КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Задачи:
Образовательная: Учить интонационно-выразительному подражанию. Формировать знания об эмоциях. Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы, задавать их. Формировать элементарные знания о профилактике заболеваний, пользе витаминов.
Развивающая:
Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица, умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
Воспитательная: Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Словарная работа: кобыла, шакал, телеграмма
Методические приемы: чтение стихотворения, рассматривание предметов, инсценировка сказки, игровая ситуация, беседа, работа с пиктограммой, обобщающая беседа.
Материал: чудо-дерево; аудиозапись; ковер – самолет, желтый чемоданчик; белый халат; шапочка врача; сумка с медицинскими инструментами для доктора Айболита; пиктограммы; шапочки-маски: медведя, коровы, лисы, собаки, лошади, зайчихи, зайчонка, шакала.
Ход:
1. Организационный момент.
Дети входят с воспитателем в группу под музыку. Дети приветствуют гостей.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я –Елена Юрьевна, а ты кто? Я – Айсель, я -Рашид, я Никита, я Рита, я Милена, я Егор, я Глеб, я.Айдан..Ну, вот и познакомились поближе. А теперь давайте поздороваемся с гостями ( Здравствуйте!).
2. Вступительная беседа:
Дети, вы любите сказки? Сегодня мы с вами станем героями одной сказки.
3. Вхождение в сказку.
Попадем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается.
4.Игровая ситуация: «Мы шли, шли, чемоданчик мы нашли».
(Дети идут между пенечками, с высоким подниманием колена, прыжки через ручей).
А вот и сказочное дерево, какое оно красивое, высокое. Ребята, покажите высокое дерево, а теперь подул ветер. Подуйте, как ветер. И веточки на дереве стали наклоняться то вправо, то влево. Покажите.
Ребята, а вы что-то необычное видите вокруг? (под деревом желтый чемоданчик). Ответы детей.
Ой, а здесь еще оставлено письмо. Прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Я добрый сказочник, прислал вам этот желтый чемоданчик. Откройте его. В нем живет сказка. Оживите сказку.
Ваш друг, добрый сказочник».
Открывается чемоданчик. Ой, что же это? (Достают и рассматривают предметы).
- Это халат, он белый. Это шапочка, она тоже белая.
- Кто носит белые халат и шапочку? (доктор).
- Что это за сумочка, кому нужна эта сумочка? (доктору, врачу). Что в ней лежит? (медицинский инструмент)
Ребята, как вы думаете, из какой сказки все эти предметы? (Доктор Айболит).
Ребята, расскажите, что случилось в этой сказке? (заболели звери, доктор Айболит стал их лечить, потом он поехал в Африку и тоже лечил зверей).
-Кого из зверей лечил Айболит? Назовите. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица, волк, лиса, зайчиха)
5. Словарная работа :
-Ребята, как называется врач, который лечит животных?
(Ветеринар)
-Ребята, а вы хотите оживить сказку? Как можно это сделать? (поиграть в нее).
-Рашид, , кем бы ты хотел быть в сказке? Почему?
- А ты, Глеб, кем? Почему?
- Ребята, покажите, как ходит лисичка? зайчик? медведь?
Одевайте маски. Раз, два, три, сказка, оживи!
6. Драматизация
(Доктор Айболит просыпается и выходит на лужайку возле дома)
Доктор: Я добрый доктор Айболит!
Спрошу у вас: «Чего болит?»
Приходи ко мне лечиться
И телёнок, и волчица,
Паучок и червячок,
И медведица!
Излечу всех, исцелю,
От болезней сберегу!
Медвежонок: Ой! Беда, беда, беда!
Ой! Моя голова!
Доктор Айболит: Что с тобой, Мишутка?
Медвежонок: Я в лесу один гулял,
Да на камень я упал,
Камень крепкий очень был,
Вот я голову набил.
Доктор Айболит: Голову перевяжу,
А тебе, дружок, скажу:
«Помни ты такой совет-
Папу, маму слушай.
С ними ты гуляй».
Дошколята-малыши так не поступают,
И на улице одни, без мамы, не гуляют.
(Лисица приходит к доктору Айболиту и говорит):
Лисица : Ах, меня ущипнула оса!
(Следом за лисицей появляется собака и произносит):
Собака: А меня укусила пчела!
(На лужайку выбегает зайчиха и кричит):
Зайчиха: А мой зайчик, а мой мальчик
Поскользнулся и упал,
А навстречу ему ехал
Перегруженный трамвай.
Перерезал ему ножки,
Он хромает до сих пор!
Помогите осторожно,
Ведь мой заинька больной!
