Индивидуальная программма учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

В рабочей программе раскрыты основные направления работы учителя-логопеда в средней группе (цели, задачи, содержание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indvidualnaya_programma.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

«Преодоление»

Индивидуальная программа развития

Программа составлена

учителем - логопедом

Михоленок Л.А.

2010-2011 учебный год

 «Педагогическая позиция».

Каждое утро я иду в Центр, захожу в группу, и встречаюсь с детьми, которые улыбаются и здороваются со мной. Я знаю, что меня уже ожидают Они. Они торопятся что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что у них появилось, что их озадачило или тревожит. И в самом деле, понять этот мир самому ребёнку очень сложно, он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю, что нет. Помочь может только тот, кто сам в достаточной мере овладел знаниями об этом современном мире, живёт в нём, принимает всё новое и сам способен измениться. Часто я слышу, что учителя сравнивают с актёром, или с человеком, который умеет всё. Да, я умею вязать, чинить водопровод, розетку, клеить обои, красить стены… Но это ли делает меня педагогом? Думаю, что нет…

Современный педагог - это творческая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность, человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Именно любовь к детям делает личность педагога уникальной и отличает эту профессию от остальных. Понятно, что Идеальным учитель не может быть вообще; он может быть таковым для конкретного человека. И для каждого образ этот различен. Причём различается этот образ в разные периоды жизни отдельной личности.

И всё же современный педагог – это такое существо, которое в нужный момент даёт толчок к развитию, это – то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым… Почему в определении сказано «существо»? Потому, что словами Конфуция «воин может учиться у журавля и у сосны, у змеи и у кошки…» и, проникая в суть, постигая своего учителя, воин, т.е. живой человек – не «спящий», а бодрствующий, постигающий приобретает необходимые для жизни свойства. Думающий педагог понимает, что никого нельзя научить, можно лишь научиться. Нельзя прожить за ученика его жизнь, а потому, доблесть учителя – сделать воспитанника самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям.

Задача педагога пробудить в ребёнке ученика, а потом вырастить из него собеседника. Такой учитель покажет ценность каждого учащегося, проявит его интерес и «нужность», а значит – разовьёт в нём индивидуальные качества. При этом у каждого педагога есть свой неповторимый стиль, методика обучения, личностная морально-нравственная оценка любой жизненной ситуации… Каждый учитель - личность, он неповторим, что делает его особенным и интересным.

        Интересны данные результатов анкетирования одной из школ по степени важности качеств учителя для современного ученика. Школьники определили одно из первых мест такому важному личностному качеству как доброта. Рядом находились понимание, творчество, знание предмета.

Важным аспектом является творчество самого педагога: он должен уметь создавать, творить, уметь учиться, так как без этого любое его воспитательное воздействие станет ложным, перестанет вызывать у учеников стремление идти за ним. Это старая аксиома – подобное притягивается подобным: творчески настроенный ребенок тянется к педагогу-создателю.

Очень важным моментом считаю организацию в группе пространства, которое удобно и педагогу, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, с коллегами и всеми заинтересованными людьми. Только вместе можно создать комфортную, доброжелательную обстановку, которая поможет успешно решать коррекционно-развивающие проблемы.

        Для поддержания силы духа и оптимизма пользуюсь несколькими «золотыми правилами»:

  1. Верь в себя. Как Вы мыслите, так Вам и будет.
  2. Проявляй силу воли: Я смогу, я сделаю, я добьюсь!
  3. Держи себя в форме. Здоровье – это не состояние тела, а состояние души.
  4. Не затягивай дело: Если не сейчас, то когда же?!
  5. Управляй собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь…
  6. Вознаграждай себя: Сделай, добейся – достигнешь успеха!

Это приблизительная «Педагогическая позиция», которая соответствует моим представлениям о личности современного педагога, учителя – логопеда психолого – педагогического Центра реабилитации и коррекции «Преодоление». Со временем я расширю рамки сегодняшней педагогической позиции и добавлю новые рассуждения. А сегодня я с достоинством говорю: «Я работаю учителем – логопедом!»

В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ЗПР положены следующие принципы:

  1. Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
  2. Развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).
  3. Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка).
  4. Дифференцированный подход в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения.
  5. Связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Основные направления и задачи логопедической работы

 с детьми с ЗПР в средней группе .

Учитывая характерные особенности детей с задержкой психического развития, имеющими системное недоразвитие всех сторон речи (а именно фонетико-фонематические нарушения, нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи, ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизм), можно выделить основные направления логопедической работы с детьми.

  1. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  2. Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.
  3. Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.
  4. Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова.
  5. Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами).
  6. Формирование морфологической и синтаксической системы языка.
  7. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
  8. Формирование анализа структуры предложений.
  9. Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Задачи

В свою очередь для осуществления коррекционного обучения в средней группе определены следующие специфические задачи для каждого направления и этапа логопедической работы:

  1. Развитие словарного запаса.
  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
  4. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.
  5. Обучение элементам грамоты.
  6. Развитие связной речи и речевого общения.
  7. Развитие психических процессов, общей и мелкой моторики.

