картотека заданий для алаликов
материал по логопедии на тему

в доступной форме, от простого к сложному  у детей формируется фраза, звукопроизношение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartot_zadaniy_dlya_alal.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

                          КАРТОТЕКА  ЗАДАНИЙ

ДЛЯ  АЛАЛИКОВ

        ЗАДАНИЕ № 1      ВЫЗЫВАНИЕ    ГЛАСНЫХ   ЗВУКОВ

  1. Широко открываем рот, громко поём:
  1. А-а-а!
  2. Как мама укачивает малыша?
  3. А-а-а!
  1. Округляем губы, громко поём:
  1. О-о-о!
  2. Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
  3. О-о-о!
  1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
  1. У-у-у!
  2. Как гудит паровоз?
  3. У-у-у!
  1. Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
  1. И-и-и!
  2. Как кричит лошадка?
  3. И-и-и!
  1. Дети заблудились в лесу. Они кричат:
  1. Ау! Ау!
  1. Малыш плачет:
  1. Уа! Уа!
  1. Ослик кричит:
  1. Иа! Иа!

ЗАДАНИЕ № 2  РАБОТА  НАД  ГЛАСНЫМИ  ЗВУКАМИ

  1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

  1. А-а-а!
  2. -   О-о-о!    И т.д.
  1. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
  1. А-о-у-и!
  2. У-а-и-о!   И т.п.
  1. Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
  1. Как мама укачивает малыша?
  2. А-а-а!
  3. Как гудит паровоз?
  4. У-у-у!   И т.п.

ЗАДАНИЕ № 3   РАБОТА   НАД   ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

  1. Это корова. Корова мычит:                 4. Это овечка. Овечка кричит:
  1. Му-му-му!                                          - Бе! Бе! Бе!
  2. Как мычит корова?                            - Как кричит овечка?
  1. Это коза. Коза кричит:                         5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
  1. Ме-ме-ме!                                          - Пи! Пи! Пи!
  2. Как кричит коза?                              -  Как пищит цыплёнок?
  1. Это кошка. Кошка кричит:                 6.  Это собака. Собака лает:
  1. Мяу! Мяу!                                         -  Ав! Ав! Ав!
  2. Как кричит кошка?                          -  Как лает собака?

   

ЗАДАНИЕ № 4   РАБОТА   НАД   ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

  1. Это курочка. Курочка кричит:                  4. Это лягушка. Лягушка квакает:    
  1. Ко! Ко! Ко!                                              - Ква! Ква! Ква!
  2. Как кричит курочка?                              - Как квакает лягушка?
  1. Это гусь. Гусь кричит:                              5.  Это утка. Утка крякает:
  1. Га! Га! Га!                                                -  Кря! Кря! Кря!
  2. Как кричит гусь?                                    - Как крякает утка?                    
  1. Это кукушка. Кукушка кукует:               6.   Это петушок. Петушок поёт:
  1. Ку! Ку!                                                     - Ку-ка-ре-ку!
  2. Как кукует кукушка?                             -  Как поёт петушок?

ЗАДАНИЕ № 5    РАБОТА  НАД  ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

  1. Мальчик играет на дудочке:                4. Девочка звонит в колокольчик:
  1. Ду-ду-ду!                                            - Динь! Динь! Динь!
  2. Как играет мальчик?                         -  Как звонит колокольчик?
  1. Мальчик играет на барабане:              5.  Папа стучит молотком:
  1. Бум! Бум! Бум!                                  -  Тук! Тук! Тук!
  2. Как играет мальчик?                         -  Как папа стучит молотком?
  1. Машина гудит:                                     6.  Дать ребёнку поиграть на барабане,
  1. Би-би-би!                                       дудочке, позвонить в колокольчик,
  2. Как гудит машина?                       постучать молотком, произнося звукоподр.                                                          

        ЗАДАНИЕ № 6    ВЫЗЫВАНИЕ    МЕЖДОМЕТИЙ.