Доктор: Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке.
(Лисица и собака в сопровождении зайчихи-матери выводят на лужайку зайку. Доктор Айболит пришивает ему новые ножки. Зайчик начинает прыгать и смеяться. Зайчиха-мама радуется вместе с ним, и они пускаются в пляс)
Зайчиха : Ну, спасибо тебе, Айболит!
Воспитатель : Как вы думайте, что ощутила зайчиха, когда доктор Айболит вылечил её зайчонка? (Радость, счастье, веселье).
- А когда у вас возникают такие чувства?
- Давайте мы окажемся на месте Зайчихи и изобразим радость, счастье.
7. Упражнение «Счастье».
(Покажите своё выражение лица, когда вы испытываете несчастье, горе - плечи, голова опущены, грустные, печальные. А когда испытывает радость, счастье - губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты).
(На лужайке возле домика на стуле сидит доктор Айболит и перебирает пилюли. Из-за кулис появляется шакал верхом на лошади)
Шакал: Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!
8.Словарная работа :
Воспитатель : А кто такой шакал? ( Шакал — небольшое животное, размером меньше собаки, но очень похож на уменьшенного размеру волка).
(Доктор Айболит разворачивает телеграмму и громко читает её вслух)
Приезжайте, приезжайте, приезжайте
К нам скорей!
И спасите, и спасите
Наших маленьких зверей!
Мы здесь в Африке болеем
Уже много-много дней!
Доктор : Что случилось в самом деле?
Разве дети заболели?
Шакал: Ах, конечно, случилась беда!
Скарлатина у них, холерина,
А у многих ещё и ангина!
Малярия у них и бронхит,
И животик так сильно болит!
Приезжайте же быстрее,
Милый доктор Айболит!
(Доктор Айболит впопыхах собирается и садится в повозку, в которую запряжена лошадь)
Доктор: Да, бегу уже, бегу,
Быстро деткам помогу!
Где же только вы живёте?
На пригорке аль в болоте?
Лошадь: Родом мы из Занзибары,
Обитаем и в Сахаре,
На известной всем горе,
Что не встретится нигде!
Та гора Фернандо-По,
На ней гуляет Гиппо-по
Рядом с речкой Лимпопо!
Воспитатель: Доктор Айболит отправился в далёкие страны. Долго он добирался в Африку.
-Как он добирался, кто ему помогал? (волки, кит, орлы)
А в Африке его с нетерпением ждали больные звери.
- Кто ждал Айболита в Африке?
9.Словарная работа :
Доктора ждали : бегемоты – детеныши - бегемотики,
страусы – детеныши – страусята,
верблюды - верблюжата,
акулы – акулята,
тигры – тигрята,
слоны – слонята.
10.Беседа о боли
- Ребята, что чувствовали звери, когда приходили к доктору? А, вы, испытывали боль? Когда бывает больно? (Боль — верный помощник, который бережёт нашу жизнь, без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления)
11. Работа с пиктограммами
- Какое бывает лицо, когда больно? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)
- А когда вылечились и ничего не болит, то какое? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)
12. Беседа о здоровье.
Воспитатель: Ребята, наш доктор Айболит добрый, вылечил и лису, и медведя, и маленького зайчишку.
А вы, знаете, что надо делать, чтобы быть здоровыми? (есть фрукты, овощи, заниматься физкультурой, одеваться по погоде).
Со сказкою жалко прощаться
С Айболитом расставаться,
Но не будем унывать
Сказку будем в гости звать:
Сказка, сказка, приходи,
Будут рады малыши!
13.Подведение итога занятия.
Наступила пора возвращаться в наш детский сад. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включить музыку).
Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Что у вас вызвало затруднения?
Воспитатель: Дети, как вы помните, доктор Айболит вылечил всех больных, давая им шоколадку. Вот и вам он решил дать по шоколадке, чтобы вы никогда не болели.
Литература:
1. Литвинцква Л.А. «Сказка как средство воспитания дошкольника», Санкт – Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
2. Соколов Д.Ю. , «Сказки и сказкотерапия», 1997
3. Ушаковой О.С., «Развитие речи детей 5-7 лет», 2012.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 208 « Комаровский »
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
в старшей группе
ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО
«ДОКТОР АЙБОЛИТ»
Подготовила: Воспитатель
Лямшева. Е.Н
Нижниий Новгород. сп. Кудьма
2021г.
Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Задачи:
Образовательная: Учить интонационно-выразительному подражанию. Формировать знания об эмоциях. Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы, задавать их. Формировать элементарные знания о профилактике заболеваний, пользе витаминов.
