Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Ольга Владимировна

Цель: Формирование умений  составлять рассказ по опорным картинкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nov1.docx41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

с использованием опорных схем».

Цель: Формирование умений  составлять рассказ по опорным картинкам.

Задачи:

Образовательные: 

учить детей связно пересказывать сказку, соблюдая целостность, композицию текста; 

учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на сюжетные картинки;

учить детей анализировать произведение (определять

основных героев, сравнивать их поступки, высказывать свое

эмоциональное отношение к поступкам героев);

формировать умение выразительно передавать диалоги персонажей;

формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки; 

обогащать словарный запас;

расширять словарный запас через речевые игры.

Развивающие 

развивать связную речь, слуховое внимание, мышление;

развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;

развивать умение образования слов при помощи суффиксов с уменьшительным значением.

Воспитательные: 

воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову;

воспитывать чувства сопереживания героям художественного произведения;

способствовать воспитанию чувства взаимовыручки, коллективизма, дружбы, отзывчивости, готовности оказать помощь другу, умение работать в паре;

воспитывать умение выслушивать,  не перебивая товарища.

Словарная работа:

художник — иллюстратор, мультипликатор, иллюстрация, притащил, взаимовыручка, скорлупка – твёрдая оболочка (ореха, яйца), чуть было не захлебнулся - хохотал над друзьями.

Методические приемы:        

наглядный (презентация, портрет В.Г. Сутеева, иллюстрации к сказке);

словесный (объяснение педагога, диалог, вопросы, художественное слово, рассуждение);

практический (динамическая пауза, речевые, игры: «Скажи ласково», «Скажи похоже», проговаривание поговорки, игра – представление «Стань лягушонком».)

Оборудование: опорные картинки, презентация «Сказка В.Сутеева «Кораблик», кораблики зеленого, желтого и красного цвета, полумаска лягушонка.

 Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Кораблик».
  • Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки

Ход занятия: 

Сдайд 1

I. Организационный момент.

Дети собираются около воспитателя.

Игровое упражнение «Приветствие». «Дети» встают в круг, берутся за руки и вместе все произносят:

 «Здравствуй, небо голубое. 

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй ты, моя земля.

Здравствуйте, мои друзья!»

 Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Вижу, у вас настроение отличное!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).

Воспитатель: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? Вы себя можете назвать верными друзьями?

Воспитатель. Дети сегодня утром, я пришла в детский сад,  и мне передали  увидела шкатулку. Давайте посмотрим, что же там находится.

 Воспитатель: Ребята, что это? (письмо, но оно размокло) А тут в шкатулке картинки.

(воспитатель и дети: рассматривают содержимое посылки, читают записку)

«Помогите!......

Дружили………… Один….Лягушонок».

Воспитатель: Странно. Вы что-нибудь поняли? Я поняла, что письмо от лягушонка. Что у него могло произойти?

Дети предполагают: он поссорился с друзьями; его бросили друзья и другие догадки детей.

 Воспитатель: Почему он обратился именно к нам?

Дети: Мы умеем дружить.

Воспитатель: Чем мы можем помочь лягушонку?

Дети: подружиться с ним; помирить его с друзьями; научить дружить и другие варианты.

II. Основная часть.

1.Подготовка к восприятию текста  

Воспитатель: Я знаю, как мы сможем узнать, что произошло с лягушонком. Мы свами уже смотрели мультфильм по этой сказке.

Предлагаю отправиться в гости в эту сказку и захватить эту шкатулку.

Ребята, скажите, а на чем мы отправимся, если надо передвигаться по воде? (На корабле)

Слайд 2

Тогда предлагаю зайти на палубу нашего сказочного корабля.

А что нужно, того чтобы кораблик плыл быстрее. (ветер)

Давайте с вами изобразим ветер.

Дыхательная гимнастика

Набираем воздух через нос.

Выдыхаем со звуком фу

Воспитатель: Вот мы и попали в сказку. (На экране картинка со всеми героями сказки)

Слайд 3

Слайд 4 - 12

Я сейчас вам эту сказку прочту, а вы посмотрите на экран.

Пошли гулять, Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.

-Давай купаться!-сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

-Мы не умеем плавать,-сказал Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

-Ква-ха-ха, ква-ха-ха!-засмеялся Лягушонок. Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать-чуть было не захлебнулся! Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок-ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок-веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик! Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…И не догонишь!  

Воспитатель. Как вы думаете, какое название у этой сказки? (Кораблик)     Эту сказку написал детский писатель Владимир Григорьевич Сутеев.

Слайд 13  (Портрет писателя, на экране .)

 Скажите почему его называют писателем? А что значит детский писатель? А еще Владимир Григорьевич Сутеев был мультипликатором. Вы знаете, кто такой мультипликатор? (Человек, который создает мультфильмы)

2. Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа:

Воспитатель.

Давайте еще раз вспомним, как называется сказка, которую вам я прочитала. 

- О ком рассказывается в этой сказке?

Как поступил лягушонок? (Обратить внимание детей на выражение:  «чуть не захлебнулся», объясняя так:  хохотал,  вода в рот попала, мог подавиться водой).

-Что придумали друзья?

-Как они строили кораблик?

- Чем заканчивается сказка? Какими словами? (И не догонишь!....)

- Какой лягушонок в этой сказке? (хвастливый, насмешливый, озорной)

- А его друзья какие? (смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые)

- Чем вам понравилась сказка?

Слайд 14  

3. Гимнастика для глаз. Давайте закроем глазки и   представим, что мы причалили к берегу после длительного путешествия. Осмотримся вокруг. Посмотрели глазками влево, посмотрели вправо. Посмотрите в небо. Нам необходимо немного размяться. Давайте встанем и проведем небольшую разминку.

