Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Формирование умений составлять рассказ по опорным картинкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nov1.docx | 41.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
с использованием опорных схем».
Цель: Формирование умений составлять рассказ по опорным картинкам.
Задачи:
Образовательные:
учить детей связно пересказывать сказку, соблюдая целостность, композицию текста;
учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на сюжетные картинки;
учить детей анализировать произведение (определять
основных героев, сравнивать их поступки, высказывать свое
эмоциональное отношение к поступкам героев);
формировать умение выразительно передавать диалоги персонажей;
формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки;
обогащать словарный запас;
расширять словарный запас через речевые игры.
Развивающие
развивать связную речь, слуховое внимание, мышление;
развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;
развивать умение образования слов при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову;
воспитывать чувства сопереживания героям художественного произведения;
способствовать воспитанию чувства взаимовыручки, коллективизма, дружбы, отзывчивости, готовности оказать помощь другу, умение работать в паре;
воспитывать умение выслушивать, не перебивая товарища.
Словарная работа:
художник — иллюстратор, мультипликатор, иллюстрация, притащил, взаимовыручка, скорлупка – твёрдая оболочка (ореха, яйца), чуть было не захлебнулся - хохотал над друзьями.
Методические приемы:
наглядный (презентация, портрет В.Г. Сутеева, иллюстрации к сказке);
словесный (объяснение педагога, диалог, вопросы, художественное слово, рассуждение);
практический (динамическая пауза, речевые, игры: «Скажи ласково», «Скажи похоже», проговаривание поговорки, игра – представление «Стань лягушонком».)
Оборудование: опорные картинки, презентация «Сказка В.Сутеева «Кораблик», кораблики зеленого, желтого и красного цвета, полумаска лягушонка.
Предварительная работа:
- Просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Кораблик».
- Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
- Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
- Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки
Ход занятия:
Сдайд 1
I. Организационный момент.
Дети собираются около воспитателя.
Игровое упражнение «Приветствие». «Дети» встают в круг, берутся за руки и вместе все произносят:
«Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй ты, моя земля.
Здравствуйте, мои друзья!»
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Вижу, у вас настроение отличное!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).
Воспитатель: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? Вы себя можете назвать верными друзьями?
Воспитатель. Дети сегодня утром, я пришла в детский сад, и мне передали увидела шкатулку. Давайте посмотрим, что же там находится.
Воспитатель: Ребята, что это? (письмо, но оно размокло) А тут в шкатулке картинки.
(воспитатель и дети: рассматривают содержимое посылки, читают записку)
«Помогите!......
Дружили………… Один….Лягушонок».
Воспитатель: Странно. Вы что-нибудь поняли? Я поняла, что письмо от лягушонка. Что у него могло произойти?
Дети предполагают: он поссорился с друзьями; его бросили друзья и другие догадки детей.
Воспитатель: Почему он обратился именно к нам?
Дети: Мы умеем дружить.
Воспитатель: Чем мы можем помочь лягушонку?
Дети: подружиться с ним; помирить его с друзьями; научить дружить и другие варианты.
II. Основная часть.
1.Подготовка к восприятию текста
Воспитатель: Я знаю, как мы сможем узнать, что произошло с лягушонком. Мы свами уже смотрели мультфильм по этой сказке.
Предлагаю отправиться в гости в эту сказку и захватить эту шкатулку.
Ребята, скажите, а на чем мы отправимся, если надо передвигаться по воде? (На корабле)
Слайд 2
Тогда предлагаю зайти на палубу нашего сказочного корабля.
А что нужно, того чтобы кораблик плыл быстрее. (ветер)
Давайте с вами изобразим ветер.
Дыхательная гимнастика
Набираем воздух через нос.
Выдыхаем со звуком фу
Воспитатель: Вот мы и попали в сказку. (На экране картинка со всеми героями сказки)
Слайд 3
Слайд 4 - 12
Я сейчас вам эту сказку прочту, а вы посмотрите на экран.
Пошли гулять, Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.
-Давай купаться!-сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
-Мы не умеем плавать,-сказал Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
-Ква-ха-ха, ква-ха-ха!-засмеялся Лягушонок. Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать-чуть было не захлебнулся! Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок-ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок-веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик! Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…И не догонишь!
Воспитатель. Как вы думаете, какое название у этой сказки? (Кораблик) Эту сказку написал детский писатель Владимир Григорьевич Сутеев.
Слайд 13 (Портрет писателя, на экране .)
Скажите почему его называют писателем? А что значит детский писатель? А еще Владимир Григорьевич Сутеев был мультипликатором. Вы знаете, кто такой мультипликатор? (Человек, который создает мультфильмы)
2. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа:
Воспитатель.
Давайте еще раз вспомним, как называется сказка, которую вам я прочитала.
- О ком рассказывается в этой сказке?
Как поступил лягушонок? (Обратить внимание детей на выражение: «чуть не захлебнулся», объясняя так: хохотал, вода в рот попала, мог подавиться водой).
-Что придумали друзья?
-Как они строили кораблик?
- Чем заканчивается сказка? Какими словами? (И не догонишь!....)
- Какой лягушонок в этой сказке? (хвастливый, насмешливый, озорной)
- А его друзья какие? (смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые)
- Чем вам понравилась сказка?
Слайд 14
3. Гимнастика для глаз. Давайте закроем глазки и представим, что мы причалили к берегу после длительного путешествия. Осмотримся вокруг. Посмотрели глазками влево, посмотрели вправо. Посмотрите в небо. Нам необходимо немного размяться. Давайте встанем и проведем небольшую разминку.
