КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Николаевна Лямшева

 

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Задачи:

Образовательная: Учить интонационно-выразительному подражанию. Формировать знания об эмоциях. Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для  слушателей  отвечать на вопросы, задавать их. Формировать элементарные знания о профилактике заболеваний, пользе витаминов.

Развивающая:

Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица, умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

Воспитательная: Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Словарная работа: кобыла, шакал, телеграмма

Методические приемы: чтение стихотворения, рассматривание предметов, инсценировка сказки, игровая ситуация, беседа, работа с пиктограммой, обобщающая беседа.

Материал: чудо-дерево; аудиозапись; ковер – самолет,  желтый чемоданчик; белый халат; шапочка врача; сумка с медицинскими инструментами для доктора Айболита; пиктограммы; шапочки-маски: медведя, коровы, лисы, собаки, лошади, зайчихи, зайчонка, шакала.

Ход:

1. Организационный момент.

Дети входят с воспитателем в группу под музыку. Дети приветствуют гостей.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я –Елена Юрьевна, а ты кто? Я – Айсель, я -Рашид, я Никита, я Рита, я Милена, я Егор, я Глеб, я.Айдан..Ну, вот и познакомились поближе. А теперь давайте поздороваемся с гостями ( Здравствуйте!).

2. Вступительная беседа:

Дети, вы любите сказки? Сегодня мы с вами станем героями одной сказки.

3. Вхождение в сказку.

Попадем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается.

4.Игровая ситуация: «Мы шли, шли, чемоданчик мы нашли».

(Дети идут  между пенечками, с высоким подниманием колена, прыжки через ручей).

А вот и сказочное дерево, какое оно красивое, высокое. Ребята, покажите высокое дерево, а теперь подул ветер. Подуйте, как ветер. И веточки на дереве стали наклоняться то вправо, то влево. Покажите.

Ребята, а вы что-то необычное видите вокруг? (под деревом желтый чемоданчик). Ответы детей.

Ой, а здесь еще оставлено письмо. Прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Я добрый сказочник, прислал вам этот желтый чемоданчик. Откройте его. В нем живет сказка. Оживите сказку.

Ваш друг, добрый сказочник».

Открывается чемоданчик. Ой, что же это? (Достают и рассматривают предметы).

- Это халат, он белый. Это шапочка, она тоже белая.

- Кто носит белые халат и шапочку? (доктор).

- Что это за сумочка, кому нужна эта сумочка? (доктору, врачу). Что в ней лежит? (медицинский инструмент)

Ребята, как вы думаете, из какой сказки все эти предметы? (Доктор Айболит).

Ребята, расскажите, что случилось в этой сказке? (заболели звери, доктор Айболит стал их лечить, потом он поехал в Африку и тоже лечил зверей).

-Кого из зверей лечил Айболит? Назовите. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица, волк, лиса, зайчиха)

5. Словарная работа :           

-Ребята, как называется врач, который лечит животных?

(Ветеринар)

-Ребята, а вы хотите оживить сказку? Как можно это сделать? (поиграть в нее).

-Рашид, , кем бы ты хотел быть в сказке? Почему?

- А ты, Глеб, кем? Почему?

- Ребята, покажите, как ходит лисичка? зайчик? медведь?

Одевайте маски. Раз, два, три, сказка, оживи!

6. Драматизация

 (Доктор Айболит просыпается и выходит на лужайку возле дома)

Доктор: Я добрый доктор Айболит!

               Спрошу у вас: «Чего болит?»

               Приходи ко мне лечиться

               И телёнок, и волчица,

               Паучок и червячок,

               И медведица!

               Излечу всех, исцелю,

               От болезней сберегу!

Медвежонок:  Ой! Беда, беда, беда!

               Ой! Моя голова!

Доктор Айболит: Что с тобой, Мишутка? 
Медвежонок: Я в лесу один гулял,

              Да на камень я упал,

              Камень крепкий очень был,

              Вот я голову набил.


Доктор Айболит: Голову перевяжу,

                              А тебе, дружок, скажу:

                             «Помни ты такой совет-

                             Папу, маму слушай.

                            С ними ты гуляй».

                            Дошколята-малыши так не поступают,

                            И на улице одни, без мамы, не гуляют. 

(Лисица приходит к доктору Айболиту и говорит):

Лисица : Ах, меня ущипнула оса!

(Следом за лисицей появляется собака и произносит):

Собака: А меня укусила пчела!

(На лужайку выбегает зайчиха и кричит):

Зайчиха: А мой зайчик, а мой мальчик

                 Поскользнулся и упал,

                А навстречу ему ехал

                Перегруженный трамвай.

                Перерезал ему ножки,

                Он хромает до сих пор!

                Помогите осторожно,

               Ведь мой заинька больной!

