Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Ольга Владимировна

Цель: Формирование умений  составлять рассказ по опорным картинкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nov1.docx41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

с использованием опорных схем».

Цель: Формирование умений  составлять рассказ по опорным картинкам.

Задачи:

Образовательные: 

учить детей связно пересказывать сказку, соблюдая целостность, композицию текста; 

учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на сюжетные картинки;

учить детей анализировать произведение (определять

основных героев, сравнивать их поступки, высказывать свое

эмоциональное отношение к поступкам героев);

формировать умение выразительно передавать диалоги персонажей;

формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки; 

обогащать словарный запас;

расширять словарный запас через речевые игры.

Развивающие 

развивать связную речь, слуховое внимание, мышление;

развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;

развивать умение образования слов при помощи суффиксов с уменьшительным значением.

Воспитательные: 

воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову;

воспитывать чувства сопереживания героям художественного произведения;

способствовать воспитанию чувства взаимовыручки, коллективизма, дружбы, отзывчивости, готовности оказать помощь другу, умение работать в паре;

воспитывать умение выслушивать,  не перебивая товарища.

Словарная работа:

художник — иллюстратор, мультипликатор, иллюстрация, притащил, взаимовыручка, скорлупка – твёрдая оболочка (ореха, яйца), чуть было не захлебнулся - хохотал над друзьями.

Методические приемы:        

наглядный (презентация, портрет В.Г. Сутеева, иллюстрации к сказке);

словесный (объяснение педагога, диалог, вопросы, художественное слово, рассуждение);

практический (динамическая пауза, речевые, игры: «Скажи ласково», «Скажи похоже», проговаривание поговорки, игра – представление «Стань лягушонком».)

Оборудование: опорные картинки, презентация «Сказка В.Сутеева «Кораблик», кораблики зеленого, желтого и красного цвета, полумаска лягушонка.

 Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Кораблик».
  • Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки

Ход занятия: 

Сдайд 1

I. Организационный момент.

Дети собираются около воспитателя.

Игровое упражнение «Приветствие». «Дети» встают в круг, берутся за руки и вместе все произносят:

 «Здравствуй, небо голубое. 

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй ты, моя земля.

Здравствуйте, мои друзья!»

 Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Вижу, у вас настроение отличное!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).

Воспитатель: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? Вы себя можете назвать верными друзьями?

Воспитатель. Дети сегодня утром, я пришла в детский сад,  и мне передали  увидела шкатулку. Давайте посмотрим, что же там находится.

 Воспитатель: Ребята, что это? (письмо, но оно размокло) А тут в шкатулке картинки.

(воспитатель и дети: рассматривают содержимое посылки, читают записку)

«Помогите!......

Дружили………… Один….Лягушонок».

Воспитатель: Странно. Вы что-нибудь поняли? Я поняла, что письмо от лягушонка. Что у него могло произойти?

Дети предполагают: он поссорился с друзьями; его бросили друзья и другие догадки детей.

 Воспитатель: Почему он обратился именно к нам?

Дети: Мы умеем дружить.

Воспитатель: Чем мы можем помочь лягушонку?

Дети: подружиться с ним; помирить его с друзьями; научить дружить и другие варианты.

II. Основная часть.

1.Подготовка к восприятию текста  

Воспитатель: Я знаю, как мы сможем узнать, что произошло с лягушонком. Мы свами уже смотрели мультфильм по этой сказке.

Предлагаю отправиться в гости в эту сказку и захватить эту шкатулку.

Ребята, скажите, а на чем мы отправимся, если надо передвигаться по воде? (На корабле)

Слайд 2

Тогда предлагаю зайти на палубу нашего сказочного корабля.

А что нужно, того чтобы кораблик плыл быстрее. (ветер)

Давайте с вами изобразим ветер.

Дыхательная гимнастика

Набираем воздух через нос.

Выдыхаем со звуком фу

Воспитатель: Вот мы и попали в сказку. (На экране картинка со всеми героями сказки)

Слайд 3

Слайд 4 - 12

Я сейчас вам эту сказку прочту, а вы посмотрите на экран.

Пошли гулять, Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.

-Давай купаться!-сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

-Мы не умеем плавать,-сказал Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

-Ква-ха-ха, ква-ха-ха!-засмеялся Лягушонок. Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать-чуть было не захлебнулся! Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок-ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок-веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик! Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…И не догонишь!  

Воспитатель. Как вы думаете, какое название у этой сказки? (Кораблик)     Эту сказку написал детский писатель Владимир Григорьевич Сутеев.

Слайд 13  (Портрет писателя, на экране .)

 Скажите почему его называют писателем? А что значит детский писатель? А еще Владимир Григорьевич Сутеев был мультипликатором. Вы знаете, кто такой мультипликатор? (Человек, который создает мультфильмы)

2. Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа:

Воспитатель.

Давайте еще раз вспомним, как называется сказка, которую вам я прочитала. 

- О ком рассказывается в этой сказке?

Как поступил лягушонок? (Обратить внимание детей на выражение:  «чуть не захлебнулся», объясняя так:  хохотал,  вода в рот попала, мог подавиться водой).

-Что придумали друзья?

-Как они строили кораблик?

- Чем заканчивается сказка? Какими словами? (И не догонишь!....)

- Какой лягушонок в этой сказке? (хвастливый, насмешливый, озорной)

- А его друзья какие? (смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые)

- Чем вам понравилась сказка?

Слайд 14  

3. Гимнастика для глаз. Давайте закроем глазки и   представим, что мы причалили к берегу после длительного путешествия. Осмотримся вокруг. Посмотрели глазками влево, посмотрели вправо. Посмотрите в небо. Нам необходимо немного размяться. Давайте встанем и проведем небольшую разминку.

