Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Ефремова Елена Юрьевна

    Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

    Задачи:

    Образовательная: Учить интонационно-выразительному подражанию. Формировать знания об эмоциях. Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для  слушателей  отвечать на вопросы, задавать их. Формировать элементарные знания о профилактике заболеваний, пользе витаминов.

    Развивающая:

    Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица, умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

    Воспитательная: Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

    Словарная работа: кобыла, шакал, телеграмма

    Методические приемы: чтение стихотворения, рассматривание предметов, инсценировка сказки, игровая ситуация, беседа, работа с пиктограммой, обобщающая беседа.

    Материал: чудо-дерево; аудиозапись; ковер – самолет,  желтый чемоданчик; белый халат; шапочка врача; сумка с медицинскими инструментами для доктора Айболита; пиктограммы; шапочки-маски: медведя, коровы, лисы, собаки, лошади, зайчихи, зайчонка, шакала.

    Ход:

    1. Организационный момент.

    Дети входят с воспитателем в группу под музыку. Дети приветствуют гостей.

    Собрались все дети в круг.

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И гостям мы улыбнемся.

    Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я –Елена Юрьевна, а ты кто? Я – Айсель, я -Рашид, я Никита, я Рита, я Милена, я Егор, я Глеб, я.Айдан..Ну, вот и познакомились поближе. А теперь давайте поздороваемся с гостями ( Здравствуйте!).

     

    2. Вступительная беседа:

    Дети, вы любите сказки? Сегодня мы с вами станем героями одной сказки.

    3. Вхождение в сказку.

    Попадем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается.

    4.Игровая ситуация: «Мы шли, шли, чемоданчик мы нашли».

    (Дети идут  между пенечками, с высоким подниманием колена, прыжки через ручей).

    А вот и сказочное дерево, какое оно красивое, высокое. Ребята, покажите высокое дерево, а теперь подул ветер. Подуйте, как ветер. И веточки на дереве стали наклоняться то вправо, то влево. Покажите.

    Ребята, а вы что-то необычное видите вокруг? (под деревом желтый чемоданчик). Ответы детей.

    Ой, а здесь еще оставлено письмо. Прочитаем его.

    «Здравствуйте, ребята! Я добрый сказочник, прислал вам этот желтый чемоданчик. Откройте его. В нем живет сказка. Оживите сказку.

    Ваш друг, добрый сказочник».

    Открывается чемоданчик. Ой, что же это? (Достают и рассматривают предметы).

    - Это халат, он белый. Это шапочка, она тоже белая.

    - Кто носит белые халат и шапочку? (доктор).

    - Что это за сумочка, кому нужна эта сумочка? (доктору, врачу). Что в ней лежит? (медицинский инструмент)

    Ребята, как вы думаете, из какой сказки все эти предметы? (Доктор Айболит).

    Ребята, расскажите, что случилось в этой сказке? (заболели звери, доктор Айболит стал их лечить, потом он поехал в Африку и тоже лечил зверей).

    -Кого из зверей лечил Айболит? Назовите. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица, волк, лиса, зайчиха)

    5. Словарная работа :           

    -Ребята, как называется врач, который лечит животных?

    (Ветеринар)

    -Ребята, а вы хотите оживить сказку? Как можно это сделать? (поиграть в нее).

    -Рашид, , кем бы ты хотел быть в сказке? Почему?

    - А ты, Глеб, кем? Почему?

    - Ребята, покажите, как ходит лисичка? зайчик? медведь?

    Одевайте маски. Раз, два, три, сказка, оживи!

    6. Драматизация

     (Доктор Айболит просыпается и выходит на лужайку возле дома)

    Доктор: Я добрый доктор Айболит!

                   Спрошу у вас: «Чего болит?»

                   Приходи ко мне лечиться

                   И телёнок, и волчица,

                   Паучок и червячок,

                   И медведица!

                   Излечу всех, исцелю,

                   От болезней сберегу!

    Медвежонок:  Ой! Беда, беда, беда!

                   Ой! Моя голова!