Развивающая:
Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица, умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
Воспитательная: Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Словарная работа: кобыла, шакал, телеграмма
Методические приемы: чтение стихотворения, рассматривание предметов, инсценировка сказки, игровая ситуация, беседа, работа с пиктограммой, обобщающая беседа.
Материал: чудо-дерево; аудиозапись; ковер – самолет, желтый чемоданчик; белый халат; шапочка врача; сумка с медицинскими инструментами для доктора Айболита; пиктограммы; шапочки-маски: медведя, коровы, лисы, собаки, лошади, зайчихи, зайчонка, шакала.
Ход:
1. Организационный момент.
Дети входят с воспитателем в группу под музыку. Дети приветствуют гостей.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я –Елена Юрьевна, а ты кто? Я – Айсель, я -Рашид, я Никита, я Рита, я Милена, я Егор, я Глеб, я.Айдан..Ну, вот и познакомились поближе. А теперь давайте поздороваемся с гостями ( Здравствуйте!).
2. Вступительная беседа:
Дети, вы любите сказки? Сегодня мы с вами станем героями одной сказки.
3. Вхождение в сказку.
Попадем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается.
4.Игровая ситуация: «Мы шли, шли, чемоданчик мы нашли».
(Дети идут между пенечками, с высоким подниманием колена, прыжки через ручей).
А вот и сказочное дерево, какое оно красивое, высокое. Ребята, покажите высокое дерево, а теперь подул ветер. Подуйте, как ветер. И веточки на дереве стали наклоняться то вправо, то влево. Покажите.
Ребята, а вы что-то необычное видите вокруг? (под деревом желтый чемоданчик). Ответы детей.
Ой, а здесь еще оставлено письмо. Прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Я добрый сказочник, прислал вам этот желтый чемоданчик. Откройте его. В нем живет сказка. Оживите сказку.
Ваш друг, добрый сказочник».
Открывается чемоданчик. Ой, что же это? (Достают и рассматривают предметы).
- Это халат, он белый. Это шапочка, она тоже белая.
- Кто носит белые халат и шапочку? (доктор).
- Что это за сумочка, кому нужна эта сумочка? (доктору, врачу). Что в ней лежит? (медицинский инструмент)
Ребята, как вы думаете, из какой сказки все эти предметы? (Доктор Айболит).
Ребята, расскажите, что случилось в этой сказке? (заболели звери, доктор Айболит стал их лечить, потом он поехал в Африку и тоже лечил зверей).
-Кого из зверей лечил Айболит? Назовите. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица, волк, лиса, зайчиха)
5. Словарная работа :
-Ребята, как называется врач, который лечит животных?
(Ветеринар)
-Ребята, а вы хотите оживить сказку? Как можно это сделать? (поиграть в нее).
-Рашид, , кем бы ты хотел быть в сказке? Почему?
- А ты, Глеб, кем? Почему?
- Ребята, покажите, как ходит лисичка? зайчик? медведь?
Одевайте маски. Раз, два, три, сказка, оживи!
6. Драматизация
(Доктор Айболит просыпается и выходит на лужайку возле дома)
Доктор: Я добрый доктор Айболит!
Спрошу у вас: «Чего болит?»
Приходи ко мне лечиться
И телёнок, и волчица,
Паучок и червячок,
И медведица!
Излечу всех, исцелю,
От болезней сберегу!
Медвежонок: Ой! Беда, беда, беда!
Ой! Моя голова!
Доктор Айболит: Что с тобой, Мишутка?
Медвежонок: Я в лесу один гулял,
Да на камень я упал,
Камень крепкий очень был,
Вот я голову набил.
Доктор Айболит: Голову перевяжу,
А тебе, дружок, скажу:
«Помни ты такой совет-
Папу, маму слушай.
С ними ты гуляй».
Дошколята-малыши так не поступают,
И на улице одни, без мамы, не гуляют.
(Лисица приходит к доктору Айболиту и говорит):
Лисица : Ах, меня ущипнула оса!
(Следом за лисицей появляется собака и произносит):
Собака: А меня укусила пчела!
(На лужайку выбегает зайчиха и кричит):
Зайчиха: А мой зайчик, а мой мальчик
Поскользнулся и упал,
А навстречу ему ехал
Перегруженный трамвай.
Перерезал ему ножки,
Он хромает до сих пор!
Помогите осторожно,
Ведь мой заинька больной!
Доктор: Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке.