Слайд 15 (без звука)

4. Физкультминутка

Физминутка “Кораблик”

Ветер по морю гуляет                       (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)


И кораблик подгоняет                      (Дуем)


Он бежит себе в волнах                    (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.   

     
Начался вдруг сильный шторм,    (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые

Прогремел на небе гром.                  движения с поднятыми руками )

Наш кораблик закачался,                (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто        

           сейчас упадем)

Вверх с волной вперед  умчался,     (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)

5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. 

 (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Воспитатель: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в бассейн. 

Дети: Не в бассейн, а на речку.

- Давайте мыться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Дети: Не мыться. А купаться

-Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился! 

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Дети: И построили кораблик.

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать!  А сейчас предлагаю проплыть, образуем круг.

  Дети выполняют плавательные движения.

6. Дидактическая игра «Назови ласково» воспитатель кидает мяч, называет слово,  а ребенок ловит мяч и называет это слово ласково.

Лист-…, скорлупа -.., соломина -…, веревка - …., цыпленок - …, жук-…, муравей - …, мышь-….лягушка -…

А теперь немного изменим правила.

«Скажи похоже»:

думать - размышлять,

обидеться – расстроиться,

хохотать - смеяться,

принести – притащить.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. 

7. Моделирование сказки с помощью опорных картинок

Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».

Индивидуальная работа

 Воспитатель: Ребята, вы не забыли, что еще для вас лягушонок передал. Это картинки из сказки. Их нужно разложить в правильной последовательности, так как происходят события в сказке. (пошаговые иллюстрации к произведению В.Сутеева «Кораблик»)

Задание: картинки расставить так, как происходили события в сказке (обратить внимание на начало, середину и конец) Провеяем на доске. Воспитатель выставляет картинки, а дети проговаривают события, изображенные сна ней.

Воспитатель: Сейчас попробуем пересказать сказку по опорным картинкам, но сначала разомнем язычок.

8. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорки

Ря - вокруг синие моря

Ли – мы построим корабли

Осы – на корабле плывут матросы

9. С пересказом выступают 2-3 ребёнка (по одному). Все дети вместе с воспитателем оценивают их пересказ. Чей пересказ ближе к тексту? Кто был более выразителен?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Так почему же, ребята, лягушонок остался один?

Дети: Лягушонок обидел своих друзей; поступил некрасиво; не попросил прощения.

– Бывает так, что мы иногда ссоримся со своими друзьями.

И тогда на помощь приходит «мирилка».

 Давайте повернёмся друг к другу лицом и покажем, как мы умеем мириться:

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются). 

Воспитатель: Эту Мирилку я предлагаю положить в сундучок, для лягушонка и его друзей, чтобы знали как мириться.

10. Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Воспитатель: А кто мне скажет, кто такие друзья?

Дети: Друзья – это люди, с которыми интересно. Друзья нужны, чтобы помогать друг другу. 

Воспитатель: Много друзей, а один……?

Дети: Друг

Воспитатель: Давайте с вами подберём похожие слова к слову “ДРУГ”. Дети: Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба.

Воспитатель: Что значить дружить?

Дети: Дружить – это вместе играть, и не ссориться; вместе что-нибудь делать; делиться игрушками; не обижать друг друга; и т.д.

Воспитатель:  Молодцы. А как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех, все - за одного»

Дети: Все должны помогать друг другу.

 Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? (Нет). Почему не подходит, объясните.

Дети: Он не помог друзьям, смеялся над ними.

Воспитатель: Что должен был сделать лягушонок, чтобы не ссорится с друзьями? А как теперь исправить ситуацию?

Дети: Попросить прощение!

Научите лягушонка просить прощение. Мы сейчас немного поиграем в превращения. Нужно превратиться в лягушонка и произнести те слова , которые бы вы  сказали бы другу, чтобы помериться.

Например «Я лягушонок. Я бы сказал другу…..»

(Варианты ответов детей: извините; простите меня; я был не прав, пожалуйста, извините меня; я понял, что был не прав я больше так не буду).

Воспитатель: У меня, как раз, есть напечатанные такие слова. Сложим подсказки в сундучок лягушонка.

Слышится кваканье.

Слайд 16

 Воспитатель: Ребята, да это лягушонок к нам прискакал. Воспитатель прислушивается к кваканию лягушонка и передает слова благодарности от него детям.

Нам пора возвращаться в детский сад. Проходим на наш кораблик, поплыли!!!

Слайд 17

 (плывем на корабле) Присаживайтесь

Дети сели на стульчики.

III. Подведение итогов занятия

Слайд 18

Воспитатель: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

Воспитатель: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? А мы свами смогли помочь лягушонку?

(Ответы детей)

Рефлексия

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: вот такие кораблики разного цвета. Если вы справились со всеми заданиями, то возьмите зеленый кораблик, но если вы справились не со всеми заданиями, возьмите желтый кораблик, ну а если совсем не получилось справиться с заданиями, то возьмите  красный кораблик. А вот этот кораблик мы отправим нашим героям сказки. И пусть они вместе путешествуют на нем и не ссорятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе. Тема: Пересказ сказки «Заяц и ёж» (Бр. Гримм).

Программное содержание: 1. помочь детям запомнить сюжет из сказки «Заяц и ёж», 2. продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию; 3. учить выразительно, передавать диалоги персонажей; 4. восп...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовательная: ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»

Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовател...

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ сказки «Щедрый дятел» с опорой на мнемотаблицу.

Данная методическая разработка пригодится педагогам ДОУ при ознакомлении старших дошкольников с миром природы Ямала, с зимующими птицами Севера, сказка для пересказа короткая и познавательная....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: " Пересказ сказки В.Сутеева " Кораблик"

Конспект  занятия по развитию речи  в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».Цель: Создать условия для формирования навыков связного по...