Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольника"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Воронина Раиса Васильевна.

         "Рука - вышедший наружу мозг человека" - И. Кант

Логопеды знают, что ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыкам речи ускоряет ее развитие.

Предложенный материал содержит практичекие задания для работы логопеда, которые я использую в своей практике с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                             

                 «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

                                                       /Из опыта работы/

                                                                                           Рука – это вышедший

                                                                                           наружу мозг человека.

                                                                                                                И.Кант.

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений / ходьба, бег, прыжки ползание и лазание, бросание, ловля, метание/, которые осваивает ребенок.

Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом – ходьба, бег, прыжки. /С. Прищепа – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО.

    С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки / бубенчики, колокольчики/. С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки,  крупные бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки – гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.   Сорока- ворона

                                   Кашу варила, деток кормила.

                                  Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

                                   А этому не дала.

                                  Ты в лес не ходил,

                                  Ты дров не рубил,

                                   Ты кашу не варил.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три – четыре  недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

    Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют  и другие специалисты – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре/, и воспитатели.

     Я хочу представить  свой опыт работы по развитию мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Я их разделила на группы и определила для каждой группы назначение.

  1. Игры – манипуляции

«Ладушки – Ладушки», «Сорока – белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения .

«Пальчик – пальчик, где ты был?» «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет у нас в квартире», «Пальчик пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.                                    

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем / правой, левой руки, двух одновременно/.

«Гости»  -Мама, мама!                      - Гости едут!                  Здравствуйте, здравствуйте! /2/

                     -  Что, что, что?                 - Ну, и что!                         Чмок, чмок, чмок!  /2/

« Распускается цветок» - из сжатого кулачка поочередно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок»/ ладони под углом друг к другу/.

Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

   К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

   «Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

   Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.

                    3.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок может поочередно соединять пальчики каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:

           «Песенка язычка» -ла – ла – лалала, лололо – ло – ло – ло…..

                                                     Па – па, ма- ма, ба- ба,  де- да…

                            4.Пальчиковые кинезиологические упражнения      / «гимнастика мозга»/

Предложены И. Деннисоном и его женой Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола / сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе/.

«Ухо – нос» левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки / начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т .д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.

«Горизонтальная восьмерка» нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, затем обеими руками.

                                  5. Пальчиковые упражнения

        в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

 В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения-

разминание, растирание, надавливание, пощипывание / от перифирии к центру/.

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки « забивать гвозди».

«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного  самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

                                           

                          6. Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения / «трепетание пальцев»/

«Сказка» -детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый пальчик – какой – либо  персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы – пальцы, путешествует по  морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга. Замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

      Работу эту можно начинать с ясельной группы. Дети учатся играть с пальчиками во время умывания, одевания.  Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.

          Этот пальчик хочет спать,

         Этот пальчик прыг в кровать,

       Этот пальчик прикорнул,

       Этот пальчик уж уснул!

          Встали пальчики. Ура!

       В детский сад идти пора.

В  первой и второй  младших группах пальчиковую гимнастику можно включить в режим  дня.

  1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую. / Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками/.

  1. Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами / обруч,

гимнастическая палка, кубик и др./ детям предлагают поиграть с предметом, например, передать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» / Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д./ Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»

     На двери висит замок.                /Ритмичные соединения пальцев в замок/.

Кто  открыть его бы смог?        

Потянули.                                       /Руки тянутся в стороны/.

Покрутили                                    /Круговые движения пальцев от себя./

Постучали                                 /Основания ладоней стучат друг о друга/

И открыли                                 /Разомкнули пальцы/

  1. На физкультминутках / 3-4 упражнения/

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса / плечо, предплечье/, поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений –

            -      сжать пальцы в кулак, разжать / как двумя пальцами сразу, так и                поочередно каждой рукой/.

          - затем детям предлагают  сюжетные пальчиковые упражнения, сначала с несложным движением /»Пальчики здороваются» или «Коготки»/,

         -далее в сочетании с самомассажем кисти  с помощью пальцев другой руки «  «Надеваем перчатку»/  и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.        

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются  пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии «гимнастика мозга».

