связь движений пальцев с успешным обучением в школе
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Попова Татьяна Валерьевна

рассказывается о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики. приведены примеры. материал можно использовать как для работы с родителями, так и для консультации для педагогов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_svyaz_dvizheniy_palcev....doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Общеизвестно, что движения рук человека тесным образом связаны с развитием его речи, а упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. С помощью исследований, которые проводились долгое время, доказана связь мелкой моторики рук и речи ребенка. Если не развивать руку малыша, не разрабатывать пальчики ребенок может не говорить или говорить в будущем очень плохо. Уже с раннего возраста нужно проводить игры с пальчиками, используя стишки, песенки, различный материал, находящийся под рукой – манипулирование кубиками, посудкой, игрушками – все это благотворно влияет на развитие пальцев.

Пальчиковые игры и упражнения являются эффективным средством развития мелкой моторики, поэтому широко применяются в педагогике.

       Ребенку это окажет помощь не только в развитии речи, но и во время обучения в школе не будет огромных трудностей (у первоклассников проблемы с тем, что не развиты мышцы рук, дети быстро утомляются).

      Практика показывает, что в 1 классе наибольшие трудности у детей возникают при выполнении графических упражнений.

Причины:

  1. отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений;
  2. слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук;
  3. недостаток опыта выполнения графических упражнений.

Следует помнить, что потребность писать ''по-письменному'' у детей выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого они практически не усваивают навык письма. Напротив, интерес к чтению у 6-7 летних ребят возникает спонтанно, и уже на 6 году жизни они знают много букв, просят взрослых научить их читать, некоторые овладевают навыком чтения самостоятельно, почти без помощи взрослого.

    Вместе с тем, физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо. К тому же современные школьники мало рисуют, раскрашивают, лепят из глины; в результате выполнять графические упражнения и писать дети не любят: им трудно, и следовательно, неинтересно.

   1 из основных причин является и недостаточная развитость мелкой моторики рук ребенка.

Хорошо развитая мелкая моторика кистей рук ребенка – это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для ее развития используется:

  1. массаж кистей рук
  2. пальчиковая гимнастика и игры
  3. лепка
  4. выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами)
  5. специальные упражнения для подготовки руки к письму
  6. работа со счетными палочками, спичками – выкладывание предметов, животных, птиц
  7. выкладывание букв из различных материалов – мозаика, мелкие орешки, кусочки бумаги, пуговицы, веточки, счетные палочки, толстые нитки
  8. игры с бумагой, работа ножницами
  9. поделки из природного материала.

- рисование (штриховать различные фигуры прямыми линиями; обводить рисунки по контуру; срисовывать по образцу; продолжать заданный узор; дорисовывать вторую половину изображения).

       Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям.

Специалисты рекомендуют не только обучать школьников написанию письменных букв, но и использовать все перечисленные ранее способы, поскольку младшие школьники в душе еще дети и игровые задания придутся им по душе.

       Степень трудности, содержание и длительность упражнений нужно соотносить с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Начинать необходимо с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность; время – 20-25 минут, затем перерыв, во время которого выполняются упражнения для снятия напряжения и усталости.

   Во время занятий необходимо контролировать:

  1. осанку
  2. правильность держания карандаша
  3. положение тетради
  4. правильность выполнения задания.

 Самое главное: родителям для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, которые всегда поддержат и придут на помощь.

Консультация для родителей

«СВЯЗЬ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ С УСПЕШНЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ШКОЛЕ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...

Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить.

Развитие и совершенствование речевой функции стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. При подготовке ребёнка к активной речи надо иметь в виду не только тренировку артикуляци...

Подготовка дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной и ЭВС

Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребенка, к этому времени необходимо, чтобы у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деят...