«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Хохлова Елена Юрьевна
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую характеристику звукам; - учить определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и их порядок, выкладывать схему; - согласовывать имена сущ. с прилагат., сущ. с глаголами, числит. с сущ., образовывать множ. число сущ. в родительном падеже; - развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, внимание, память, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_zkr.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/.

Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Автор: учитель- логопед МДОУ ДС КВ №7 с.Кухаривка МО Ейский район

             Хохлова Елена Юрьевна

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую характеристику звукам;

- учить определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и их порядок, выкладывать схему;

- согласовывать имена сущ. с прилагат., сущ. с глаголами, числит. с сущ., образовывать множ. число сущ. в родительном падеже;

- развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, внимание, память, мышление.

Оборудование: сюжетная картинка на зимнюю тему, предметные картинки в названиях которых есть звуки С, Сь, карточки-схемы, фишки для выкладывания звуковых схем, звуковые линейки, полоски для выкладывания слогов, мяч, бумажные снежинки, звуковые домики, гномики Звуковички.

Ход занятия.

I. Орг. момент. (Дети стоят в центре группы)

Логопед:  Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Давайте расскажем, как наши пальчики дружно проводят зимой время.

1. Пальчиковая гимнастика.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибать по одному пальцу)

Бабу снежную лепили,

(Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили,

(«Крошить хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли

(Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

2. Логопед:  Сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука, с согласного твердого звука, с согласного мягкого звука.

(Дети садятся на места).

II. Основная часть.

1. Логопед:  Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие и отправимся в город Звукоград.

(Обратить внимание детей на звуковые домики.) В домиках живут звуки. Давайте вспомним, какие звуки живут в красном домике?  В синем домике? В зеленом домике? (Ответы детей после каждого вопроса).

2.Логопед: А ещё в звуковых домиках живут Гномики – Звуковички, а вот с какими из них мы сегодня встретимся, узнаем позже. А сейчас, послушайте загадки, которые приготовили вам Гномики.

(Загадки, в которых в начале слова стоит звук /С/. Дети отгадывают, логопед выставляет соответствующие картинки-отгадки).

- Непоседа пестрая,

  Птица длиннохвостая,

  Птица говорливая,

  Самая болтливая.    (Сорока)

- Гладишь – ласкает,

  Дразнишь – кусает.   (Собака)

- Голубой аэропланчик

  Сел на белый одуванчик.    (Стрекоза)

- Хотя я сахарной зовусь,

  Но от дождя я не размокла.

  Крупна, кругла, сладка на вкус.

  Узнай меня, зовусь я……     (Свёкла)

- Покружилась звездочка

  В воздухе немножко,

  Села и растаяла

  На моей ладошке.     (Снежинка)

 

Логопед:  Ребята, посмотрите на картинки, произнесите слова, выделяя голосом 1-ый звук. Какой первый звук, вы услышали во все этих словах? (Дети: звук /С/). Давайте возьмём зеркальце, произнесем звук С.  В каком положении находятся губы, зубы, язык? Приставьте ладошку ко рту, почувствуйте воздух холодный или теплый, свободно ли проходит? Приложите ладошку к горлышку, оно гудит или нет?

(Дети отвечают на каждый вопрос, дают характеристику звуку. Делают вывод, что звук /С/ - согласный, твердый, глухой.)

3. Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком /С/ и его братцем – звуком /Сь/. Звук /Сь/ мы слышим в словах: синица, сито, апельсин, гусь, письмо. (Выставляются соответствующие картинки).

Ребята, назовите ещё слова, в которых есть звуки /С/, /Сь/. Игра с мячом.(Ребёнок ловит мяч и называет слово.)

Ребята, кто догадался, к кому из Гномиков – Звуковичков мы отправимся в гости? (к зеленому и синему)

Звуковичков зовут Саня и Сеня. Определите, какого гномика как зовут. (Синий – Саня, зеленый – Сеня и объясняют почему).

4. Игра «Хлопни – топни».

 Логопед: Давайте вместе со Звуковичками поиграем в игру «Хлопни – топни». Я называю слова с твердым согласным /С/ - вы хлопните, с мягким согласным /Сь/ - вы топните.

5. Проговаривание чистоговорок.

Логопед:  Давайте порадуем Звуковичков и проговорим с ними чистоговорки.

Са-са-са – сидит оса,

Сы-сы-сы – у осы усы,

Су-су-су – видели осу

Си-си-си – косу неси,

Си-си-си косой коси.  И т.д.

6. Игра «Где спрятались звуки».

(На столе у каждого ребенка картинка со звуками /С, СЬ/).

Логопед: Определите место звука в слове и поставьте картинку под соответствующей схемой.

(Логопед проверяет, исправляет ошибки).

7. Логопед:  Звуковички очень любят кататься на санках. Что еще можно делать на санках? (Дети: кататься, скользить, скатываться, ехать….)

(Выкладывание звуковой схемы слова САНИ из звуковых фишек и на звуковых линейках. Анализ).

9. Логопед:  Давайте немного отдохнем.

Динамическая пауза.

10. Логопед:  Давайте покажем нашим Звуковичкам, как мы умеем делить слова на слоги:

а) сыр, слоны, подносы – отхлопываем;

б) сок, сова, капуста – выкладывание схем.

Как мы ещё можем определить, сколько слогов в слове? (Вспоминаем: сколько в слове гласных звуков, столько слогов).

11. Игра «Один – много» (слова со звуками /С, Сь/ по образцу)

Одно круглое колесо – много круглых колес,

Одно острая коса – много острых кос…. т.д.

12. Игра «Посчитаем предметы от 1 до 5-ти». (Использовать картинки)

1 сова, 2 совы, 3 совы, 4 совы, 5 сов…..

13. логопед:  Ребята, пока мы считали в словах потерялся 1-ый звук /С/. Подставим звук и определим какое слова получится.

…анки, …окол, …ахар, …ундук.

14. Логопед:  Пока мы с вами искали звук, на землю выпали снежинки. (Логопед раздает детям бумажные снежинки). Какие зимой снежинки? (Дети: белые, хрупкие, легкие, пушистые…)

Упражнение на координацию зрения «Снежинки».

(Следить глазами в соответствии с текстом.)

Мы снежинки увидали,

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал.

Глазки смотрят вверх и вниз.

Всё! На землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

15. Ребята, перед вами картинка. Давайте составим по ней предложения. Чтобы наши Гномики узнали больше о зиме.

(Дети составляют предложения о зиме по картинке)

16. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие с мячом в подготовительной логопедической группе.

Физкультурное занятие с мячом, проводится как закрепляющее, после обучающих занятий....

интегрированное занятие по математике в подготовительной логопедической группе "Полет на луну"

Интегрированное занятие по матеиматике в логопедической группе "Полет на луну"...

Конспект Интегрированного занятия по математике в подготовительной логопедической группе.Тема: «Путешествие на Луну»

Конспект  Интегрированного занятия по математике в подготовительной логопедической группе.Тема: «Путешествие на Луну»...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква "Ф".

Знакомство со звуком и буквой "Ф", выполнение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию фонематических процессов, расширению активного и прассивного словаря, формированию навыка чтения....

«Звуки х, х\'. Хомяк-Хвастун». Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".

В процессе занятия дети  учатся дифференцировать  звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....