  1. Мячик упал в воду:                           3.  Девочки качаются на качелях:
  1. Ах! Ах! Ах!                                      - Ух! Ух! Ух!
  1. У девочки болит зуб:                        4.  Папа рубит дрова:

            -    Ох! Ох! Ох!                                      - Эх! Эх! Эх!

ЗАДАНИЕ № 7

  1. Мальчик погоняет лошадку:                          5.  Проговариваем цепочки слогов:
  1. Но! Но! Но!                                                   НА-НА-НА
  2. Как мальчик погоняет лошадку?                НО-НО-НО
  1. Девочка наказывает куклу:                                      НУ-НУ-НУ
  1. На! На! На!                                                    НЕ-НЕ-НЕ
  2. Как девочка наказывает куклу?                   НИ-НИ-НИ
  1. Дядя погоняет ослика:                                              НЯ-НЯ-НЯ
  1. Ну! Ну! Ну!                                         6.   Рисуем девочек, показываем,
  2. Как дядя погоняет ослика?                      называем:
  1. Малыш не хочет есть:                                        - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.
  1. Не! Не! Не!                                                Предлагаем ребёнку показать и
  2. Как капризничает малыш?                       назвать девочек.

ЗАДАНИЕ № 8

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как  ушки.  

      2.   Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки,

            как птички машут

            крыльями.

ЗАДАНИЕ № 9

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  1. Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в

лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.

  1. Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,

потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.

ЗАДАНИЕ № 10

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

  1. Ляля, Киса, Зая, би-би.

      Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:  

  1. Что я убрала?

     Ребёнок отвечает:

  1. БИ-БИ. и т.п.

ЗАДАНИЕ № 11

  1. Малыш топает:                               4.  Часы бьют:

   ТОП-ТОП-ТОП                                  БОМ-БОМ-БОМ

  -   Как топает малыш?                         - Как бьют часы?

  1. Вода капает:                                   5.   Охотник стреляет:

         КАП-КАП-КАП.                                ПИФ-ПАФ

  -    Как капает вода?                               -  Как стреляет охотник?

  1. Часы тикают:                                 6.    Зайчик прыгает:

         ТИК-ТАК                                             ПРЫГ-ПРЫГ

  -    Как тикают часы?                             - Как прыгает зайчик?

ЗАДАНИЕ № 12

Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:

  1. Папа! Ау!         - Дядя! Ау!
  2. Мама! Ау!        - Катя! Ау!
  3. Тётя! Ау!          - Нина! Ау!

           Помоги девочке, покричи вместе с ней.

ЗАДАНИЕ № 13

     Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  1. У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

Катя: «А-А-А!»  Ляля  бай-бай!

  1. Катя, дай Лялю!
  2. Тётя, на Лялю!

   Просим ребёнка повторить.

ЗАДАНИЕ № 14

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  1. Это Вова. У Вовы  би-би.
  2. Вова, дай би-би.
  3. Тётя, на би-би.
  4. Мама, на би-би.
  5. Папа, на би-би.

Просим ребёнка повторить.

ЗАДАНИЕ № 15

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Прыжки на обеих ногах.                 3.  Ходьба на месте.
  2. Прыжки на левой ноге,

       на правой ноге.                               4. Ходьба на носочках.

                                                                      5. Ходьба на пятках.

ЗАДАНИЕ № 16

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».
  2. Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.
  3. Прыгаем  на двух ногах через низко натянутую верёвочку.

ЗАДАНИЕ № 17

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

   Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами.               Ребёнок  поворачивается,  спрашиваем:    

  1. Что я поменяла местами?

  Ребёнок показывает и называет.

ЗАДАНИЕ № 18

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  1. Вот солдатики идут,

Вот идут, идут, идут.

Ружья на плечах несут,

Вот несут, вот несут.

              Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  1. Тра-та-та! Тра-та-та!
  2. Тра-та-та! Тра-та-та!

ЗАДАНИЕ № 19

     Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  1. Вот охотник в лес идёт,

Он идёт, он идёт.

Волка серого убьёт,

Он убьёт, он убьёт.

    Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  1. Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

ЗАДАНИЕ № 20

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Ходьба по узкой доске, положенной на пол.
  2. Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и

ловить двумя руками.

                  3.   Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.

ЗАДАНИЕ № 21

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

  1. Складывание пирамидок по образцу и по памяти.
  2. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.
  3. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.

ЗАДАНИЕ № 22

        Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

  1. Пошёл зайчик под кусток.

           Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  1. Прыг-скок! Прыг-скок!

           Далее проговаривает один взрослый:

  1. Поймал белку за хвосток.

           Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  1. Прыг-скок! Прыг-скок!

ЗАДАНИЕ № 23

СЕМЬЯ

         Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

  1. Где мама?
  2. Где папа?
  3. Где баба?  И т.д.

Пусть показывает и называет.

        Подберите фотографии для составления простых предложений:

  1. Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме:  мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

Глаголы по теме:  идти, сидеть, пить, есть.

ЗАДАНИЕ № 24

ИГРУШКИ

        Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик).  Попросите ребёнка:

  1. Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

Показывайте и называйте:

  1. Это кубик. Это мяч. И т.п.

Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

        Работаем над простыми предложениями:

  1. Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.

ЗАДАНИЕ № 25

                                       ЗВУКИ    [В], [ВЬ]  

                        Учимся проговаривать слова и предложения:

        ВАТА          ВОВА                       Вот вата.              У Вити вода.

        ВОДА          ВИТЯ                       Вот вода.              Вова пил воду.

        ВАНЯ          ВАННА                   У Вовы вата.        Мама мыла Вову.

ЗАДАНИЕ № 26

ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

                         Учимся проговаривать слова и предложения:

        ФОМА     КОФЕ                 Вот туфли.                   У мамы туфли.

        ФЕДЯ      КОФТА               Вот кофта.                   У Феди кофта.

        ФИМА     ТУФЛИ              Папа пил кофе.            У Фимы вафли.

ЗАДАНИЕ № 27

ЗВУКИ  [П],[ПЬ]

                            Учимся проговаривать слова и предложения:

       ПАПА     ПЕТЯ                 ПАПКА             ПИТЬ            Папа пилит.

       ПАША    ПОЛ                   ПАЛКА             ПИЛИТЬ       Вот полка.

       ПОЛЯ    ПОЛКА              ПИЛКА             ПЕТЬ             У Вовы пила.

                         Мама мыла пол.                Петя пьёт.

                         У Паши палка.                  Поля поёт.

ЗАДАНИЕ № 28

ЗВУКИ  [Б], [БЬ]

                       Учимся проговаривать  слова и предложения:

         БАБА              БУЛКА              БИТЬ                          Вот баба.

         БОБИК           БАНКА              БОЛЬНО                    Ай, да баба!

         БОРЯ              БЕЛКА               БОЛИТ                      Вот Бобик.

БАБА

        Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

                                                                        БОБИК

           У Бори Бобик. Боря бил  Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить  Бобика!

                         ЗАДАНИЕ № 29

ЗВУКИ  [Т], [ТЬ]

                                    Учимся проговаривать слова и предложения:

   ТАНЯ               ТЁТЯ          Вот Тома.                     У тёти Таня и Тома.

   ТОМА              КОТ            У Тимы кот.                 Тут Тима и Таня.

   ТИМА              ЛОПАТА   У Томы лопата.            Там лопата.

                                  КОТ                                                          ГОСТИ

          У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!»                         Тук! Тук! Тук!  

                                                                     - Кто тут?

                                                                     - Тут Тоня. Тут Таня.

                                 ЗАДАНИЕ № 30

                           ЗВУКИ  [Д], [ДЬ]

                       Учимся проговаривать  слова и предложения:

         ДОМ                 ДАНЯ               ВОДА            Это дом.

         ДУШ                 ДУНЯ               КУДА            Это дым.

         ДЫМ                ДАША              ДЯДЯ            У дома дуб.