  1. На физкультурных занятиях

На  учебно – тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. На занятиях с использованием тренажеров и фитболов/ коррекционных мячей/ также используются упражнения для пальцев.

Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу /поза факира»/, сидя на гимнастических мячах и др.

Ну –ка, братцы , за работу   /поочередно разгибать пальцы, начиная с большого

      Покажи свою охоту:

     Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

 А тебе воду носить.

 А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть,

 А потом всем песни петь.

Песни петь, да плясать         /энергично шевелить всеми пальцами/

Наших деток забавлять

С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.

   Кто зубы не чистит.        /  Пальцы рук поочередно, начиная с указательного,

Не моется с мылом                       «здороваются» с большим пальцем/

Тот вырасти может                   /Ладони ставятся одна  над ругой, изображая

Болезненным , хилым.                                      рост ребенка/

Дружат с грязнулями только грязнули           /Пальцы рук соединены в замок/

Которые сами в грязи утонули                         /Движения, имитирующие пловца/

У них вырастают противные бяки /Показ обеими ладошками около носа  бяку

За ними гоняются злые собаки          /Ладошками хватательные движения/

Грязнули боятся                                   /Руки скрещены на груди

Воды и простуд

А иногда и вообще не растут.            /Поднять руки вверх/.

 В конце физкультурного занятия  можно провести комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?»

Как живешь?       

- Вот так!        /Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак/

А плывешь?

- Вот так!            /Руками изображают движения пловца/

Как бежишь?

- Вот так!                      / Руки согнуты в локтях, движения вдоль туловища/

Вдаль глядишь?

- Вот так!              /  Поочередно прикладываем ладони ко лбу

Машешь вслед?

-Вот так!                                        /Энергичные движения кистями рук/

Ночью спишь?

- Вот так!                                      /Ладони под голову/

А шалишь?

 -Вот так!                             /Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам/

  1. Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.

Детям очень  нравится показывать  «театр в руке».

 «На солнечной полянке стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом и мурлыкать. А рядом жила мышка. И домик у нее был в норке. Кошка любила играть с мышкой.

Мышка выбежала из своей норки, а кошка за ней. Мышка прыгула на

пароход, а кошка в лодочку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели…..Мышка нашла грибок и кошка нашла грибок. Набрали они полную лукошку и вернулись домой.

Дети сопровождают текст движениями рук и пальцев.

  1. На прогулке в теплое время года

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью  пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево…… Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет,  и гогочет:

Заучить ее он хочет

«Зайчик – кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко

А колечко не простое-

Блестит, словно золотое.

7.В зачине подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, в море синем      /пальцы переплетены, волнообразное движение

Быстро плавают дельфины            ладошки «ныряют» верх и вниз,

Не пугает их волна                           волнообразное движение

Рядом плещется она                        

В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев ребенок изображает обезьяну/ руки согнуты в локтях   и разведены в стороны –

Сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх – обезьянка дразнится»/.

  8.С добрым утром!

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром»

и самомассаж пальцев  «Помоем руки».

             С добрым утром, глазки!           /Поглаживаем веки глаз

                Вы проснулись?                            /«Смотрим в бинокль»

           С добрым утром, ушки!                   /Поглаживаем ушки/

              Вы проснулись?                                 /Прикладываем ладошки к ушкам

         С добрым утром, ручки!    / ножки/    /Поглаживаем кисти  рук / коленки/

              Вы проснулись?                                    / Хлопаем в ладошки / притопываем/

         С добрым утром, солнце!                / Руки раскрываются навстречу солнышку

    Я проснулся! / Я проснулась!/ /Голову слегка запрокидывают и широко улыбнуться/

9. На досугах, праздниках, развлечениях.

На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук

«Перемени предмет», «Передай мяч», «Посади картошку», «Слепи снеговика»/, детям предлагают:

    - выложить фигуры из физкультурного инвентаря / кегли, гимнастические палки, обручи, флажки/;

- построить стену, забор, пирамиду из кубиков;

-провести мелом линию в «лабиринте», не коснувшись его края;

-составить слово из кубиков, на которых нарисованы буквы.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

   К концу дошкольного возраста кисти ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант            Ребенок только родился...

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики и речевого развития дошкольников.

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываютс...