Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки "Еж" А.Н.Толстого
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белова Галина Алексеевна

 Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать лите­ратурные тексты.

Обучающие задачи:

  1. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонационную выразительность речи.
  2. Обогащать активный словарь детей по теме.

Развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок.
  2. Развивать диалогическую речь.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.

Материалы и оборудование: картинки животных, мяч,  аудиосказка, презентация к занятию. Интерактивное оборудование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_skazki_ezh_a.n.tolstogo.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки "Еж" А.Н.Толстого

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема. Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

 Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

Обучающие задачи:

  1. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонационную выразительность речи.
  2. Обогащать активный словарь детей по теме.

Развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок.
  2. Развивать диалогическую речь.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.

Материалы и оборудование: картинки животных, мяч,  аудиосказка, презентация к занятию. Интерактивное оборудование.

                                                         Ход занятия:

  1. Организационный момент
    Воспитатель:

Ребята,  вы любите отгадывать загадки? Предлагаю вам отгадать загадки и выбрать картинки животных, которые соответствуют этой загадке.

И по елкам ловко скачет,
И влезает на дубы,
И в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы (белка)

Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу,
И узнали мы… (лису).

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. 
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)


Трав копытами касаясь,                                                                                                                                Ходит по лесу красавец,                                                                                                                                Ходит смело и легко,                                                                                                                                Рога раскинув широко (лось)
(Дети отгадывают загадки)

Воспитатель: Молодцы! Ребята , а что объединяет всех этих животных?
(Эти все животные живут в лесу, они дикие животные.)(слайд 2)

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Какая? Какой?»
Я вам бросаю мяч и называю животное, а вы мне кидаете мяч обратно и говорите  какое это животное: Лиса  какая?….(Хитрая, рыжая…)
(Возвращают мяч воспитателю).
Воспитатель: Медведь какой?  ….( Сильный, большой, косолапый….)

Рысь какая?... (Рыжая, пятнистая, быстрая…)
Волк какой?….( Серый, зубастый….)
Заяц какой?…..(Трусливый, быстрый….)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

А сейчас мы поговорим об еще одном диком животном.  Я сейчас вам его опишу, а вы угадайте кто это.

Полежала между ёлками                                                                                                                          Подушечка с иголками.                                                                                                                            Тихонечко лежала,                                                                                                                                  Потом вдруг побежала. (Ёж)

Воспитатель: Кто это, ребята?( ёжик).(слайд 3)

  1. Чтение сказки А. Н. Толстого «Еж»

- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Еж», которую написал русский писатель А. Н. Толстой. (слайд 4)

 Слушайте внимательно. (слайд 5)

 Аудиосказка (слайд 6)

  1. Беседа по содержанию.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).

- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением.
Вопросы (слайды 7-12)

- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей) (слайд 7)

- Кого увидел теленок  в сказке? (Теленок увидел ежа).

- Что теленок сказал ежу? (Я тебя съем.)

- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

- Кого испугался еж? И что сделал еж? (Еж испугался теленка, клубком свернулся и фыркнул: - «Попробуй».) ( слайд 8)

- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.

-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)

- Потому что чего- то боятся, от испуга.

- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.(слайд 9)

- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

«Задрав хвост» значит поднять кверху.

- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.

- Что значит «растопырил»?(Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

- Что закричал теленок?(Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).(слайд 10)

- Что сказал он матери?  (Еж меня за язык укусил.)

- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)

- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)(слайд11)

- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше  ежа).

- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)(слайд 12)

- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

(Заключительную фразу «У нас еж-богатырь!»  дети произносят шепотом (сначала хором, потом индивидуально). Фраза звучит отчетливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)

- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

  1. Физкультминутка «Ёжик». (слайд13)

По сухой лесной дорожке –

Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)

Ходит, бродит вдоль дорожек

весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)

Ищет ягодки, грибочки

для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)

Если подкрадётся волк –

превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)

Ощетинит ёж иголки –

не достанется он волку. (Сидя комочком, кружиться на месте.)

Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)

Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)

  1. Повторное чтение рассказа. (слайды 14-20 )

Повторное чтение сказки с демонстрацией опорных картинок во время чтения.

(слайд 14)  «Теленок увидел ежа и говорит:  - Я тебя съем!

(слайд15 )  Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул: - Попробуй!

(слайд 16 ) Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

(слайд 17 )- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется:

(слайд 18 )- Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву.

(слайд 19) А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе: - Я огромного зверя победил, должно быть льва!

(слайд 20 ) И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:

- У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».

Воспитатель: А теперь предлагаю вам не только пересказать этот рассказ, но и обыграть его.  Но, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером.

 В этом вам поможет  мнемотаблица (слайд21)

(Двое  детей пересказывают произведение.

Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребенка на роль теленка, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль ежа. Еж выбирает ежиху, а ежиха – корову. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли. Концовку сказки произносят хором все присутствующие. )
(Пересказ  и драматизация).

      6. Рефлексия.
Воспитатель: С какой сказкой  вы сегодня познакомились? («Еж») Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой) Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

Воспитатель: Молодцы. Спасибо за работу! (слайд22)

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)

Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти , внимания. Усваиваются нормы построения предложений и целого текста....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ текста К. Д. Ушинского «Ласточка» с опорой на схему"

Цели: 1.Стимулировать пересказ текста с опорой на схему. 2.Расширять словарь глаголов. 3.Обогащать речь яркими художественными признаками, синонимами; способствовать уточнению значений слов. 4.Раз...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Пересказ сказки «Заяц—хвастун»

Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.Задачи: продолжать формировать умение пересказывать сказку; активизировать и обогащать сло...

Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»

Конспект занятия по Развитию речи в старшей группеТема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: " Пересказ сказки В.Сутеева " Кораблик"

Конспект  занятия по развитию речи  в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».Цель: Создать условия для формирования навыков связного по...