    Доктор Айболит: Что с тобой, Мишутка? 
    Медвежонок: Я в лесу один гулял,

                  Да на камень я упал,

                  Камень крепкий очень был,

                  Вот я голову набил.


    Доктор Айболит: Голову перевяжу,

                                  А тебе, дружок, скажу:

                                 «Помни ты такой совет-

                                 Папу, маму слушай.

                                С ними ты гуляй».

                                Дошколята-малыши так не поступают,

                                И на улице одни, без мамы, не гуляют. 

    (Лисица приходит к доктору Айболиту и говорит):

    Лисица : Ах, меня ущипнула оса!

    (Следом за лисицей появляется собака и произносит):

    Собака: А меня укусила пчела!

    (На лужайку выбегает зайчиха и кричит):

    Зайчиха: А мой зайчик, а мой мальчик

                     Поскользнулся и упал,

                    А навстречу ему ехал

                    Перегруженный трамвай.

                    Перерезал ему ножки,

                    Он хромает до сих пор!

                    Помогите осторожно,

                   Ведь мой заинька больной!

    Доктор: Не беда! Подавай-ка его сюда!

         Я пришью ему новые ножки,

        Он опять побежит но дорожке.

     (Лисица и собака в сопровождении зайчихи-матери выводят на лужайку зайку. Доктор Айболит пришивает ему новые ножки. Зайчик начинает прыгать и смеяться. Зайчиха-мама радуется вместе с ним, и они пускаются в пляс)

     Зайчиха :   Ну, спасибо тебе, Айболит!

    Воспитатель :  Как вы думайте, что ощутила зайчиха, когда доктор Айболит вылечил её зайчонка? (Радость, счастье, веселье).

    - А когда у вас возникают такие чувства?

    - Давайте мы окажемся на месте Зайчихи и изобразим радость, счастье. 

    7. Упражнение «Счастье».

    (Покажите своё выражение лица, когда вы испытываете несчастье, горе -  плечи, голова опущены, грустные, печальные. А когда испытывает радость, счастье -  губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты).                                                                                                                

     (На лужайке возле домика на стуле сидит доктор Айболит и перебирает пилюли. Из-за кулис появляется шакал верхом на лошади)

    Шакал:  Вот вам телеграмма

                   От Гиппопотама!

    8.Словарная работа :           

    Воспитатель : А кто такой шакал? ( Шакал — небольшое животное, размером меньше собаки, но очень похож на уменьшенного размеру  волка).

    (Доктор Айболит разворачивает телеграмму и громко читает её вслух)

                  Приезжайте, приезжайте, приезжайте

                  К нам скорей!

                  И спасите, и спасите

                  Наших маленьких зверей!

                  Мы здесь в Африке болеем

                 Уже много-много дней!

    Доктор : Что случилось в самом деле?

                     Разве дети заболели?

    Шакал: Ах, конечно, случилась беда!

                  Скарлатина у них, холерина,

                  А у многих ещё и ангина!

                  Малярия у них и бронхит,

                  И животик так сильно болит!

                  Приезжайте же быстрее,

                   Милый доктор Айболит!

    (Доктор Айболит впопыхах собирается и садится в повозку, в которую запряжена лошадь)

    Доктор: Да, бегу уже, бегу,

                   Быстро деткам помогу!

                   Где же только вы живёте?

                  На пригорке аль в болоте?

    Лошадь: Родом мы из Занзибары,

                   Обитаем и в Сахаре,

                   На известной всем горе,

                   Что не встретится нигде!

                  Та гора Фернандо-По,

                  На ней гуляет Гиппо-по

                  Рядом с речкой Лимпопо!

    Воспитатель: Доктор Айболит отправился в далёкие страны. Долго он добирался  в Африку.

    -Как он добирался, кто ему помогал? (волки, кит, орлы)

    А в Африке его с нетерпением ждали больные звери.

    - Кто ждал Айболита в Африке?

    9.Словарная работа :   

    Доктора ждали : бегемоты – детеныши  - бегемотики,      

                                  страусы – детеныши – страусята,

                                  верблюды -  верблюжата,

                                  акулы – акулята,

                                  тигры – тигрята,

                                  слоны – слонята.

    10.Беседа о боли

    - Ребята, что чувствовали звери, когда приходили к доктору? А, вы, испытывали боль? Когда бывает больно?  (Боль — верный  помощник, который бережёт нашу жизнь, без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления)

    11.  Работа с пиктограммами

    - Какое бывает лицо, когда больно? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)

    - А когда вылечились и ничего не болит, то какое? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)

    12. Беседа о здоровье.

     

    Воспитатель: Ребята, наш доктор Айболит добрый, вылечил и лису, и медведя, и маленького зайчишку.

    А вы, знаете, что надо делать, чтобы быть здоровыми? (есть фрукты, овощи, заниматься физкультурой, одеваться по погоде).

    Со сказкою жалко прощаться

             С Айболитом расставаться,

             Но не будем унывать

             Сказку будем в гости звать:

             Сказка, сказка, приходи,

             Будут рады малыши!

    13.Подведение итога занятия.

    Наступила пора возвращаться в наш детский сад. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включить музыку).

    Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Что у вас вызвало затруднения?

    Воспитатель: Дети, как вы помните, доктор Айболит вылечил всех больных, давая им шоколадку. Вот и вам он решил дать по шоколадке, чтобы вы никогда не болели.

    Литература:

    1. Литвинцква Л.А. «Сказка как средство воспитания дошкольника», Санкт – Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

    2. Соколов Д.Ю. , «Сказки и сказкотерапия», 1997

    3. Ушаковой О.С., «Развитие речи детей 5-7 лет», 2012.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi1.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 

    ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    в старшей группе

    ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО

    «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

    Подготовила: Воспитатель

                                                                                                 Ефремова Е.Ю.

    2015

    Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

    Задачи:

    Образовательная: Учить интонационно-выразительному подражанию. Формировать знания об эмоциях. Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для  слушателей  отвечать на вопросы, задавать их. Формировать элементарные знания о профилактике заболеваний, пользе витаминов.

    Развивающая:

    Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица, умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

    Воспитательная: Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

    Словарная работа: кобыла, шакал, телеграмма

    Методические приемы: чтение стихотворения, рассматривание предметов, инсценировка сказки, игровая ситуация, беседа, работа с пиктограммой, обобщающая беседа.

    Материал: чудо-дерево; аудиозапись; ковер – самолет,  желтый чемоданчик; белый халат; шапочка врача; сумка с медицинскими инструментами для доктора Айболита; пиктограммы; шапочки-маски: медведя, коровы, лисы, собаки, лошади, зайчихи, зайчонка, шакала.

    Ход:

    1. Организационный момент.

    Дети входят с воспитателем в группу под музыку. Дети приветствуют гостей.

    Собрались все дети в круг.

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И гостям мы улыбнемся.

    Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я –Елена Юрьевна, а ты кто? Я – Айсель, я -Рашид, я Никита, я Рита, я Милена, я Егор, я Глеб, я.Айдан..Ну, вот и познакомились поближе. А теперь давайте поздороваемся с гостями ( Здравствуйте!).

    2. Вступительная беседа:

    Дети, вы любите сказки? Сегодня мы с вами станем героями одной сказки.

    3. Вхождение в сказку.

    Попадем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включаем вентилятор), вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается.

    4.Игровая ситуация: «Мы шли, шли, чемоданчик мы нашли».

    (Дети идут  между пенечками, с высоким подниманием колена, прыжки через ручей).

    А вот и сказочное дерево, какое оно красивое, высокое. Ребята, покажите высокое дерево, а теперь подул ветер. Подуйте, как ветер. И веточки на дереве стали наклоняться то вправо, то влево. Покажите.

    Ребята, а вы что-то необычное видите вокруг? (под деревом желтый чемоданчик). Ответы детей.

    Ой, а здесь еще оставлено письмо. Прочитаем его.

    «Здравствуйте, ребята! Я добрый сказочник, прислал вам этот желтый чемоданчик. Откройте его. В нем живет сказка. Оживите сказку.

    Ваш друг, добрый сказочник».

