ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ
статья по логопедии по теме

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ

 

 «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это
постигается прежде всего в семье».

В.А. Сухомлинский

Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования.  23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ   № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

     Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс.  

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_logopeda_i_roditeley.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ

 «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это
постигается прежде всего в семье».

В.А. Сухомлинский

Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования.  23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ   № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

     Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс.  

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные жизненные позиции.

ФГТ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.            

В качестве основной идеи работы с родителями я взяла концепцию субъективного взаимодействия, разработанную А.А.Бодалевым.

Цель работы с родителями: разработать систему работы для логопеда и родителей по реализации коррекционно-воспитательных задач.

Для организации взаимодействия с семьей и обеспечения полноценного развития ребенка я поставила перед собой следующие задачи:

 - определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;

 - познакомить родителей с объемом знаний для успешной подготовки детей к школе;

 - формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с их детьми;

 - привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;

 - просвещать родителей в области педагогики и основ логопедии.

Работу с родителями разделила на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность коррекционно-образовательного процесса.

Стараюсь работать таким образом, чтобы родитель смог:

  - преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

  - достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;

  - узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

  - быть эмоциональной поддержкой ребенку.

Взаимодействуя с родителями, реализую идеи личностно-ориентированного подхода, которые строятся на основе:

 - установления доверительных отношений с родителями;

 - открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

- совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком;

 - организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду;

 - обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.

Мной был разработан учебно-методический комплекс «Занимаемся вместе», включающий в себя две тетради для выполнения заданий учителя-логопеда дома. Пособие рассчитано на два возраста 5-6, 6-7 лет.

Цель учебно-методического комплекса – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения… Новизна моего учебно-методического комплекса заключается в том, что в основу его разработки положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: обучение анализу и синтезу звукового состава речи, подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения, развитие фонематического восприятия.

Использую  метод  проектной деятельности. В ходе реализации детско-взрослых образовательных проектов дети оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, успешно их преодолевали. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Реальная жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием. Родители с большим желанием откликались на выполнение предложенной работы, творчески раскрылись в глазах своих детей.

Таким образом, мое взаимодействие с родителями активизировало участие родителей в коррекционной работе; у них появилась удовлетворенность работой, повысилась их педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей. В результате моего взаимодействия с родителями наблюдается положительная динамика речевого и общего развития детей, что подтверждают результаты повторной речевой диагностики.

 Литература

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия / Глебова Светлана Владимировна.- Воронеж, ЧП Лакоцетин С.С., 2007.
  2. Давидович Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? / Давидович Лариса Романовна.- Москва, ГНОМ и Д, 2005.
  3. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду / Чиркова Светлана Владимировна. - Москва, Вако, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.

В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....

Буклет "Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения в домашних условиях"

Даны советы родителям по организации работы с ребенком дома по коррекции звукопроизношения...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанников - обязательное условие для успешной коррекционной работы

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...

Рекомендации логопеда для родителей на тему: « Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения».

Наглядная презентация для родителей . Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей дошкольного возраста....

НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы

Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов.   Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...

Консультация для учителей-логопедов: "Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями."

Консультация для учителей-логопедов для эффективного взаимодействия с родителями....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ «MULTI-AGE» ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И В ФОРМАХ АКТИВНОГО ОТДЫХА

В статье представлены методы достиженияположительной динамики двигательного развития дошкольников на основе внедрения «multi-age обучения» в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в ф...