Слайд 15 (без звука)
4. Физкультминутка
Физминутка “Кораблик”
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые
Прогремел на небе гром. движения с поднятыми руками )
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто
сейчас упадем)
Вверх с волной вперед умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)
5. Повторное чтение текста по частям с усложнением.
(Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
Воспитатель: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли в бассейн.
Дети: Не в бассейн, а на речку.
- Давайте мыться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
Дети: Не мыться. А купаться
-Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!
Дети: Чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!
Дети: И построили кораблик.
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
Дети: Не поплакать, а посмеяться.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! А сейчас предлагаю проплыть, образуем круг.
Дети выполняют плавательные движения.
6. Дидактическая игра «Назови ласково» воспитатель кидает мяч, называет слово, а ребенок ловит мяч и называет это слово ласково.
Лист-…, скорлупа -.., соломина -…, веревка - …., цыпленок - …, жук-…, муравей - …, мышь-….лягушка -…
А теперь немного изменим правила.
«Скажи похоже»:
думать - размышлять,
обидеться – расстроиться,
хохотать - смеяться,
принести – притащить.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь.
7. Моделирование сказки с помощью опорных картинок
Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».
Индивидуальная работа
Воспитатель: Ребята, вы не забыли, что еще для вас лягушонок передал. Это картинки из сказки. Их нужно разложить в правильной последовательности, так как происходят события в сказке. (пошаговые иллюстрации к произведению В.Сутеева «Кораблик»)
Задание: картинки расставить так, как происходили события в сказке (обратить внимание на начало, середину и конец) Провеяем на доске. Воспитатель выставляет картинки, а дети проговаривают события, изображенные сна ней.
Воспитатель: Сейчас попробуем пересказать сказку по опорным картинкам, но сначала разомнем язычок.
8. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорки
Ря - вокруг синие моря
Ли – мы построим корабли
Осы – на корабле плывут матросы
9. С пересказом выступают 2-3 ребёнка (по одному). Все дети вместе с воспитателем оценивают их пересказ. Чей пересказ ближе к тексту? Кто был более выразителен?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Так почему же, ребята, лягушонок остался один?
Дети: Лягушонок обидел своих друзей; поступил некрасиво; не попросил прощения.
– Бывает так, что мы иногда ссоримся со своими друзьями.
И тогда на помощь приходит «мирилка».
Давайте повернёмся друг к другу лицом и покажем, как мы умеем мириться:
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!
(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).
Воспитатель: Эту Мирилку я предлагаю положить в сундучок, для лягушонка и его друзей, чтобы знали как мириться.
10. Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Воспитатель: А кто мне скажет, кто такие друзья?
Дети: Друзья – это люди, с которыми интересно. Друзья нужны, чтобы помогать друг другу.
Воспитатель: Много друзей, а один……?
Дети: Друг
Воспитатель: Давайте с вами подберём похожие слова к слову “ДРУГ”. Дети: Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба.
Воспитатель: Что значить дружить?
Дети: Дружить – это вместе играть, и не ссориться; вместе что-нибудь делать; делиться игрушками; не обижать друг друга; и т.д.
Воспитатель: Молодцы. А как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех, все - за одного»
Дети: Все должны помогать друг другу.
Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? (Нет). Почему не подходит, объясните.
Дети: Он не помог друзьям, смеялся над ними.
Воспитатель: Что должен был сделать лягушонок, чтобы не ссорится с друзьями? А как теперь исправить ситуацию?
Дети: Попросить прощение!
Научите лягушонка просить прощение. Мы сейчас немного поиграем в превращения. Нужно превратиться в лягушонка и произнести те слова , которые бы вы сказали бы другу, чтобы помериться.
Например «Я лягушонок. Я бы сказал другу…..»
(Варианты ответов детей: извините; простите меня; я был не прав, пожалуйста, извините меня; я понял, что был не прав я больше так не буду).
Воспитатель: У меня, как раз, есть напечатанные такие слова. Сложим подсказки в сундучок лягушонка.
Слышится кваканье.
Слайд 16
Воспитатель: Ребята, да это лягушонок к нам прискакал. Воспитатель прислушивается к кваканию лягушонка и передает слова благодарности от него детям.
Нам пора возвращаться в детский сад. Проходим на наш кораблик, поплыли!!!
Слайд 17
(плывем на корабле) Присаживайтесь
Дети сели на стульчики.
III. Подведение итогов занятия
Слайд 18
Воспитатель: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?
Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.
Воспитатель: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? А мы свами смогли помочь лягушонку?
(Ответы детей)
Рефлексия
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: вот такие кораблики разного цвета. Если вы справились со всеми заданиями, то возьмите зеленый кораблик, но если вы справились не со всеми заданиями, возьмите желтый кораблик, ну а если совсем не получилось справиться с заданиями, то возьмите красный кораблик. А вот этот кораблик мы отправим нашим героям сказки. И пусть они вместе путешествуют на нем и не ссорятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе. Тема: Пересказ сказки «Заяц и ёж» (Бр. Гримм).
Программное содержание: 1. помочь детям запомнить сюжет из сказки «Заяц и ёж», 2. продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию; 3. учить выразительно, передавать диалоги персонажей; 4. восп...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовательная: ...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик".
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"....
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовател...
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ сказки «Щедрый дятел» с опорой на мнемотаблицу.
Данная методическая разработка пригодится педагогам ДОУ при ознакомлении старших дошкольников с миром природы Ямала, с зимующими птицами Севера, сказка для пересказа короткая и познавательная....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: " Пересказ сказки В.Сутеева " Кораблик"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».Цель: Создать условия для формирования навыков связного по...