    Открывается чемоданчик. Ой, что же это? (Достают и рассматривают предметы).

    - Это халат, он белый. Это шапочка, она тоже белая.

    - Кто носит белые халат и шапочку? (доктор).

    - Что это за сумочка, кому нужна эта сумочка? (доктору, врачу). Что в ней лежит? (медицинский инструмент)

    Ребята, как вы думаете, из какой сказки все эти предметы? (Доктор Айболит).

    Ребята, расскажите, что случилось в этой сказке? (заболели звери, доктор Айболит стал их лечить, потом он поехал в Африку и тоже лечил зверей).

    -Кого из зверей лечил Айболит? Назовите. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица, волк, лиса, зайчиха)

    5. Словарная работа :            

    -Ребята, как называется врач, который лечит животных?

    (Ветеринар)

    -Ребята, а вы хотите оживить сказку? Как можно это сделать? (поиграть в нее).

    -Рашид, , кем бы ты хотел быть в сказке? Почему?

    - А ты, Глеб, кем? Почему?

    - Ребята, покажите, как ходит лисичка? зайчик? медведь?

    Одевайте маски. Раз, два, три, сказка, оживи!

    6. Драматизация

     (Доктор Айболит просыпается и выходит на лужайку возле дома)

    Доктор: Я добрый доктор Айболит!

                   Спрошу у вас: «Чего болит?»

                   Приходи ко мне лечиться

                   И телёнок, и волчица,

                   Паучок и червячок,

                   И медведица!

                   Излечу всех, исцелю,

                   От болезней сберегу!

    Медвежонок:  Ой! Беда, беда, беда!

                   Ой! Моя голова!

    Доктор Айболит: Что с тобой, Мишутка? 
    Медвежонок: Я в лесу один гулял,

                  Да на камень я упал,

                  Камень крепкий очень был,

                  Вот я голову набил.


    Доктор Айболит: Голову перевяжу,

                                  А тебе, дружок, скажу:

                                 «Помни ты такой совет-

                                 Папу, маму слушай.

                                С ними ты гуляй».

                                Дошколята-малыши так не поступают,

                                И на улице одни, без мамы, не гуляют. 

    (Лисица приходит к доктору Айболиту и говорит):

    Лисица : Ах, меня ущипнула оса!

    (Следом за лисицей появляется собака и произносит):

    Собака: А меня укусила пчела!

    (На лужайку выбегает зайчиха и кричит):

    Зайчиха: А мой зайчик, а мой мальчик

                     Поскользнулся и упал,

                    А навстречу ему ехал

                    Перегруженный трамвай.

                    Перерезал ему ножки,

                    Он хромает до сих пор!

                    Помогите осторожно,

                   Ведь мой заинька больной!

    Доктор: Не беда! Подавай-ка его сюда!

         Я пришью ему новые ножки,

        Он опять побежит но дорожке.

     (Лисица и собака в сопровождении зайчихи-матери выводят на лужайку зайку. Доктор Айболит пришивает ему новые ножки. Зайчик начинает прыгать и смеяться. Зайчиха-мама радуется вместе с ним, и они пускаются в пляс)

     Зайчиха :   Ну, спасибо тебе, Айболит! 

    Воспитатель :  Как вы думайте, что ощутила зайчиха, когда доктор Айболит вылечил её зайчонка? (Радость, счастье, веселье).

    - А когда у вас возникают такие чувства?

    - Давайте мы окажемся на месте Зайчихи и изобразим радость, счастье.  

    7. Упражнение «Счастье».

    (Покажите своё выражение лица, когда вы испытываете несчастье, горе -  плечи, голова опущены, грустные, печальные. А когда испытывает радость, счастье -  губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты).                                                                                                                

     (На лужайке возле домика на стуле сидит доктор Айболит и перебирает пилюли. Из-за кулис появляется шакал верхом на лошади)

    Шакал:  Вот вам телеграмма

                   От Гиппопотама!

    8.Словарная работа :            

    Воспитатель : А кто такой шакал? ( Шакал — небольшое животное, размером меньше собаки, но очень похож на уменьшенного размеру  волка).

