ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ «MULTI-AGE» ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И В ФОРМАХ АКТИВНОГО ОТДЫХА
методическая разработка (старшая группа)

Копина Ирина Михайловна

В статье представлены методы достижения

положительной динамики двигательного развития дошкольников на основе внедрения «multi-age обучения» в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в формах активного отдыха.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multi_eydzh.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ «MULTI-AGE» ОБУЧЕНИЯ

В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

И В ФОРМАХ АКТИВНОГО ОТДЫХА

Аннотация. В статье представлены методы достижения

положительной динамики двигательного развития дошкольников на основе внедрения «multi-age обучения» в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в формах активного отдыха.

Ключевые слова: дошкольники, здоровьесберегающий педагогический процесс, multi-age обучение, взаимодействие, игра, физкультурно-оздоровительный

Дошкольное образовательное учреждение – это первая ступень,

обеспечивающая дошкольникам полноценную и гармоничную личность.

Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является

первоосновой его полноценного воспитания и развития.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей-

дошкольников является грамотная высокоэффективная организация

здоровьесберегающего педагогического процесса, в котором используется

технология развития и воспитания, способствующая освоению детьми

ценности здоровья и здорового образа жизни. Поэтому с 2018 года ведется

работа над проблемой «Формирование положительной динамики

двигательного развития дошкольников на основе внедрения «multi-age»

 обучения в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в формах

активного отдыха». Актуальность использования данной технологии

заключается в следующем:

в соответствии с законом Российской Федерации об образовании

ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное

учреждение;

дошкольные учреждения в условиях гуманизации и

демократизации образования, реализации Федеральных государственных

требований к содержанию основной образовательной программы ведут

активный поиск форм, средств, технологий, обеспечивающих полноту

реализации физкультурно-оздоровительных функций.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании уникального

игрового пространства детства на основе «multi-age» обучения в рамках

клубного часа «Сделай как я!». Целью данной технологии является:

достижение положительной динамики двигательного развития дошкольников

на основе внедрения «multi-age обучения» в физкультурно-оздоровительных

мероприятиях и в формах активного отдыха.

Анализ исследования по вопросам оценки уровня физической

подготовленности свидетельствует, что у 62% дошкольников уровень

развития двигательных способностей ниже среднего. При проведении

первичного мониторинга выяснилось, что у детей мотивация к занятию

физической культурой снижена, не все воспитанники детского сада

посещают спортивные секции; из 82 детей дошкольного возраста – только 22

ребенка занимаются в спортивных секциях.

На этапе практической работы в качестве главного средства

формирования положительной динамики двигательного развития

дошкольников была выбрана технология «multi-age обучения».

«Multi-age» обучение подразумевает межвозрастное взаимодействие

дошкольников старшего и младшего возраста. С 2018 года в нашем детском

саду ведется деятельность клубного часа «Сделай как я!» физкультурно-

оздоровительной направленности. Данное обучение предполагает, что

старшие дошкольники становятся образцом для подражания в игровой

деятельности при формировании двигательных способностей, а у младших

дошкольников появляется возможность продвигаться в своем физическом

развитии. Первоначально был разработан перспективный план занятий. В

содержание игровых занятий включены подвижные игры общего

развивающего характера, направленные на комплексное развитие движений

и двигательных способностей. В тщательной отработке игровых упражнений

на каждом занятии осваивают элементарные приемы игры в настольный

теннис, баскетбол, футбол и др. Игровые упражнения клубного часа

выполняются в разных вариантах: индивидуально, в парах, в команде, где

младшие присутствуют в качестве болельщиков. В работе клубного часа

«Сделай как я!» используются различные нетрадиционные формы

проведения спортивных занятий.

«Нескучная тренировка!» (Футбол).

Необыкновенный футбольный матч –одна из форм проведения

занятия. Старшие и младшие дошкольники стараются показать все свои

умения и навыки: они отбивают мяч на месте и в движении, ведут его

«змейкой», ногами по прямой и в разных направлениях, передают друг другу,

останавливают мяч ногой.

На таких занятиях используется прием «Личный пример», другими

словами, организуется индивидуальная опека: сильный работает в паре со

слабым. Применяется и прием «Спутник»: выполняя задание на полосе

препятствий, дети преодолевают ее со спутником, в данном случае спутник –

мяч. Игра с мячом позволяет всесторонне воздействовать на мышечную

систему детей, укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и

сердечно-сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его

функциональный эффект.

