Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: " Пересказ сказки В.Сутеева " Кораблик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Епишенкова Надежда Викторовна

Конспект  занятия по развитию речи  в старшей группе.

 

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.

Развивающие:

Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.

Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик».

:

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 

Дети встают в круг Игра «Комплемент для хорошего настроения» Детям дается мяч и передавая мяч  по кругу, дети  делают друг другу комплемент о качествах характера (добрый, дружелюбный, трудолюбивый, смелый, веселый, умный, щедрый, отзывчивый, общительный, спокойный, пунктуальный, заботливый, любознательный)

Воспитатель: Дети, а какое качество характера вам больше всего нравится в человеке?

Ответы детей

Воспитатель: В зависимости от ответов детей педагог, обращает внимание детей на такое качество, как дружелюбие.

Ребята вы так много назвали сегодня таких замечательных качеств характера, молодцы. А я предлагаю сейчас послушать  сказку, и узнать какими же качествами характера обладают герои сказки, написанной  Владимиром Сутееевым « Кораблик». Садитесь на стульчики.

II. Основная часть.

1. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.

- Воспитатель: ребята, чтобы наши ушки хорошо слышали,  давайте их разомнем (дети разминают ушки) Готовы? Молодцы. Слушайте внимательно.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

2Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа.

Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?

Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.

Воспитатель: Что придумали друзья?

Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.

Воспитатель: Как они построили кораблик?

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Воспитатель: Какими словами?

Дети: И не догонишь!

Воспитатель: Какие качества характера проявил  лягушонок в этой сказке?

Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.

Воспитатель: А его друзья?

Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые.

Воспитатель: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.

Воспитатель: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.

Дети: отвечают.

Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему нет, объясните.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Воспитатель: Вы бы хотели иметь такого друга?

Дети: нет

Воспитатель: Молодцы, ребята.

 

3.Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково». Давайте вначале, на столе,  найдем предметы, из которых друзья построили кораблик и назовем их ласково (на столе выложены разные предметы, дети выбирают необходимые, затем их называют ласково)

лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.

После этого воспитатель достает заранее изготовленный кораблик из всех перечисленных материалов.

Воспитатель: Ребята представляете, а мне сегодня друзья из сказки передали кораблик и мы сейчас с вами сможем его запустить в нашем водоеме ( таз с водой) Давайте я сейчас аккуратно опущу кораблик  в воду, а мы с вами встанем и все вместе будем дуть на этот кораблик, чтобы он поплыл, дуйте осторожно, чтобы кораблик не утонул ( дыхательная гимнастика) Воспитатель предлагает вначале потренироваться, правильно сделать губки, подставить ладошку и почувствовать как воздух под напором дыхания выходит изо рта . Затем дети, дуют на кораблик.

 

Воспитатель: Молодцы ребята. Присаживайтесь на стульчики.

 

4. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Воспитатель:  Ребята, а сейчас я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в бассейн.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Дети: Не в бассейн, а на речку.

Воспитатель: (читает дальше).

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Воспитатель:

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Дети: И построили кораблик.

Воспитатель:

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

 Упражнение на Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А как вы думаете, кто был капитаном на этом корабле.

Дети отвечают (Выполняется упражнение на координацию « Отличный капитан» ( одна рука показывает отлично, другая подставляет ладонь ко лбу, затем руки меняются. Повторяется несколько раз.

5. Моделирование сказки с помощью опорных схем

Воспитатель предлагает детям  выбрать  схемы на столе подходящие к сказке и отдают воспитателю. Воспитатель размещает все схемы на доске в один ряд в неправильной последовательности. Вместе с детьми воспитатель выстраивает хронологическую последовательность сказки, активизируя память детей.

-Ребята обратите внимание, я правильно разместила картинки, именно так происходили события в сказке?

Воспитатель: Кто пошел гулять? Куда они пришли?

Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.

Воспитатель:

 - Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Дети: Лягушонок.

Воспитатель: Почему остальные не стали купаться?

Дети: Они не умеют.

Воспитатель: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?

Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.

Воспитатель: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?

Дети: Они обиделись и начали думать..

Воспитатель: Что принесли Цыпленок и Мышонок?

Дети: Листочек и ореховую скорлупку.

Воспитатель: Что притащил Муравей? Жучок?

Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.

Воспитатель: Что построили друзья? Что они сделали потом?

Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли

Воспитатель: А что в это время делал Лягушонок?

Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!

Когда все схемы последовательно будут размещены, воспитатель приглашает  детей для пересказа сказки по опорным схемам.

 

6. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.

а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на серию опорных схем.

III. Подведение итогов занятия

Воспитатель: Какую сказку вы сегодня пересказывали? Кто написал эту сказку? О чем эта сказка?

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

Воспитатель:: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: раскраски героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по развитию речи39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи  в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.

Развивающие:

Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.

Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик».

