Конспект группового занятия по развитию связной речи. Старшая группа.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект занятия составлен с учетом наличия в группе ребенка с особенностями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dlya_inklyuzii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа№ 625. Д/о «Созвездие».

Составила: учитель-логопед Ишанова И.Ю.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. СТАРШАЯ ГРУППА.

(в группе  1 ребенок с ЗПР)

ТЕМА:  Пересказ рассказа с опорой на предметные картинки.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Знакомство с рассказом Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал» в сокращении.
  • Развитие умение пересказывать рассказ по опорным картинкам.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Интеграция работы полушарий мозга, гармонизация эмоций и процессов мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, изображающие ветку, медведя, белку, шишку, зайца, сороку, лосей, гриб, девочку, лису; текст рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный  момент.

Выполнение телесно-ориентированного упражнения «Перекрестные шаги». (Занимает около  1-2 минут. Материал взят из комплекса «Гимнастика мозга» П.Деннисона, переработанного О.Цыпленковой).

Упражнение выполняется стоя:

  1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
  2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.

(«Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, слушания, усвоения новой информации.)

{Ребёнок с ЗПР выполняет упражнения  с помощью педагога в начале, затем можно попросить его «показывать» это упр. другим детям.}

II. Сообщение темы занятия.

«Сядет тот, кто назовет любое лесное животное или птицу.» (повторение диких животных и птиц)

{Ребёнка с ЗПР спрашиваем первым, поощряем правильный ответ, в случае затруднения просим помощи у других детей.}

1.Чтение рассказа «Как медведь сам себя напугал»

« Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает!

«Не уйти ли лучше?»

Рявкнул медведь и дал стрекоча.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила!

Так медведь сам себя напугал».

{С ребёнком с ЗПР рассказ читается до занятия, индивидуально. Выясняется понимание текста, уточняются персонажи, и т.п.}

2. Словарная работа.

Выяснение понимания детьми смысла слов:

хрустнула, угодила, гуща леса, наскочил, выпугнул, насторожил уши, лопочет, рявкнул, дал стрекача.

Подбор синонимов к указанным словам.

{Ребёнка с ЗПР спрашиваем первым, поощряем правильный ответ, в случае затруднения просим помощи у других детей.}

3. Выяснение понимания детьми смысла рассказа. Отбор картинок, которые не подходят к рассказу. Ответ на вопрос: почему?

{Ребёнка с ЗПР спрашиваем первым, поощряем правильный ответ, в случае затруднения просим помощи у других детей.}

4. Рассматривание картинок, выяснение  их последовательности в рассказе.

5. Выяснение причинно-следственных связей в рассказе.

Детям предлагается ответить на вопросы:

  • Почему медведь убежал из леса?
  • Почему испугались лоси?
  • Почему испугалась сорока?
  • Почему испугался заяц?
  • Почему испугалась белка?

{Ребёнка с ЗПР спрашиваем первым, поощряем правильный ответ, в случае затруднения просим помощи у других детей.}

III. Динамическая пауза.

Выполнение упражнения на растягивание мышц спины и рук.

Упражнение выполняется стоя. Дети переплетают пальцы рук в замок и вытягивают руки ладонями вниз. С усилием тянут руки вниз так, чтобы напрягались мышцы спины, затем вперед, вверх и, расцепив руки, с сильным выдохом роняют их через стороны вниз. Упражнение выполняется 3 раза.

IV. Составление пересказа рассказа.

Дети пересказывают рассказ по цепочке.

{Ребёнка с ЗПР спрашиваем первым, поощряем правильный ответ, в случае затруднения просим помощи у других детей.}

V. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Литература: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с недоразвитием речи). Пособие для логопедов.- М.: Просвещение, 1981.- 112с., ил.