Слайд 15 (без звука)

4. Физкультминутка

Физминутка “Кораблик”

Ветер по морю гуляет                       (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)


И кораблик подгоняет                      (Дуем)


Он бежит себе в волнах                    (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.   

     
Начался вдруг сильный шторм,    (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые

Прогремел на небе гром.                  движения с поднятыми руками )

Наш кораблик закачался,                (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто        

           сейчас упадем)

Вверх с волной вперед  умчался,     (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)

5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. 

 (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Воспитатель: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в бассейн. 

Дети: Не в бассейн, а на речку.

- Давайте мыться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Дети: Не мыться. А купаться

-Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился! 

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Дети: И построили кораблик.

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать!  А сейчас предлагаю проплыть, образуем круг.

  Дети выполняют плавательные движения.

6. Дидактическая игра «Назови ласково» воспитатель кидает мяч, называет слово,  а ребенок ловит мяч и называет это слово ласково.

Лист-…, скорлупа -.., соломина -…, веревка - …., цыпленок - …, жук-…, муравей - …, мышь-….лягушка -…

А теперь немного изменим правила.

«Скажи похоже»:

думать - размышлять,

обидеться – расстроиться,

хохотать - смеяться,

принести – притащить.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. 

7. Моделирование сказки с помощью опорных картинок

Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».

Индивидуальная работа

 Воспитатель: Ребята, вы не забыли, что еще для вас лягушонок передал. Это картинки из сказки. Их нужно разложить в правильной последовательности, так как происходят события в сказке. (пошаговые иллюстрации к произведению В.Сутеева «Кораблик»)

Задание: картинки расставить так, как происходили события в сказке (обратить внимание на начало, середину и конец) Провеяем на доске. Воспитатель выставляет картинки, а дети проговаривают события, изображенные сна ней.

Воспитатель: Сейчас попробуем пересказать сказку по опорным картинкам, но сначала разомнем язычок.

8. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорки

Ря - вокруг синие моря

Ли – мы построим корабли

Осы – на корабле плывут матросы

9. С пересказом выступают 2-3 ребёнка (по одному). Все дети вместе с воспитателем оценивают их пересказ. Чей пересказ ближе к тексту? Кто был более выразителен?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Так почему же, ребята, лягушонок остался один?

Дети: Лягушонок обидел своих друзей; поступил некрасиво; не попросил прощения.

– Бывает так, что мы иногда ссоримся со своими друзьями.

И тогда на помощь приходит «мирилка».

 Давайте повернёмся друг к другу лицом и покажем, как мы умеем мириться:

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются). 

Воспитатель: Эту Мирилку я предлагаю положить в сундучок, для лягушонка и его друзей, чтобы знали как мириться.

10. Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Воспитатель: А кто мне скажет, кто такие друзья?

Дети: Друзья – это люди, с которыми интересно. Друзья нужны, чтобы помогать друг другу. 

Воспитатель: Много друзей, а один……?

Дети: Друг

Воспитатель: Давайте с вами подберём похожие слова к слову “ДРУГ”. Дети: Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба.

Воспитатель: Что значить дружить?

Дети: Дружить – это вместе играть, и не ссориться; вместе что-нибудь делать; делиться игрушками; не обижать друг друга; и т.д.

Воспитатель:  Молодцы. А как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех, все - за одного»

Дети: Все должны помогать друг другу.

 Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? (Нет). Почему не подходит, объясните.

Дети: Он не помог друзьям, смеялся над ними.

Воспитатель: Что должен был сделать лягушонок, чтобы не ссорится с друзьями? А как теперь исправить ситуацию?

Дети: Попросить прощение!

Научите лягушонка просить прощение. Мы сейчас немного поиграем в превращения. Нужно превратиться в лягушонка и произнести те слова , которые бы вы  сказали бы другу, чтобы помериться.

Например «Я лягушонок. Я бы сказал другу…..»

(Варианты ответов детей: извините; простите меня; я был не прав, пожалуйста, извините меня; я понял, что был не прав я больше так не буду).

Воспитатель: У меня, как раз, есть напечатанные такие слова. Сложим подсказки в сундучок лягушонка.

Слышится кваканье.

Слайд 16

 Воспитатель: Ребята, да это лягушонок к нам прискакал. Воспитатель прислушивается к кваканию лягушонка и передает слова благодарности от него детям.

Нам пора возвращаться в детский сад. Проходим на наш кораблик, поплыли!!!

Слайд 17

 (плывем на корабле) Присаживайтесь

Дети сели на стульчики.

III. Подведение итогов занятия

Слайд 18

Воспитатель: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

Воспитатель: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? А мы свами смогли помочь лягушонку?

(Ответы детей)

Рефлексия

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: вот такие кораблики разного цвета. Если вы справились со всеми заданиями, то возьмите зеленый кораблик, но если вы справились не со всеми заданиями, возьмите желтый кораблик, ну а если совсем не получилось справиться с заданиями, то возьмите  красный кораблик. А вот этот кораблик мы отправим нашим героям сказки. И пусть они вместе путешествуют на нем и не ссорятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе. Тема: Пересказ сказки «Заяц и ёж» (Бр. Гримм).

Программное содержание: 1. помочь детям запомнить сюжет из сказки «Заяц и ёж», 2. продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию; 3. учить выразительно, передавать диалоги персонажей; 4. восп...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовательная: ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»

Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....

Конспект занятия по развитию связной речи для старшей группы. Тема "Осень"

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - формировать навык составления описательного рассказа...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовател...

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ сказки «Щедрый дятел» с опорой на мнемотаблицу.

Данная методическая разработка пригодится педагогам ДОУ при ознакомлении старших дошкольников с миром природы Ямала, с зимующими птицами Севера, сказка для пересказа короткая и познавательная....