«Дошкольная детская круговерть» – спортивная компания.

Настольный теннис – один из чудеснейших видов спорта. Он развивает

скорость, быстроту реакций, позволяет научиться просчитывать сложные

ситуации в кратчайшие мгновения. Настольный теннис можно смело назвать

универсальным средством, снижающим усталость и напряжение. Это

отличный досуг и хорошая разминка. А если это все проходит в процессе

взаимодействия старших и младших дошкольников, то овладение навыками

игры происходит гораздо быстрее. В игре детям приходится быстро

принимать решение, что способствует развитию глазомера, меткости,

двигательной реакции, координации и скорости движения.

Открытая познавательная площадка «Да-да, игра!» (Городки).

Сегодня многим дошкольникам незнакома такая увлекательная игра

как «Городки». «Городки» для дошкольников – это физическое и

интеллектуальное развитие. Эта игра подразумевает знакомство детей с

игровой площадкой, закрепление навыков построения простейших фигур,

формирования техники правильного броска биты. Старшие дошкольники

прививают малышам правила безопасной игры, внутреннюю дисциплину,

развивают упорство, способность своевременно принимать верные решения.

Спортивная переменка «Быстрее, выше, сильнее» (Баскетбол).

Баскетбол как специфический вид двигательной деятельности

позволяет создать условия для нормального физиологического, психического

развития ребенка, а также формирование социально-значимых личностных

качеств дошкольника. Эта игра формирует элементарные умения игрового

взаимодействия старших и младших дошкольников в парах и командах.

Старшие дошкольники передают младшим игровой опыт, младшие

демонстрируют свои умения.

«Дружная команда – результат будет у каждого!» (Хоккей).

Большой интерес у детей дошкольного возраста вызывают игры и

упражнения с клюшкой и шайбой. Эти занятия проводятся не только в

зимний период, на специально размеченной подготовленной площадке во

дворе детского сада, но и в спортивном зале. Хоккей развивает ориентировку

в пространстве, скоростно-силовые качества, игровое взаимодействие.

У младших дошкольников создается общее представление действий с

клюшкой и шайбой, у старших происходит отработка элементов в технике

хоккея, формируется стремление проявлять заботу и внимание к младшим.

При использовании технологии «multi-age» обучения формируются навыки

коммуникативного взаимодействия в играх с элементами хоккея.

Результатом работы стало снижение уровня заболеваемости детей 4-7 лет на

13%, увеличение количества детей с I группой здоровья на 5%, повышение

уровня физической подготовленности воспитанников – сила, координация,

гибкость, выносливость – на 24%.

Приведенные факты можно считать весомым доказательством

эффективности формирования положительной динамики двигательного

развития дошкольников на основе технологии «multi-age» обучения в

физкультурно-оздоровительных мероприятиях и формах активного отдыха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галушко, И. Г. Социализация и индивидуализация растущего человека в

процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности / И. Г. Галушко,

Н. Г. Зайцева, А. В. Галушко // Концепт. – 2016. – Т. 10. – С. 106-110.

2. Исаенко, Ю. М. Социализация личности дошкольника в процессе

двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы) / Ю. М. Исаенко,

Н. А. Бочанова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 6 (23). – С. 6-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные праздники как форма активного отдыха дошкольников

Введение I. Теоретические основы проблемы. 1.1 Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха дошкольников. 1.2 Классификация физкультурных праздников. 1.3 Педагогические требов...

презентация "Малые формы активного отдыха дошкольников"

В презентации систематизирован материал по теме: "Малые формы активного отдыха (МФАО) дошкольников". Презентация содержит информацию о видах МФАО, их основных отличиях. В качестве примера привед...

Малые формы активного отдыха дошкольников.

Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физическ...

Консультация для воспитателей «Малые формы активного отдыха дошкольников»

физкультурные минутки (ФМ);физкультурные паузы (ФП) или динамические переменки (ДП);физкультурные мини - паузы (ФМП)...

«Малые формы активного отдыха дошкольников»

Презентация для воспитателей...

Презентация "Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через реализацию эффективных форм активного отдыха".

Презентация "Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через реализацию эффективных форм активного отдыха"....