         ДЫНЯ              ДИНА               ДЕТИ              Дима у дуба.

                          ДУДКА                                          ДЫНЯ

    У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!»           У Дины дыня.

                                                                             - Дина, дай дыню!

                                                                             - На, Дуня, дыню!

ЗАДАНИЕ № 31

ЗВУКИ  [К],[КЬ]

                       Учимся проговаривать слова и предложения:

  КАТЯ                  КОТ           У Кати кот.                У дома каток.

 КАША                КОЛЯ         У Коли кит.                Иди, Коля на каток.

 КОСА                 КИТ            У мамы коза.             Иди, Катя, в кино.

 КОЗА                  КИНО        У папы коса.              Ешь, Катя, кашу.

                            МАК                                                   БАНТ

                    У Кати мак.                                        У Кати косы.

                    -   На, мама, мак.                                  – На, Катя, бант.

                    -   Дай, Катя, мак.       

Примеры практических заданий и игр

на развитие фонематического слуха

1. «Услышишь – хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

2. «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы)

3. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

4. «Нужное слово». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

5. «Зоркий глаз». Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

6. «Чудесный художник». Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

7. «Запоминайка». Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т.д.), например:

сад—сани                сок—шок

сумка—суп—сапоги                шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

8. «Бусы». Цели: развивать фонематические представле ния, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

Рассыпались бусы...

Мы их соберем,

Нанижем на нитку

И слово найдем. —

участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ...

на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...

9. «Повтори и прибавь». Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т.д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —  жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т.д.

10. «Сложи звуки». Дели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например:      [П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС.

11. «Скажи наоборот». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О-...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы, И—...(И, Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — АП                                        АП — ПА

ПО —...(ОП)                                ОП—...(ПО)

ПУ — ... (УП)                                ЫП — ... (ПЫ)

ПЭ—...(ЭП)                                УП—...(ПУ)

ПЫ — ... (ЫП)                                ЭП — ... (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ                                        ПЯ — ПА

ПУ —...(ПЮ)                                ПИ—...(ПЫ)

ПЭ —...(ПЕ)                                ПЮ—...(ПУ)

ПО —...(ПЁ)                                ПЁ—...(ПО)

ПЫ—...(ПИ)                                ПЕ—...(ПЭ)

ЗАДАНИЕ № 32

ЗВУКИ   [Г], [ГЬ]

 ГАЛЯ            ГУБЫ               ГОЛОВА         У гуся лапы.       У Гали голова.

ГОША           ГУСИ               ГАМАК           У Гены ноги.      У галки головка.

ГЕНА            НОГИ              ГОНИТ            Гудок гудит.        Иди, Гоша, в гамак.

На лугу гуси.  Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

ЗАДАНИЕ № 33

ЗВУКИ  [Х], [ХЬ]

    ХАТА                  ПУХ                У нас хата.                  Вот муха.

    ХАЛАТ               МЕХ                Хата мала.                   У зайки пух.

    УХА                    МУХА             У мамы халат.            У мишки мех.

    УХО                    ТИХО              У папы хлеб.               Вова ест уху.

ЗАДАНИЕ № 34

ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

  1. – Ку-ка-ре-ку!                              4.  – Ам! Ам! Ам!

         Кур стерегу!                                      Кто там?

      -  Кто так кричит?                            -  Кто так кричит?

      -  Как кричит петушок?                   - Как кричит собачка?

 2.   -  Кудах-тах-тах!                         5.  -  Му! Му! Му!                  

          Снеслась в кустах!                           Молока кому?

       -  Кто так кричит?                            -  Кто так кричит?

       -  Как кричит курочка?                    -  Как кричит корова?

3.    - Мур! Мур! Мур!                      6.  -  Кра! Кра! Кра!

         Пугаю кур!                                        Будет дождь с утра.

      - Кто так кричит?                            -   Кто так кричит?

         Как кричит кот?                           -    Как кричит ворона?

ЗАДАНИЕ № 35

ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

        Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

            Наши уточки с утра:                                  Наши гуленьки вверху:

          - Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря!      - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

            Наши гуси у пруда:                                    Наши курочки в окно:

          - Га! ГА! Га! Га! Га! Га!                           -  Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

            А индюк среди двора:                        Ну, а Петя поутру нам споёт:

          - Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да!                   -  Ку-ка-ре-ку!       

ЗАДАНИЕ № 36

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

  1. – Тра-та-та! Тра-та-та!                             3.  – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

         Мы везём с собой кота!                                Не кружися на лугу.

  1.    Мы на поезде сидим,                            4.  -  Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

         Паровозами гудим:                                        Потерял пастух дуду!

      -  У-у-у!

ЗАДАНИЕ № 37

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

  1. – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!                                    2.  Гули-гули-голуби

         В клетке жить я не могу!                              Сели возле проруби.

         Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!                        Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

         Я на волю улечу!                             Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»

                                                              ЗАДАНИЕ № 38

                                                         ОДЕЖДА

Существительные по теме:  шуба, пальто, шапка, кофта, рубашка, шорты, платье, брюки, майка, трусы, шарф.

Глаголы по теме:  одеть, надеть, снять, завязать, развязать, застегнуть, расстегнуть.

1.    Отрабатываем ответы на вопросы:

  1. Что надеваешь?
  2. Шапку. Шубу и т.п.
  3. Что делаешь?
  4. Надеваю.
  5. Что сделал?
  6. Надел.
  7. Что снимаешь?
  8. Шорты. И т.п.
  1. Игра «Оденем куклу».

         Рассматриваем одежду куклы, показываем, называем. Просим ребёнка одеть куклу, называя все предметы одежды.

  1. Игра «Чего не хватает?»  

           Логопед показывает ребёнку картинки с изображениями детей, забывших что-то    надеть, и спрашивает:  

  1. Чего не хватает?
  2. Шапки. Шарфика  и т.п.

ЗАДАНИЕ № 39

ОБУВЬ

   Существительные по теме: тапки, туфли, сапоги, ботинки, валенки, кроссовки.

   Глаголы по теме:  обувать, снимать, застёгивать, расстёгивать, завязывать, развязывать.

  1. Отрабатываем предложения:                          2.  Играем в игры:
  1. Я обуваю тапки.                                     «Что изменилось?»,

Они обувают ботинки.                          «Что прибавилось?»,

Я снимаю туфли.                                    «Чего не стало?»  и т.п.

Он завязывает кроссовки.

Мы застёгиваем сапоги.

Она расстёгивает туфли.  И т.п.

ЗАДАНИЕ № 40

ПОСУДА

   Существительные по теме:  чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковорода, чайник.

   Глаголы по теме:   есть, пить, мыть, варить, жарить, резать, чистить.

  1. Отрабатываем ответы на вопросы:
  1. Что ты ешь?                             - Что ты моешь?
  2. Я ем суп.                                  – Я мою тарелку.
  3. Чем ты ешь?                            -  Чем ты режешь?
  4. Я ем ложкой.                           -  Я режу ножом.
  5. Что ты пьёшь?                         -  В чём варят суп?
  6. Я пью чай.                               -  Суп варят в кастрюле.
  7. Из чего ты пьёшь?                  - На чём жарят картошку?
  8. Я пью из чашки.                     – Картошку жарят на сковороде. И т.п.
  1. Играем в игры:

            «Что прибавилось?»

            «Что изменилось?»

            «Чего не стало?»

            «Что я делаю?»  (взрослый имитирует приготовление пищи, еду, питьё; ребёнок комментирует: «Ты режешь. Ты ешь.»)  И т.п.

Упражнение 1

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от бо лее контрастных к менее контрастным:

—  в сопровождении ручных символов;

—  без них;

—  без зрительной опоры.

Предлагаются слоги:

Карточка домашнего задания № 6                                  СЬ

1. Проговори фразы:

   Вася несет в сетке        селедку

                                          сито

                                          семена

                                          тесьму

                                          письма

                                          сено

                                          васильки

2. Учить:

   Были у бабуси два веселых гуся,

   Два веселых гуся были у бабуси.

