Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: " Пересказ сказки В.Сутеева " Кораблик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Развивающие:
Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.
Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик».
:
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети встают в круг Игра «Комплемент для хорошего настроения» Детям дается мяч и передавая мяч по кругу, дети делают друг другу комплемент о качествах характера (добрый, дружелюбный, трудолюбивый, смелый, веселый, умный, щедрый, отзывчивый, общительный, спокойный, пунктуальный, заботливый, любознательный)
Воспитатель: Дети, а какое качество характера вам больше всего нравится в человеке?
Ответы детей
Воспитатель: В зависимости от ответов детей педагог, обращает внимание детей на такое качество, как дружелюбие.
Ребята вы так много назвали сегодня таких замечательных качеств характера, молодцы. А я предлагаю сейчас послушать сказку, и узнать какими же качествами характера обладают герои сказки, написанной Владимиром Сутееевым « Кораблик». Садитесь на стульчики.
II. Основная часть.
1. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
- Воспитатель: ребята, чтобы наши ушки хорошо слышали, давайте их разомнем (дети разминают ушки) Готовы? Молодцы. Слушайте внимательно.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
2. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа.
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?
Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Воспитатель: Что придумали друзья?
Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.
Воспитатель: Как они построили кораблик?
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Воспитатель: Чем заканчивается сказка?
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Воспитатель: Какими словами?
Дети: И не догонишь!
Воспитатель: Какие качества характера проявил лягушонок в этой сказке?
Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Воспитатель: А его друзья?
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые.
Воспитатель: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Воспитатель: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Воспитатель: Вы бы хотели иметь такого друга?
Дети: нет
Воспитатель: Молодцы, ребята.
3.Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково». Давайте вначале, на столе, найдем предметы, из которых друзья построили кораблик и назовем их ласково (на столе выложены разные предметы, дети выбирают необходимые, затем их называют ласково)
лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
После этого воспитатель достает заранее изготовленный кораблик из всех перечисленных материалов.
Воспитатель: Ребята представляете, а мне сегодня друзья из сказки передали кораблик и мы сейчас с вами сможем его запустить в нашем водоеме ( таз с водой) Давайте я сейчас аккуратно опущу кораблик в воду, а мы с вами встанем и все вместе будем дуть на этот кораблик, чтобы он поплыл, дуйте осторожно, чтобы кораблик не утонул ( дыхательная гимнастика) Воспитатель предлагает вначале потренироваться, правильно сделать губки, подставить ладошку и почувствовать как воздух под напором дыхания выходит изо рта . Затем дети, дуют на кораблик.
Воспитатель: Молодцы ребята. Присаживайтесь на стульчики.
4. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли в бассейн.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Дети: Не в бассейн, а на речку.
Воспитатель: (читает дальше).
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Дети: Чуть было не захлебнулся.
Воспитатель:
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!
Дети: И построили кораблик.
Воспитатель:
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
Дети: Не поплакать, а посмеяться.
Упражнение на Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А как вы думаете, кто был капитаном на этом корабле.
Дети отвечают (Выполняется упражнение на координацию « Отличный капитан» ( одна рука показывает отлично, другая подставляет ладонь ко лбу, затем руки меняются. Повторяется несколько раз.
5. Моделирование сказки с помощью опорных схем
Воспитатель предлагает детям выбрать схемы на столе подходящие к сказке и отдают воспитателю. Воспитатель размещает все схемы на доске в один ряд в неправильной последовательности. Вместе с детьми воспитатель выстраивает хронологическую последовательность сказки, активизируя память детей.
-Ребята обратите внимание, я правильно разместила картинки, именно так происходили события в сказке?
Воспитатель: Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.
Воспитатель:
- Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок.
Воспитатель: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Воспитатель: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?
Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
Воспитатель: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать..
Воспитатель: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Листочек и ореховую скорлупку.
Воспитатель: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Воспитатель: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли
Воспитатель: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
Когда все схемы последовательно будут размещены, воспитатель приглашает детей для пересказа сказки по опорным схемам.
6. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на серию опорных схем.
III. Подведение итогов занятия
Воспитатель: Какую сказку вы сегодня пересказывали? Кто написал эту сказку? О чем эта сказка?
Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.
Воспитатель:: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: раскраски героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Развивающие:
Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.
Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик».
:
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети встают в круг Игра «Комплемент для хорошего настроения» Детям дается мяч и передавая мяч по кругу, дети делают друг другу комплемент о качествах характера (добрый, дружелюбный, трудолюбивый, смелый, веселый, умный, щедрый, отзывчивый, общительный, спокойный, пунктуальный, заботливый, любознательный)
Воспитатель: Дети, а какое качество характера вам больше всего нравится в человеке?