Доктор: Не беда! Подавай-ка его сюда!

     Я пришью ему новые ножки,

    Он опять побежит но дорожке.

 (Лисица и собака в сопровождении зайчихи-матери выводят на лужайку зайку. Доктор Айболит пришивает ему новые ножки. Зайчик начинает прыгать и смеяться. Зайчиха-мама радуется вместе с ним, и они пускаются в пляс)

 Зайчиха :   Ну, спасибо тебе, Айболит!

Воспитатель :  Как вы думайте, что ощутила зайчиха, когда доктор Айболит вылечил её зайчонка? (Радость, счастье, веселье).

- А когда у вас возникают такие чувства?

- Давайте мы окажемся на месте Зайчихи и изобразим радость, счастье. 

7. Упражнение «Счастье».

(Покажите своё выражение лица, когда вы испытываете несчастье, горе -  плечи, голова опущены, грустные, печальные. А когда испытывает радость, счастье -  губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты).                                                                                                                 

 (На лужайке возле домика на стуле сидит доктор Айболит и перебирает пилюли. Из-за кулис появляется шакал верхом на лошади)

Шакал:  Вот вам телеграмма

               От Гиппопотама!

8.Словарная работа :           

Воспитатель : А кто такой шакал? ( Шакал — небольшое животное, размером меньше собаки, но очень похож на уменьшенного размеру  волка).

(Доктор Айболит разворачивает телеграмму и громко читает её вслух)

              Приезжайте, приезжайте, приезжайте

              К нам скорей!

              И спасите, и спасите

              Наших маленьких зверей!

              Мы здесь в Африке болеем

             Уже много-много дней!

Доктор : Что случилось в самом деле?

                 Разве дети заболели?

Шакал: Ах, конечно, случилась беда!

              Скарлатина у них, холерина,

              А у многих ещё и ангина!

              Малярия у них и бронхит,

              И животик так сильно болит!

              Приезжайте же быстрее,

               Милый доктор Айболит!

(Доктор Айболит впопыхах собирается и садится в повозку, в которую запряжена лошадь)

Доктор: Да, бегу уже, бегу,

               Быстро деткам помогу!

               Где же только вы живёте?

              На пригорке аль в болоте?

Лошадь: Родом мы из Занзибары,

               Обитаем и в Сахаре,

               На известной всем горе,

               Что не встретится нигде!

              Та гора Фернандо-По,

              На ней гуляет Гиппо-по

              Рядом с речкой Лимпопо!

Воспитатель: Доктор Айболит отправился в далёкие страны. Долго он добирался  в Африку.

-Как он добирался, кто ему помогал? (волки, кит, орлы)

А в Африке его с нетерпением ждали больные звери.

- Кто ждал Айболита в Африке?

9.Словарная работа :   

Доктора ждали : бегемоты – детеныши  - бегемотики,      

                              страусы – детеныши – страусята,

                              верблюды -  верблюжата,

                              акулы – акулята,

                              тигры – тигрята,

                              слоны – слонята.

10.Беседа о боли

- Ребята, что чувствовали звери, когда приходили к доктору? А, вы, испытывали боль? Когда бывает больно?  (Боль — верный  помощник, который бережёт нашу жизнь, без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления)

11.  Работа с пиктограммами

- Какое бывает лицо, когда больно? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)

- А когда вылечились и ничего не болит, то какое? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)

12. Беседа о здоровье.

Воспитатель: Ребята, наш доктор Айболит добрый, вылечил и лису, и медведя, и маленького зайчишку.

А вы, знаете, что надо делать, чтобы быть здоровыми? (есть фрукты, овощи, заниматься физкультурой, одеваться по погоде).

Со сказкою жалко прощаться

         С Айболитом расставаться,

         Но не будем унывать

         Сказку будем в гости звать:

         Сказка, сказка, приходи,

         Будут рады малыши!

13.Подведение итога занятия.

Наступила пора возвращаться в наш детский сад. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включить музыку).

Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Что у вас вызвало затруднения?

Воспитатель: Дети, как вы помните, доктор Айболит вылечил всех больных, давая им шоколадку. Вот и вам он решил дать по шоколадке, чтобы вы никогда не болели.

Литература:

1. Литвинцква Л.А. «Сказка как средство воспитания дошкольника», Санкт – Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

2. Соколов Д.Ю. , «Сказки и сказкотерапия», 1997

3. Ушаковой О.С., «Развитие речи детей 5-7 лет», 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 208 « Комаровский »

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

в старшей группе

ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО

«ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Подготовила: Воспитатель

Лямшева. Е.Н

                                                                                             

Нижниий Новгород. сп. Кудьма

2021г.

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Задачи:

Образовательная: Учить интонационно-выразительному подражанию. Формировать знания об эмоциях. Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для  слушателей  отвечать на вопросы, задавать их. Формировать элементарные знания о профилактике заболеваний, пользе витаминов.

Развивающая:

Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица, умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

Воспитательная: Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Словарная работа: кобыла, шакал, телеграмма

Методические приемы: чтение стихотворения, рассматривание предметов, инсценировка сказки, игровая ситуация, беседа, работа с пиктограммой, обобщающая беседа.

Материал: чудо-дерево; аудиозапись; ковер – самолет,  желтый чемоданчик; белый халат; шапочка врача; сумка с медицинскими инструментами для доктора Айболита; пиктограммы; шапочки-маски: медведя, коровы, лисы, собаки, лошади, зайчихи, зайчонка, шакала.

Ход:

1. Организационный момент.

Дети входят с воспитателем в группу под музыку. Дети приветствуют гостей.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я –Елена Юрьевна, а ты кто? Я – Айсель, я -Рашид, я Никита, я Рита, я Милена, я Егор, я Глеб, я.Айдан..Ну, вот и познакомились поближе. А теперь давайте поздороваемся с гостями ( Здравствуйте!).

2. Вступительная беседа:

Дети, вы любите сказки? Сегодня мы с вами станем героями одной сказки.

3. Вхождение в сказку.

Попадем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается.

4.Игровая ситуация: «Мы шли, шли, чемоданчик мы нашли».

(Дети идут  между пенечками, с высоким подниманием колена, прыжки через ручей).

А вот и сказочное дерево, какое оно красивое, высокое. Ребята, покажите высокое дерево, а теперь подул ветер. Подуйте, как ветер. И веточки на дереве стали наклоняться то вправо, то влево. Покажите.

Ребята, а вы что-то необычное видите вокруг? (под деревом желтый чемоданчик). Ответы детей.

Ой, а здесь еще оставлено письмо. Прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Я добрый сказочник, прислал вам этот желтый чемоданчик. Откройте его. В нем живет сказка. Оживите сказку.

Ваш друг, добрый сказочник».

Открывается чемоданчик. Ой, что же это? (Достают и рассматривают предметы).

- Это халат, он белый. Это шапочка, она тоже белая.

- Кто носит белые халат и шапочку? (доктор).

- Что это за сумочка, кому нужна эта сумочка? (доктору, врачу). Что в ней лежит? (медицинский инструмент)

Ребята, как вы думаете, из какой сказки все эти предметы? (Доктор Айболит).

Ребята, расскажите, что случилось в этой сказке? (заболели звери, доктор Айболит стал их лечить, потом он поехал в Африку и тоже лечил зверей).

-Кого из зверей лечил Айболит? Назовите. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица, волк, лиса, зайчиха)

5. Словарная работа :            

-Ребята, как называется врач, который лечит животных?

(Ветеринар)

-Ребята, а вы хотите оживить сказку? Как можно это сделать? (поиграть в нее).

-Рашид, , кем бы ты хотел быть в сказке? Почему?

- А ты, Глеб, кем? Почему?

- Ребята, покажите, как ходит лисичка? зайчик? медведь?

Одевайте маски. Раз, два, три, сказка, оживи!

6. Драматизация

 (Доктор Айболит просыпается и выходит на лужайку возле дома)

Доктор: Я добрый доктор Айболит!

               Спрошу у вас: «Чего болит?»

               Приходи ко мне лечиться

               И телёнок, и волчица,

               Паучок и червячок,

               И медведица!

               Излечу всех, исцелю,

               От болезней сберегу!

Медвежонок:  Ой! Беда, беда, беда!

               Ой! Моя голова!

Доктор Айболит: Что с тобой, Мишутка? 
Медвежонок: Я в лесу один гулял,

              Да на камень я упал,

              Камень крепкий очень был,

              Вот я голову набил.


Доктор Айболит: Голову перевяжу,

                              А тебе, дружок, скажу:

                             «Помни ты такой совет-

                             Папу, маму слушай.

                            С ними ты гуляй».

                            Дошколята-малыши так не поступают,

                            И на улице одни, без мамы, не гуляют. 

(Лисица приходит к доктору Айболиту и говорит):

Лисица : Ах, меня ущипнула оса!

(Следом за лисицей появляется собака и произносит):

Собака: А меня укусила пчела!

(На лужайку выбегает зайчиха и кричит):

Зайчиха: А мой зайчик, а мой мальчик

                 Поскользнулся и упал,

                А навстречу ему ехал

                Перегруженный трамвай.

                Перерезал ему ножки,

                Он хромает до сих пор!

                Помогите осторожно,

               Ведь мой заинька больной!

Доктор: Не беда! Подавай-ка его сюда!

     Я пришью ему новые ножки,

    Он опять побежит но дорожке.

