Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белышева Татьяна Васильевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». 

  1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. Москва. «Вентана-Граф, 2010г.
  2.  Чарушин Е.И. Тюпа, Томка и сорока."Книги "Искателя", 2002г

Для данного занятия была разработана мнемосхема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvtie_rechi_konspekt.docx249.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

« Детский сад №12 «Катюша»

Методическая разработка конспекта занятия

по развитию речи в старшей группе

Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »

Воспитатель:

Белышева Татьяна Васильевна

г. Нижний Новгород

2020год

Структура конспекта занятия.

  1. Цель: Развивать умение детей , связанного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий.

       2.Задачи:

Образовательные:

   -продолжать учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя;

   - продолжать учить придумывать загадки;

   -  побуждать подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным;

   - продолжать учить  согласовывать прилагательные  с существительными в роде и числе;

Развивающие: 

- развивать умение детей правильно использовать восклицательную интонацию; 

- развивать у детей   память, мышление, внимание.

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным.

3.Тип занятия.

Занятие на закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

4.Форма занятия.

 Пересказ с использованием мнемосхем.

5.Продолжительность.

25 минут

6.Участники.        

Старшая группа

7.Возраст обучающихся.

5-6 лет

8. Оборудование и материалы.

1. Доска.

2. Мнемосхемы по рассказу Е. Чарушина «Лисята»;

3. Книга с картинками  Е.Чарушина  «Лисята».

4. Заготовленные лисьи следы.

9.Предварительная подготовка.

Чтение рассказов и стихов о животных, рассматривание иллюстраций с изображением лисы и лисят, беседа по о диких животных, работа с графическими схемами.

10.Методы и приёмы работы с детьми.

Беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, пересказ по мнемосхеме, дидактические упражнения, поощрение

11.Структура занятия.

 

Этап занятия

Содержание

Время

1. Орг.момент

 

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, где уже подготовлен материал к совместной деятельности.

 Орг.момент (психо-гимнастика)

3 минуты

 Основная часть

Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Беседа после чтения.

Физминутка « Лиса».

Повторное чтение рассказа.

Пересказ рассказа по мнемосхемам.

15 минут

Итог занятия.

Придумывание загадок.

Д/и  «Один-много», «Какой-какая»

Рефлексия

7 минут

12. Ход занятия.

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, где уже подготовлен материал к совместной деятельности.

Психо-гимнастика.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

На полу наклеены лисьи следы.

Воспитатель. Ребята, интересно кто оставил эти следы?

Дети называют животных, которых знают.

Давайте посмотрим куда же ведут они.

Воспитатель вместе с детьми идут по следам.

Воспитатель. А вот и наши друзья лисички. Давайте послушаем, что они нам хотят рассказать

 На стульчике сидит Лисица, которая рассказала о том, что у нее родились лисята. Они такие проказники. И предлагают ребятам вместе с воспитателем прочитать книгу Е. Чарушина "Лисята" и рассказать о них своим родителям. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. Чарушина "Лисята".

Воспитатель. Давайте присядем на стульчики и внимательно послушаем рассказ.

Основная часть.

Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята». (Приложение 1)

После чтения рассказа воспитатель задает вопросы.

  1. Про кого говорится в этом рассказе? (про лисят)
  2. Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)
  3. Как играли лисята? (Взбирались на занавеску, залезали в шкаф)
  4. Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог)
  5. Как охотник обнаружил лисят? Чем заканчивается рассказ?

Физминутка «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).

Воспитатель. А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.

Пересказ рассказа по мнемосхемам (индивидуально или по цепочке  всеми детьми) (Приложение 2)

Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером.  

Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту)

Анализ пересказа.

- Ребята, вам понравилось как пересказали?

- Использовали ребята слова, выражения автора?

- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)

Итог занятия

Придумывание загадок.

- Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её… (Лиса).

- Правильно, лиса.

Воспиатель:

- Ребята, давайте вспомним, какая бывает лиса? (хитрая, рыжая, пушистая…)

- Какие у неё повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

-  А теперь сами попробуйте придумать загадки про лису?

Речевые упражнения «Один-много», «Какой- какая»

Воспитатель: ребята,послушайте об одном или двух лисятах я сейчас скажу:

-шустрый…

-озорные…

-шаловливые…

-пушистый…

-весёлые…

-смешые…

-Ребята о ком говорят, что она хитрая- о лисе или о лисенке? (О лисе).

Лиса хитрая, а лисенок …..(хитрый)

А можно ли сказать «хитрая  лисенок»? как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, весёлый.

-подумай о чём еще можно сказать весёлый (день, праздник, человек, танец рассказ и т.д).

- А о ком или о чем можно сказать слово веселая? (песня, музыка, книга, сказка и т.д)

- О ком или о чём мы скажем весёлые? ( лисята, ребята, дети и т.д.)

Молодцы!

Рефлексия.

 - Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

- Какой рассказ мы сегодня читали?

- Кто автор этого рассказа?

Список литературы:

  1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. Москва. «Вентана-Граф, 2010г.
  2.  Чарушин Е.И. Тюпа, Томка и сорока."Книги "Искателя", 2002г.

Использованные материалы и Интернет ресурсы:

  1. http://orangefamily.ru/razvitie_i_tvorchestvo_detey/razvivalki/poteshki-dlya-malyishey.html/
  2. Мнемосхема по рассказу Е.Чарушина «Лисята». Автор Белышева Т.В.

Приложение 1.

Материалы для занятия

Е.Чарушин «Лисята»

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! — он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…

Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого.

И под стульями нет. И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охотник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог — и другой выскочил. Вот какие ловкачи!

Приложение 2.

 

         

                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе "Пересказ рассказа Е Чарушина Лисята"

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе "Пересказ рассказа Е Чарушина Лисята"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)

Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела"

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти , внимания. Усваиваются нормы построения предложений и целого текста....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группа. Тема: Рассказывание по картине «Лиса с лисятами».

Цель: развитие устной речи.Задачи:Продолжать обучить детей составлять рассказ, по сюжетной картине используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса).Продолжать формировать умение согласов...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки "Еж" А.Н.Толстого

Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать лите­ратурные тексты.Обучающие задачи:Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонаци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ текста К. Д. Ушинского «Ласточка» с опорой на схему"

Цели: 1.Стимулировать пересказ текста с опорой на схему. 2.Расширять словарь глаголов. 3.Обогащать речь яркими художественными признаками, синонимами; способствовать уточнению значений слов. 4.Раз...