:

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети встают в круг Игра «Комплемент для хорошего настроения» Детям дается мяч и передавая мяч  по кругу, дети  делают друг другу комплемент о качествах характера (добрый, дружелюбный, трудолюбивый, смелый, веселый, умный, щедрый, отзывчивый, общительный, спокойный, пунктуальный, заботливый, любознательный)

Воспитатель: Дети, а какое качество характера вам больше всего нравится в человеке?

Ответы детей

Воспитатель: В зависимости от ответов детей педагог, обращает внимание детей на такое качество, как дружелюбие.

Ребята вы так много назвали сегодня таких замечательных качеств характера, молодцы. А я предлагаю сейчас послушать  сказку, и узнать какими же качествами характера обладают герои сказки, написанной  Владимиром Сутееевым « Кораблик». Садитесь на стульчики.

II. Основная часть.

1. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.

- Воспитатель: ребята, чтобы наши ушки хорошо слышали,  давайте их разомнем (дети разминают ушки) Готовы? Молодцы. Слушайте внимательно.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

2Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа.

Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?

Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.

Воспитатель: Что придумали друзья?

Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.

Воспитатель: Как они построили кораблик?

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Воспитатель: Какими словами?

Дети: И не догонишь!

Воспитатель: Какие качества характера проявил  лягушонок в этой сказке?

Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.

Воспитатель: А его друзья?

Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые.

Воспитатель: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.

Воспитатель: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.

Дети: отвечают.

Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему нет, объясните.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Воспитатель: Вы бы хотели иметь такого друга?

Дети: нет

Воспитатель: Молодцы, ребята.

3.Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково». Давайте вначале, на столе,  найдем предметы, из которых друзья построили кораблик и назовем их ласково (на столе выложены разные предметы, дети выбирают необходимые, затем их называют ласково)

лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.

После этого воспитатель достает заранее изготовленный кораблик из всех перечисленных материалов.

Воспитатель: Ребята представляете, а мне сегодня друзья из сказки передали кораблик и мы сейчас с вами сможем его запустить в нашем водоеме ( таз с водой) Давайте я сейчас аккуратно опущу кораблик  в воду, а мы с вами встанем и все вместе будем дуть на этот кораблик, чтобы он поплыл, дуйте осторожно, чтобы кораблик не утонул ( дыхательная гимнастика) Воспитатель предлагает вначале потренироваться, правильно сделать губки, подставить ладошку и почувствовать как воздух под напором дыхания выходит изо рта . Затем дети, дуют на кораблик.

Воспитатель: Молодцы ребята. Присаживайтесь на стульчики.

4. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Воспитатель:  Ребята, а сейчас я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в бассейн.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Дети: Не в бассейн, а на речку.

Воспитатель: (читает дальше).

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Воспитатель:

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Дети: И построили кораблик.

Воспитатель:

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

 Упражнение на Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А как вы думаете, кто был капитаном на этом корабле.

Дети отвечают (Выполняется упражнение на координацию « Отличный капитан» ( одна рука показывает отлично, другая подставляет ладонь ко лбу, затем руки меняются. Повторяется несколько раз.

5. Моделирование сказки с помощью опорных схем

Воспитатель предлагает детям  выбрать  схемы на столе подходящие к сказке и отдают воспитателю. Воспитатель размещает все схемы на доске в один ряд в неправильной последовательности. Вместе с детьми воспитатель выстраивает хронологическую последовательность сказки, активизируя память детей.

-Ребята обратите внимание, я правильно разместила картинки, именно так происходили события в сказке?

Воспитатель: Кто пошел гулять? Куда они пришли?

Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.

Воспитатель:

 - Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Дети: Лягушонок.

Воспитатель: Почему остальные не стали купаться?

Дети: Они не умеют.

Воспитатель: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?

Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.

Воспитатель: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?

Дети: Они обиделись и начали думать..

Воспитатель: Что принесли Цыпленок и Мышонок?

Дети: Листочек и ореховую скорлупку.

Воспитатель: Что притащил Муравей? Жучок?

Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.

Воспитатель: Что построили друзья? Что они сделали потом?

Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли

Воспитатель: А что в это время делал Лягушонок?

Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!

Когда все схемы последовательно будут размещены, воспитатель приглашает  детей для пересказа сказки по опорным схемам.

6. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.

а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на серию опорных схем.

III. Подведение итогов занятия

Воспитатель: Какую сказку вы сегодня пересказывали? Кто написал эту сказку? О чем эта сказка?

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

Воспитатель:: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: раскраски героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Три котенка».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: Пересказ сказки В. Сутеева Три котенка...

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ  сказки  В. Сутеева «Кораблик»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Три котенка».

Цель: Развивать монологическую и диалогическую речь детей. задачи: • Закреплять умение детей связно, последовательно и выразительно пересказыватьлитературное произведение близко к тексту с опорой на...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки "Еж" А.Н.Толстого

Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать лите­ратурные тексты.Обучающие задачи:Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонаци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Пересказ сказки «Заяц—хвастун»

Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.Задачи: продолжать формировать умение пересказывать сказку; активизировать и обогащать сло...