 (Лисица и собака в сопровождении зайчихи-матери выводят на лужайку зайку. Доктор Айболит пришивает ему новые ножки. Зайчик начинает прыгать и смеяться. Зайчиха-мама радуется вместе с ним, и они пускаются в пляс)

 Зайчиха :   Ну, спасибо тебе, Айболит! 

Воспитатель :  Как вы думайте, что ощутила зайчиха, когда доктор Айболит вылечил её зайчонка? (Радость, счастье, веселье).

- А когда у вас возникают такие чувства?

- Давайте мы окажемся на месте Зайчихи и изобразим радость, счастье.  

7. Упражнение «Счастье».

(Покажите своё выражение лица, когда вы испытываете несчастье, горе -  плечи, голова опущены, грустные, печальные. А когда испытывает радость, счастье -  губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты).                                                                                                                

 (На лужайке возле домика на стуле сидит доктор Айболит и перебирает пилюли. Из-за кулис появляется шакал верхом на лошади)

Шакал:  Вот вам телеграмма

               От Гиппопотама!

8.Словарная работа :            

Воспитатель : А кто такой шакал? ( Шакал — небольшое животное, размером меньше собаки, но очень похож на уменьшенного размеру  волка).

(Доктор Айболит разворачивает телеграмму и громко читает её вслух)

              Приезжайте, приезжайте, приезжайте

              К нам скорей!

              И спасите, и спасите

              Наших маленьких зверей!

              Мы здесь в Африке болеем

             Уже много-много дней!

Доктор : Что случилось в самом деле?

                 Разве дети заболели?

Шакал: Ах, конечно, случилась беда!

              Скарлатина у них, холерина,

              А у многих ещё и ангина!

              Малярия у них и бронхит,

              И животик так сильно болит!

              Приезжайте же быстрее,

               Милый доктор Айболит!

(Доктор Айболит впопыхах собирается и садится в повозку, в которую запряжена лошадь)

Доктор: Да, бегу уже, бегу,

               Быстро деткам помогу!

               Где же только вы живёте?

              На пригорке аль в болоте?

Лошадь: Родом мы из Занзибары,

               Обитаем и в Сахаре,

               На известной всем горе,

               Что не встретится нигде!

              Та гора Фернандо-По,

              На ней гуляет Гиппо-по

              Рядом с речкой Лимпопо!

Воспитатель: Доктор Айболит отправился в далёкие страны. Долго он добирался  в Африку.

-Как он добирался, кто ему помогал? (волки, кит, орлы)

А в Африке его с нетерпением ждали больные звери.

- Кто ждал Айболита в Африке?

9.Словарная работа :    

Доктора ждали : бегемоты – детеныши  - бегемотики,      

                              страусы – детеныши – страусята,

                              верблюды -  верблюжата,

                              акулы – акулята,

                              тигры – тигрята,

                              слоны – слонята.

10.Беседа о боли

- Ребята, что чувствовали звери, когда приходили к доктору? А, вы, испытывали боль? Когда бывает больно?  (Боль — верный  помощник, который бережёт нашу жизнь, без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления)

11.  Работа с пиктограммами

- Какое бывает лицо, когда больно? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)

- А когда вылечились и ничего не болит, то какое? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)

12. Беседа о здоровье.

Воспитатель: Ребята, наш доктор Айболит добрый, вылечил и лису, и медведя, и маленького зайчишку.

А вы, знаете, что надо делать, чтобы быть здоровыми? (есть фрукты, овощи, заниматься физкультурой, одеваться по погоде).

Со сказкою жалко прощаться

         С Айболитом расставаться,

         Но не будем унывать

         Сказку будем в гости звать:

         Сказка, сказка, приходи,

         Будут рады малыши!

13.Подведение итога занятия.

Наступила пора возвращаться в наш детский сад. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включить музыку).

Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Что у вас вызвало затруднения?

Воспитатель: Дети, как вы помните, доктор Айболит вылечил всех больных, давая им шоколадку. Вот и вам он решил дать по шоколадке, чтобы вы никогда не болели.

Литература:

1. Литвинцква Л.А. «Сказка как средство воспитания дошкольника», Санкт – Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

2. Соколов Д.Ю. , «Сказки и сказкотерапия», 1997

3. Ушаковой О.С., «Развитие речи детей 5-7 лет», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Цель:Образовательная:- закрепить знание цифр и счет до 10 прямом и обратном порядке;- закрепить пространственные положения (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу);- закрепить названия геометрич...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовательная: ...

Конспект группового занятия по развитию связной речи. Старшая группа.

Конспект занятия составлен с учетом наличия в группе ребенка с особенностями развития....

Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная группа) «Мои любимые сказки».

Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.Задачи:Развивать у детей творческое мышление, фантазию пр...