Подгрупповое логопедическое занятие. Тема: «Описание морских и речных рыб с использованием опорной схемы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект подгруппового занятия по закреплению умения составлять описательный рассказ по схеме для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет). На занятии дети закрепляют знания по теме "Рыбы", обогащают словарный запас по данной теме; упражняются в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. С помощью  игры "Четвёртый - лишний" у детей развивается логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие.

Тема: «Описание морских и речных рыб

с использованием опорной схемы»

Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ по схеме.

Задачи:

а)  Коррекционно – образовательные:

  1. Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
  2. Продолжать учить употреблять в речи качественные прилагательные;
  3. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и  числе;
  4. Учить употреблять в речи существительные единственного и множественного числа предложного падежа;
  5. Активизировать словарь детей, закрепить названия рыб, понятия «жабры», «плавники», «чешуя», «водоём», «водоросли»;
  6. Совершенствовать навык слогового синтеза на основе игры «Говорящие рыбки».

б) Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать логическое мышление через игру «Четвёртый лишний»;
  2. Осуществлять коррекцию лексико – грамматической стороны речи через умение употреблять в речи качественные прилагательные и существительные единственного и множественного числа, предложного падежа;
  3. Развивать тонкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

в) Коррекционно – воспитательные:

  1. Продолжать воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
  2. Воспитывать языковую интуицию.

Оборудование: игрушка Емеля, колодец, вёдра с верёвочками (по количеству детей), предметные картинки с изображением различных рыб, разрезные картинки речных и морских рыб, конверты, схемы рассказа, музыкальное сопровождение (песня «Рыбки» в исполнении Нестерова), скакалка.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Игра «Четвёртый – лишний» (для каждого):

а) щука, волк, лиса, белка;

б) гусь, утка, селёдка, индюк;

в) голубь, сом, воробей, ворона;

г) кошка, овца, коза, ёрш;

д) ласточка, стриж, камбала, грач.

2. Сообщение темы занятия.

- Как можно назвать одним словом слова, которые вы произносили? (рыбы).

- Вот о рыбах мы сегодня и поговорим, а так же будем учиться составлять рассказ об одной из рыбок.

- Ребята, к нам в гости пришёл Емеля. Из какой он сказки? («По щучьему веленью»). Что с ним происходило в этой сказке? (поймал щуку, которая исполняла его желания).

Емеля приглашает детей в новую сказку.

- Помогите Емеле разобраться, какая рыба плавает в колодце.

3. Игра «Говорящие рыбки».

- Ребята, Емеля в своей сказке выловил щуку из волшебного колодца. А нам он предлагает выловить других рыбок, которые тоже исполнят ваши желания.

Детям предлагается вылавливать рыбок удочкой. Один ребёнок вылавливает всех рыбок красного цвета, другой – жёлтого и т.д.  На каждой рыбке написан слог. Дети по – очереди достают рыбок из колодца, читают слоги, которые им попались и составляют из них слова. В конце игры каждый называет свою рыбку: плотва, налим, окунь, сом, ёрш, камбала.

- Ещё Емеля принёс схему, с помощью которой мы сегодня будем составлять рассказ о тех рыбах, которые вы поймали в волшебном колодце.

4. Логопед рассказывает ребятам свой рассказ, а затем они вместе разбирают части рассказа.

5. Физкультминутка (музыкальное сопровождение).

Игра «Удочка»

6. Работа над лексикой.

Дети повторяют названия тех рыб, которых они поймали (хором и индивидуально), а так же трудные, незнакомые слова, которые встретились в рассказе Емели.

7. Составление собственного рассказа.

После каждого рассказа – краткий анализ.

8. Пальчиковая гимнастика:

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

(ладони сомкнуты; выполняют волнообразные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, («плывёт»)

Крошку хлебную взяла.

(Хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.(снова «плывёт»)

9. Итог занятия.

- Кому мы сегодня помогали? (Емеле);

- О ком мы составляли рассказ? (о рыбках).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности (с использованием опорных схем). Тема: «Зимние забавы»

Данный конспект разработан с учётом комплексного подхода к коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни, так как решает комплекс коррекционных задач: совершенствование фонетико-фонематич...

Методическая разработка Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»

Методическая разработкаКонспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»...

КОНСПЕКТ индивидуально-подгруппового логопедического занятия Тема: «Спасение волшебного цветка. Автоматизация звука «з» в словах». (с использованием игровых технологий).

В основе конспекта лежит комплексно-игровой метод. Коррекционные задачи по устранению нарушений звукопроизношения органично сочетается с расширением у детей словаря,способствуют совершенствованию псих...

Подгрупповое логопедическое занятие. «Описание морских и речных рыб с использованием опорной схемы»

Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ по схеме.Задачи:Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;Продолжать учить употреблять в речи качественные прил...