 

Карточка домашнего задания № 7                                   СЬ

Карточка домашнего задания № 8                                  СЬ

  1. Дополни предложения, вставляя слово «такси».

Дядя Сеня и Люся едут на _____.

Вот они подъехали на _____ к выставке.

_____ останавливается.

Дядя Сеня и Люся выходят из _____ и идут на выставку.

2.  О чем можно сказать «синий»?

1. Повтори:

   Сети висят в сенях.

   Сима и Ася едут на такси.

   Сегодня дома вся семья.

   Осиновые листья осенью опадают.

   Дядя Сеня косит сено.

   Вася и Сева поймали в сети селедку.

2. Выучить и отгадать:

   Висит сито не руками свито. (Паутина)

   Кто на себе домик носит? (Улитка)

Нарисуй отгадки в тетради.

Карточка домашнего задания № 9                                  СЬ

Карточка домашнего задания № 10                                 СЬ

1. Проговори фразы по образцу:

   Он косит, и я буду косить.

         носит ...

         гасит ...

         месит ...

         сидит ...

         висит ...

2. Повтори по три слова:

   василек, бусинка, такси

   такси, пасека, осина

   осина, осень, кисель

   плесень, селедка, секунда

3. Сосчитай:

   1 сильный лисенок, 2 сильных лисенка, 3, 4, 5 сильных лисят.

. Сосчитай: 1 синий василек, 2 синих василька, 3, 4, 5.

2. Проговори фразу: Иди сюда,        Сима

                                                              Ася

                                                              Люся

                                                              Вася

                                                              Сеня

3. Повтори предложения:

   Сима косит сено.

   Вася пасет гусей.

   Сеня сидит на сене.

   Ася несет письмо.

   Муку сеют ситом.

Карточка домашнего задания № 11                                СЬ

Карточка домашнего задания № 12                               СЬ

1. Учить:

   Непоседа Васенька не сидит на месте,

   Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

   Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

  Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

2. Подбери действия:

Васенька (что делает?) -

1. Послушай и перескажи рассказ.

                Лиса и гуси.

   Гуси спят. А тут лиса. Гуси не видят лисы.

   Лиса схватила одного гусенка и в лес. Несет лиса гуся своим лисятам.

2. Подбери признаки:

гусенок (какой?) -

лисенок (какой?) -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий логопеда для воспитателей старшей группы по лексическим темам.

Данный материал разработан с учетом новых лексических тем....

Картотека заданий к тематическим альбомам

Расширять и углублять представления детей    об осени:Воспитатель читает детям стихотворение, ребёнок отвечает, о чём стихотворение, и находит соответствующую картинку, объясняет,...

картотека заданий для дифференциации р-л

картотека заданий для дифференциации р-л...

Картотека заданий на развитие мышления

Картотека заданий на развитие мышления...

Картотека заданий для детей с алалией

Картотека заданий для детей с моторной алалией предназначена для педагогов и родителей.  В ней представленны упражнения по развитию звукопроизношения, развитию мелкой и общей моторики, развитию з...

Картотека заданий для алаликов

Алалия у детей - это отсутствие или тяжелое недоразвитие речи, когда происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Это недоразвити...


 

Комментарии

Шевченко Мария Викторовна

Прекрасный материал!!!! Спасибо!!!!

Татьяна Михайловна Захарченко

Спасибо за картотеку, Надежда Андреевна!
Сколько чудесного материала для формирования звукопроизношения у деток, а в то же время, в последние годы всё больше ребят приходят в начальную школу из детского сада с дефектами речи...парадокс...

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Мы в детском саду тоже замечаем увеличение таких детей. Сокращение логопедов, закрытие логопедических групп приведет к дальнейшему росту. Я работаю в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР, у всех 13 детей недоразвитие речи, 3 ребенка вообще не разговаривают. А логопеда в этом году просто нет, вот такая экономия.