Консультации для воспитателей логопедической группы
статья по логопедии по теме

В данной работе представлен материал по обучению воспитателей  артикуляционной гимнастике, а также по другим разделам: обучению грамоте, грамматическому строю, связной речи, произношению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ  И  РОДИТЕЛЕЙ  ПО ВОПРОСАМ  ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

 КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ  

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи  логопеда,  воспитателей   и   родителей . Цель такого взаимодействия:
 - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
 Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:
- индивидуальные встречи с родителями.
Их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты "Особенности вашего ребенка", для детей – рисуночные тесты). Последующие встречи включают в себя прослеживание динамики речевого развития каждого ребенка; обмен впечатлениями и наблюдениями; рекомендации и задания для ребенка.
- участие родителей в семинарах по обмену опытом.
На таких семинарах  родители  имеют возможность наблюдать за работой  логопеда   и   воспитателей , познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой  и  др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом.
- участие родителей в речевых традициях группы.
"КОПИЛКА СЛОВ"
Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском  саду , затем привлекаются и родители.
"Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО"
В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.
"ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА"
Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей,  воспитателями  организуется праздник, где ребенок рассказывает стихотворение на данный звук, а дети дарят ему подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки), приготовленные дома.
"МОЙ БУКВАРЬ"
Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов), вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставка букварей и итоговый праздник "Путешествие в страну знаний". Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала и до семейных соревнований).
"МАСТЕРСКАЯ БУКВ"
Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).
"СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ", "СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ"
Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в книгу.
"КНИГА СКАЗОК"
Изготавливаем в группе вместе с детьми сказки своими руками, а дома дети вместе с родителями их рассказывают.
- организовываем познавательную игротеку.
Устраиваем выставки развивающих игр.
- подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития.
- оформляем стенд "Советы  логопеда ", стенгазеты "Поговорим серьезно", "Развивающая предметная среда для детей дома"  и  др.
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ
      Упражнения 1 комплекса

  1. "Ножницы". Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.
  2. "Колокол". Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.
  3. "Дом". Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
  4. "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.
  5. "Пожарные". Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.
  6. Потешка "Прятки". Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:

В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так –
И головки убирали.

Упражнения 2 комплекса

  1. "Птички летят". Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.
  2. "Птица, высиживающая птенцов". Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.
  3. "Птички клюют". Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
  4. "Полет птицы". Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

       ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Это особый вид игр, который помогает лучше "разговориться". Такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выход воздушной струи.

  1. ВОЛНЫ. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.
  2. ФУТБОЛ. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся "футбольные ворота" из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.
  3. СОЛОМИНКА И ВОРОНКА. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.
  4. ВОЛШЕБНЫЕ ФЛАКОНЧИКИ. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.

                         ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

  1. УМЕЛЫЕ РИФМОПЛЕТЫ. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.
Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.
Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.
Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.
Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.
Прочь обида – все равно ты забыта,
Беги во двор, перелезь через забор,
Садись на коня, скачи от меня.
     РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
                              С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ
Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.
ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.
Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.
1.Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
2.Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.
3.Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
4.Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.
ПРЯТКИ С БУКВАМИ.
Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.
                                    ИГРЫ СО СКАЗКАМИ
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка…                                                 Заюшкина…
Конек…                                                     Гадкий…
Мороз…                                                Царевна…
Гуси…                                                     Мальчик…
Красная…                                              Крошечка…
Дюй…                                                         Цветик…
Аленький…                                            Золотой…
Бременские…                                       Доктор…
ЧТО ЛИШНЕЕ?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( "Сказка о рыбаке и рыбке").

СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА.
Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц". Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.
Например: сказка "Репка".
Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки
Репка – "Вау!"
Дед – "Я вам покажу!"
Бабка – "Чтоб тебя…"
Внучка – "Прикольно".
Жучка – "Сейчас спою".
Кошка – "Бубль гум".
Мышка – "Выходи, подлый трус!".
Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.
Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.
Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут - потянут – вытянуть не могут.
Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.
Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!


                                     ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.
ИГРА С МЯЧОМ "СКАЖИ НАОБОРОТ".
Зима – лето.
Жара – холод.
Правда – ложь.
Богач – бедняк.
Горький – сладкий.
Полезный – вредный…
"ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ"
Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом – домик – домище
Мост – мостик – мостище
Дождь – дождик – дождище
Кот – котик – котище…
"КТО ГДЕ ЖИВЕТ?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей логопедических групп.

Тема:   Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование  специальных символов в играх по формированию звукового анализа и синтеза....

консультация для воспитателей логопедических групп

«Сюжетно-ролевая игра,как средство формирования связной речии социального развития дошкольников»...

Консультация для воспитателей логопедических групп. Индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда.

В консультации предложена четкая инструкция воспитателю   по выполнению на логочасе заданий логопеда. Рекомендована также для начинающих учителей-логопедов....

Консультация для воспитателей логопедической группы "Речевая среда в группе".

В статье  раскрывается понятие  "речевой режим  в  группе",  представлены  требования  к  речи  воспитателя....

Игры по автоматизациизвукопроизношения с элементами драматизации. Консультация для воспитателей логопедических групп.

Учитывая, что игра - ведущая деятельность для дошкольника, при автоматизации поставленного звука важно максимально использовать игровые приемы и наглядность.  Театрализованным играм принадлежит о...

Консультация для воспитателей логопедической группы " О приемственности в коррекционной работе логопед и воспитателя"

В консультации проводится анализ  совместной работы логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи. Выделяется первоочередные и второстепенные задачи коррекционной рабо...

Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...