"ПУТИ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ".
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему
Игры, которые используются на занятиях по обучению грамоте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_korrekcii_nedostatkov_fonematicheskogo_vospriyatiya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 10 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад « Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Д О К Л А Д
Тема: ПУТИ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Разработала: учитель – логопед
Структурного подразделения
«Детский сад № 10 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад « Радуга»
комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Приказчикова Е. А.
Рузаевка 2012 г.
ПУТИ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несфррмированность лексико-граммати ческих средств языка, дефекты произношения и недоразви тие фонематического восприятия.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигаемся коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой струк туры слова, умения слышать и различать звуки речи (фоне мы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дис лексий у школьников.
Сегодня нйщи дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошиб кой сказать, что современные дети много знают, а восприя тие, воображевде их менее продуктивны.
По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто от носятся к учебе -несерьезно. Для «вхождения» детей в обуче ние необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприя тия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1).
Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них дея тельности — игры,'взрослым нужно отнестись к игровому обу чению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться мокно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, ну^но научить дошкольников с нарушения ми речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуко вым, смысловым и Грамматическим содержанием слова, на учить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать межцу собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.
В своей книге «Общение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обу4рние с темы «Слогоударная структу ра слова» для подготовки детей к новой языковой ориента ции на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся го раздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладе вают первичными навыками моделирования. Чтобы заня тия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.
Один из центральных принципов методики — достаточно долгий (20—25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до- буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему — начальное обучение чтению, В этот период подготавливается будущее чтение за крытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-про тяжным чтением звуковой схемы.
В букварный период для обучения детей чтению по мето дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е. Этот метод имеет два преимущества:
- читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
- моделируют отношения согласных и гласных.
В этот период (период пропедевтики чтения) уместен при ем: буква отдает команду:
а, о, у, ы, э — читаются твердо;
я, ё, ю, е, и — читаются мягко.
Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы, согласной буквы».
Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мыш ления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны зада ния- «ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)
Игры, которые используются на занятиях по обучению гра моте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, пе рестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуко вая стройка).
В играх используются условные персонажи, которые персо нифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура- тино не могут олицетворять содержание лингвистических по нятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ — охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ — заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.
ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоудар ных схем слов.
В качестве поощрения используются медали:
- знаток слогов;
- знаток слов;
- знаток гласных... и т.д.;
- знаток согласных.
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприя тие, образная память, наглядно-образное мышление, вообра жение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система — речь. Логопеду очень важно добиться взаимодей ствия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а об раз, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамо те играм необходим наглядный и словесный материал (за гадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают иг ровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.
Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.
Игры со словами:
- хвостоглав;
- слоги рассыпались;
- шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);
- пословицы в стиле «ребус»;
- сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;
- собери пазл, прочти слово;
- где слог? кому слово?;
- отыщи слово, спрятанное в картинках.
Чтение в усложненной ситуации:
- найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху- вниз, круглограммы);
- изографы;
- деформированные тексты.
Кроссворды
Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.
Виды кроссвордов:
- на заданные звук и букву;
- кроссворды-«загадки»;
- «времена года»;
- кроссворды-«шутки».
Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра- фии и дислексии
Найди слева такие же:
- букву;
- цифру;
- сочетание букв;
- геометрическую фигуру.
Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять граммати ческое оформление фразы.
Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наибо лее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:
- поговорим на языках (вороньем, гусином);
- загадочный круг;
- для кого этот звуковой домик?;
- волшебный круг;
- веселый поезд;
- звуковой тир;
- звуковая стройка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути коррекции недостатков фонематического восприятия
При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несфррмированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия....
Коррекция недоразвития фонематического восприятия
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии, было разработано пособие «Волшебная мозаика», которое в учебной и игровой форме позволяет в значительной степени компенсиров...
Презентация на тему: «Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР»
Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватыва...
Сообщение из опыта работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР детский сад №1"Колосок" Коротаевой С.В. по теме: "Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы" для районного методического объединения логопедов МДОУ
Рекомендовано для учителей- логопедов дошкольных учреждений....
Сообщение из опыта работы по теме:"Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы".
Сообщение подготовлено для районного методического объединения логопедов МДОУ Подольского Муниципального района....
КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восп...
Технология «Нейрогимнастика», как средство коррекции фонетико-фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ТНР
У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигате...