'], [З], [З\'], [Л\'], [Ч].

Речевой материал в виде предложений, характеризующих сюжетный рисунок из жизни семьи. Рисунки простые, понятные детям с 3-4-х лет. Целью данного пособия является автоматизация свистящих звуков, мягког...

Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"

Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...