Содержание подгрупповых логопедических занятий определяется следующими задачами коррекционного обучения:

Задачи подгруппового логопедического занятия:

Развитие понимания речи, самостоятельной фразовой речи

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие мелкой моторики пальцев    рук

Развитие неречевых психических процессов

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа

Формирование произносительной стороны речи

Содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми должно быть шире, чем просто устранение нарушений звукопроизношения. Большое внимание уделяется обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя речи. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком. В силу специфического состояния психических процессов у детей с нарушением речи системного характера развитие памяти, внимания, мышления, воображения – обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия. Отмечу, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Развитие мелкой моторики пальцев    рук

Цели индивидуального логопедического занятия:

Развитие неречевых психических процессов

Совершенствование лексико–грамматических конструкций

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа

Формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком)

Развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов

Повышение квалификации учителя-логопеда 

ведется по следующим направлениям.

Направления повышения квалификации:

  1. Разработка проблемы по самообразованию.
  2. Изучение информации на электронных носителях.
  3. Обмен опытом с педагогами Центра.
  4. Взаимопосещение интегрированных занятий.
  5. Изучение педагогической литературы.
  6. Посещение курсов при МИОО.
  7. Изучение инновационных технологий.
  8. Участие в конкурсе «Золотое сердце».

Самообразование

В функциональные обязанности учителя-логопеда входит повышение профессионального уровня через самообразование. Тема моей работы по самообразованию, которую я попытаюсь раскрыть в течение этого года, звучит следующим образом «Моделирование как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса у детей с ЗПР».

Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения широки, поэтому меня заинтересовали вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач и развития речи у детей с ЗПР.

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный о последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка.

Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс, который проходит сложный и последовательный путь развития.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

Практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития речи – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

  1. Знакомство с графическим способом представления информации.

  1. Формирование навыка дешифровки модели.

  1. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

Работа с родителями

В 2010 – 2011учебном году планируется:

- оформление следующих стендовых материалов для родителей группы.

  1. Как организовать логопедические занятия дома.
  2. Речевые нарушения и причины их возникновения.
  3. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.
  4. Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению?
  5. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
  6. Обогащаем словарь детей.
  7. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи.
  8. Играем пальчиками – развиваем речь.
  9. Как и что читать детям.

- выступления на родительских собраниях:

  1. Сентябрь «Стили родительского воспитания».
  2. Январь «Компьютерные технологии в логопедической работе».
  3. Май «Подведение итогов года».

ИКТ в работе логопеда

Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного построения коррекционно-развивающего воздействия на ребенка. Важным средством формирования психических функций малыша, его интеллекта является игра. Главное назначение использования Игровых Компьютерных Технологий – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны мы предлагаем дошкольнику пищу для подражания, повторения, с другой – предоставляем поле для фантазии и развития творческого мышления.  

Одним из главных преимуществ занятий с использованием ИКТ заключаются в повышении мотивации детей к логопедическому занятию, особенно на этапе дифференциации звуков. В результате использования ИКТ у учащихся наблюдается:

  1. Более полное усвоение материала.
  2. Развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения.
  3. Достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки.
  4. Возможность индивидуализации коррекционно-образовательного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребенка, а также зоне его ближайшего развития.

Компьютер – это не прихоть педагога или ребенка, а веяние современных условий жизни. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения со стороны взрослых. На занятиях с использованием ИКТ существуют правила, которых педагог должен придерживаться. При четком соблюдении временных рамок, выполнении физкультминутки для глаз можно быть спокойным за здоровье детей и положительный коррекционный эффект.

Участие в инновационной деятельности

Участие в конкурсе «Золотое сердце»

Проведение и посещение интегрированных занятий

Работа с использованием ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития

Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются  полным или частичным отсутствием  общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...

Использование информационных технологий в индивидуальной работе учителя-логопеда

Видео индивидуальной работы учителя-логопеда с ребенком с общим недоразвитием речи c применением ИКТ....

Перспективный план индивидуальной работы учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений

Бланк перспективного плана индивидуальной работы по преодолению речевых нарушений. Данная форма предусматривает отслеживание динамики индивидуальной коррекции речи на протяжении 3-х лет обучения....

План индивидуального развития учителя-логопеда Голиковой Татьяны Викторовны

План индивидуального развития учителя-логопеда Голиковой Татьяны Викторовны...

Рабочая программма учителя - логопеда по формированию произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР и НВОНР ( по ФГОС) на 2016-2017 учебный год.

Планирование индивидуальной работы. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недопразвитием....

Рабочая программма учителя - логопеда по формированию произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР и НВОНР ( по ФГОС) на 2016-2017 учебный год.

Планирование индивидуальной работы. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недопразвитием....