    (Доктор Айболит разворачивает телеграмму и громко читает её вслух)

                  Приезжайте, приезжайте, приезжайте

                  К нам скорей!

                  И спасите, и спасите

                  Наших маленьких зверей!

                  Мы здесь в Африке болеем

                 Уже много-много дней!

    Доктор : Что случилось в самом деле?

                     Разве дети заболели?

    Шакал: Ах, конечно, случилась беда!

                  Скарлатина у них, холерина,

                  А у многих ещё и ангина!

                  Малярия у них и бронхит,

                  И животик так сильно болит!

                  Приезжайте же быстрее,

                   Милый доктор Айболит!

    (Доктор Айболит впопыхах собирается и садится в повозку, в которую запряжена лошадь)

    Доктор: Да, бегу уже, бегу,

                   Быстро деткам помогу!

                   Где же только вы живёте?

                  На пригорке аль в болоте?

    Лошадь: Родом мы из Занзибары,

                   Обитаем и в Сахаре,

                   На известной всем горе,

                   Что не встретится нигде!

                  Та гора Фернандо-По,

                  На ней гуляет Гиппо-по

                  Рядом с речкой Лимпопо!

    Воспитатель: Доктор Айболит отправился в далёкие страны. Долго он добирался  в Африку.

    -Как он добирался, кто ему помогал? (волки, кит, орлы)

    А в Африке его с нетерпением ждали больные звери.

    - Кто ждал Айболита в Африке?

    9.Словарная работа :    

    Доктора ждали : бегемоты – детеныши  - бегемотики,      

                                  страусы – детеныши – страусята,

                                  верблюды -  верблюжата,

                                  акулы – акулята,

                                  тигры – тигрята,

                                  слоны – слонята.

    10.Беседа о боли

    - Ребята, что чувствовали звери, когда приходили к доктору? А, вы, испытывали боль? Когда бывает больно?  (Боль — верный  помощник, который бережёт нашу жизнь, без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления)

    11.  Работа с пиктограммами

    - Какое бывает лицо, когда больно? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)

    - А когда вылечились и ничего не болит, то какое? (дети выбирают из предложенных пиктограмм)

    12. Беседа о здоровье.

    Воспитатель: Ребята, наш доктор Айболит добрый, вылечил и лису, и медведя, и маленького зайчишку.

    А вы, знаете, что надо делать, чтобы быть здоровыми? (есть фрукты, овощи, заниматься физкультурой, одеваться по погоде).

    Со сказкою жалко прощаться

             С Айболитом расставаться,

             Но не будем унывать

             Сказку будем в гости звать:

             Сказка, сказка, приходи,

             Будут рады малыши!

    13.Подведение итога занятия.

    Наступила пора возвращаться в наш детский сад. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает (включить музыку).

    Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Что у вас вызвало затруднения?

    Воспитатель: Дети, как вы помните, доктор Айболит вылечил всех больных, давая им шоколадку. Вот и вам он решил дать по шоколадке, чтобы вы никогда не болели.

    Литература:

    1. Литвинцква Л.А. «Сказка как средство воспитания дошкольника», Санкт – Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

    2. Соколов Д.Ю. , «Сказки и сказкотерапия», 1997

    3. Ушаковой О.С., «Развитие речи детей 5-7 лет», 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по математике и развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

    Цель:Образовательная:- закрепить знание цифр и счет до 10 прямом и обратном порядке;- закрепить пространственные положения (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу);- закрепить названия геометрич...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по мотивам сказки «Гуси-лебеди» (с элементами здоровьесберегающих технологий)

    Образовательная область «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей; создание условий для получения каждым ребёнком полноценного разви...

    Конспект группового занятия по развитию связной речи. Старшая группа.

    Конспект занятия составлен с учетом наличия в группе ребенка с особенностями развития....

    Конспект сюжетного физкультурного занятия в старшей группе по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок»

    Заяц, который, не смотря на то, что торопился домой с мешком диких яблок для своих малышей, угостил по дороге каждого, кто его об этом просил. И хотя набрать гостинцев второй раз не вышло, ушастые зай...