Ответы детей
Воспитатель: В зависимости от ответов детей педагог, обращает внимание детей на такое качество, как дружелюбие.
Ребята вы так много назвали сегодня таких замечательных качеств характера, молодцы. А я предлагаю сейчас послушать сказку, и узнать какими же качествами характера обладают герои сказки, написанной Владимиром Сутееевым « Кораблик». Садитесь на стульчики.
II. Основная часть.
1. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
- Воспитатель: ребята, чтобы наши ушки хорошо слышали, давайте их разомнем (дети разминают ушки) Готовы? Молодцы. Слушайте внимательно.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
2. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа.
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?
Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Воспитатель: Что придумали друзья?
Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.
Воспитатель: Как они построили кораблик?
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Воспитатель: Чем заканчивается сказка?
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Воспитатель: Какими словами?
Дети: И не догонишь!
Воспитатель: Какие качества характера проявил лягушонок в этой сказке?
Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Воспитатель: А его друзья?
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые.
Воспитатель: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Воспитатель: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Воспитатель: Вы бы хотели иметь такого друга?
Дети: нет
Воспитатель: Молодцы, ребята.
3.Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково». Давайте вначале, на столе, найдем предметы, из которых друзья построили кораблик и назовем их ласково (на столе выложены разные предметы, дети выбирают необходимые, затем их называют ласково)
лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
После этого воспитатель достает заранее изготовленный кораблик из всех перечисленных материалов.
Воспитатель: Ребята представляете, а мне сегодня друзья из сказки передали кораблик и мы сейчас с вами сможем его запустить в нашем водоеме ( таз с водой) Давайте я сейчас аккуратно опущу кораблик в воду, а мы с вами встанем и все вместе будем дуть на этот кораблик, чтобы он поплыл, дуйте осторожно, чтобы кораблик не утонул ( дыхательная гимнастика) Воспитатель предлагает вначале потренироваться, правильно сделать губки, подставить ладошку и почувствовать как воздух под напором дыхания выходит изо рта . Затем дети, дуют на кораблик.
Воспитатель: Молодцы ребята. Присаживайтесь на стульчики.
4. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли в бассейн.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Дети: Не в бассейн, а на речку.
Воспитатель: (читает дальше).
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Дети: Чуть было не захлебнулся.
Воспитатель:
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!
Дети: И построили кораблик.
Воспитатель:
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
Дети: Не поплакать, а посмеяться.
Упражнение на Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А как вы думаете, кто был капитаном на этом корабле.
Дети отвечают (Выполняется упражнение на координацию « Отличный капитан» ( одна рука показывает отлично, другая подставляет ладонь ко лбу, затем руки меняются. Повторяется несколько раз.
5. Моделирование сказки с помощью опорных схем
Воспитатель предлагает детям выбрать схемы на столе подходящие к сказке и отдают воспитателю. Воспитатель размещает все схемы на доске в один ряд в неправильной последовательности. Вместе с детьми воспитатель выстраивает хронологическую последовательность сказки, активизируя память детей.
-Ребята обратите внимание, я правильно разместила картинки, именно так происходили события в сказке?
Воспитатель: Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.
Воспитатель:
- Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок.
Воспитатель: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Воспитатель: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?
Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
Воспитатель: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать..
Воспитатель: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Листочек и ореховую скорлупку.
Воспитатель: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Воспитатель: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли
Воспитатель: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
Когда все схемы последовательно будут размещены, воспитатель приглашает детей для пересказа сказки по опорным схемам.
6. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на серию опорных схем.
III. Подведение итогов занятия
Воспитатель: Какую сказку вы сегодня пересказывали? Кто написал эту сказку? О чем эта сказка?
Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.
Воспитатель:: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: раскраски героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Три котенка».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: Пересказ сказки В. Сутеева Три котенка...
Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик".
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Три котенка».
Цель: Развивать монологическую и диалогическую речь детей. задачи: • Закреплять умение детей связно, последовательно и выразительно пересказыватьлитературное произведение близко к тексту с опорой на...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки "Еж" А.Н.Толстого
Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Обучающие задачи:Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонаци...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Формирование умений составлять рассказ по опорным картинкам....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Пересказ сказки «Заяц—хвастун»
Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.Задачи: продолжать формировать умение пересказывать сказку; активизировать и обогащать сло...