(Лисица и собака в сопровождении зайчихи-матери выводят на лужайку зайку. Доктор Айболит пришивает ему новые ножки. Зайчик начинает прыгать и смеяться. Зайчиха-мама радуется вместе с ним, и они пускаются в пляс)
Зайчиха : Ну, спасибо тебе, Айболит!
Воспитатель : Как вы думайте, что ощутила зайчиха, когда доктор Айболит вылечил её зайчонка? (Радость, счастье, веселье).
- А когда у вас возникают такие чувства?
- Давайте мы окажемся на месте Зайчихи и изобразим радость, счастье.
7. Упражнение «Счастье».
(Покажите своё выражение лица, когда вы испытываете несчастье, горе - плечи, голова опущены, грустные, печальные. А когда испытывает радость, счастье - губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты).
(На лужайке возле домика на стуле сидит доктор Айболит и перебирает пилюли. Из-за кулис появляется шакал верхом на лошади)
Шакал: Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!
8.Словарная работа :
Воспитатель : А кто такой шакал? ( Шакал — небольшое животное, размером меньше собаки, но очень похож на уменьшенного размеру волка).
(Доктор Айболит разворачивает телеграмму и громко читает её вслух)
Приезжайте, приезжайте, приезжайте
К нам скорей!
И спасите, и спасите
Наших маленьких зверей!
Мы здесь в Африке болеем
Уже много-много дней!
Доктор : Что случилось в самом деле?
Разве дети заболели?
Шакал: Ах, конечно, случилась беда!
Скарлатина у них, холерина,
А у многих ещё и ангина!
Малярия у них и бронхит,
И животик так сильно болит!
Приезжайте же быстрее,
Милый доктор Айболит!
(Доктор Айболит впопыхах собирается и садится в повозку, в которую запряжена лошадь)
Доктор: Да, бегу уже, бегу,
Быстро деткам помогу!
Где же только вы живёте?
На пригорке аль в болоте?
Лошадь: Родом мы из Занзибары,
Обитаем и в Сахаре,
На известной всем горе,
Что не встретится нигде!
Та гора Фернандо-По,
На ней гуляет Гиппо-по
Рядом с речкой Лимпопо!
Воспитатель: Доктор Айболит отправился в далёкие страны. Долго он добирался в Африку.
-Как он добирался, кто ему помогал? (волки, кит, орлы)
А в Африке его с нетерпением ждали больные звери.
- Кто ждал Айболита в Африке?
9.Словарная работа :
Доктора ждали : бегемоты – детеныши - бегемотики,
страусы – детеныши – страусята,
верблюды - верблюжата,
акулы – акулята,
тигры – тигрята,
слоны – слонята.
10.Беседа о боли
- Ребята, что чувствовали звери, когда приходили к доктору? А, вы, испытывали боль? Когда бывает больно? (Боль — верный помощник, который бережёт нашу жизнь, без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления)
11. Работа с пиктограммами
- Какое бывает лицо, когда больно? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)
- А когда вылечились и ничего не болит, то какое? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)
12. Беседа о здоровье.
Воспитатель: Ребята, наш доктор Айболит добрый, вылечил и лису, и медведя, и маленького зайчишку.
А вы, знаете, что надо делать, чтобы быть здоровыми? (есть фрукты, овощи, заниматься физкультурой, одеваться по погоде).
Со сказкою жалко прощаться
С Айболитом расставаться,
Но не будем унывать
Сказку будем в гости звать:
Сказка, сказка, приходи,
Будут рады малыши!
13.Подведение итога занятия.
Наступила пора возвращаться в наш детский сад. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включить музыку).
Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Что у вас вызвало затруднения?
Воспитатель: Дети, как вы помните, доктор Айболит вылечил всех больных, давая им шоколадку. Вот и вам он решил дать по шоколадке, чтобы вы никогда не болели.
Литература:
1. Литвинцква Л.А. «Сказка как средство воспитания дошкольника», Санкт – Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
2. Соколов Д.Ю. , «Сказки и сказкотерапия», 1997
3. Ушаковой О.С., «Развитие речи детей 5-7 лет», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе по мотивам сказки К.И. Чуковского "Доктор Айболит"
Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе...
Интегрированное занятие по математике и развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
Цель:Образовательная:- закрепить знание цифр и счет до 10 прямом и обратном порядке;- закрепить пространственные положения (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу);- закрепить названия геометрич...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовательная: ...
Конспект группового занятия по развитию связной речи. Старшая группа.
Конспект занятия составлен с учетом наличия в группе ребенка с особенностями развития....
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»
методическое пособие...
Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная группа) «Мои любимые сказки».
Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.Задачи:Развивать у детей творческое мышление, фантазию пр...