презентация "Малые формы активного отдыха дошкольников"
методическая разработка по теме

Гаманчук Елена Викторовна

 

В презентации систематизирован материал по теме: "Малые формы активного отдыха (МФАО) дошкольников". Презентация содержит информацию о видах МФАО, их основных отличиях. В качестве примера приведен комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Презентация подготовлена для выступления на педсовете, к ней прилагается текст сообщения по заявленной теме. Материал будет полезен как начинающим, так и опытным воспитателям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести физкультурные минутки (ФМ), физкультурные паузы (ФП) и физкультурные мини - паузы (ФМП).

Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут.

Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т.д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы), кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики или ритмического танца.

Физкультурные мини - паузы – самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего  физкультурные мини – паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз или элементы самомассажа (трем глаза, брови, кисти рук, спину).

Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить по направленности и воздействию на организм:

  1. группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной) организма ребенка;
  2. комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук;
  3. группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук;
  4.  группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;
  5. группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);
  6. группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;
  7. комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;
  8. упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)

Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С;
  3. одежда не должна стеснять движений;
  4. не заниматься сразу после приема пищи;
  5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. Важно научить ребенка носовому дыханию.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Предлагаемый несложный комплекс упражнений для правильного дыхания можно выполнять дома, в детском саду, во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения, на прогулке.

Комплекс дыхательных упражнений для детей

  1. Часики

Часики вперед идут,
За собою нас ведут.


И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

  1. Петушок

Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.


И.п. –  встать прямо, ноги вместе, руки опущены (о. с.)
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

  1. Насос

Накачаем мы воды, 
Чтобы поливать цветы.

И.п. – (о. с.)

1 -  наклон туловища в правую сторону (вдох); 
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

  1. Семафор

Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.


И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох); 
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).

  1. Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.

И.п. – (о. с.)
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

 

  1. Дыхание

Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.


И.п. – (о. с.)
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные праздники как форма активного отдыха дошкольников

Введение I. Теоретические основы проблемы. 1.1 Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха дошкольников. 1.2 Классификация физкультурных праздников. 1.3 Педагогические требов...

Малые формы активного отдыха дошкольников.

Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физическ...

Консультация для воспитателей «Малые формы активного отдыха дошкольников»

физкультурные минутки (ФМ);физкультурные паузы (ФП) или динамические переменки (ДП);физкультурные мини - паузы (ФМП)...

«Малые формы активного отдыха дошкольников»

Презентация для воспитателей...

Физкультурный досуг как форма активного отдыха дошкольников

Форма работы по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации...

Методическая разработка проведения консультации для воспитателей "Малые формы активного отдыха дошкольников"

В данной методической разработке представлен материал по теме: "Малые формы активного отдыха (МФАО) дошкольников". Презентация содержит информацию о видах МФАО, их основных отличиях. В качес...

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений п

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Мног...