Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Богданова Елена Александровна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx213.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

Цели:

Связная речь. Учить детей при описании событий указывать время действий с использованием разных типов предложений (простых и сложных).

Словарь. Закреплять умение подбирать определения к заданным существительным.

Грамматика. Совершенствовать структуру предложений в связной речи с использованием ситуации письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);при помощи игры «Живые  слова» учить детей отвечать на вопрос, при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова вразбивку.

. 

Ход занятия

  1.    Организационный момент.  

Воспитатель:  Ребята посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им.

Придумано кем – то просто и мудро –

При встречи здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

 И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

  1. Введение в ситуацию, мотивация.  

На мольберте весят картинки ручка, блокнот, фотоаппарат, диктофон, видеокамера.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мольберт и скажите какие предметы вы видите?

Дети : ручка, блокнот, фотоаппарат, диктофон, видеокамера.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?

Дети: журналисту.

 Воспитатель: Где работают журналисты?

Дети: На телевидение, радио, в редакциях журналов, газет.

Воспитатель: Какие должны быть журналисты?

Дети: Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.

Воспитатель: Молодцы ребята. Я предлагаю вам сегодня стать журналистами и создать свой журнал. Темой нашего журнала будет ответ на загадку. Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте.

 Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белой.

 А в санях сидит царица

Белокожа. Белолица

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Дети : Зима

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отгадали загадку. А что эта за тройка?

Дети: Это зимние месяцы – декабрь ,январь и февраль.

Воспитатель: Верно. Вот и мы наш журнал посвятим зиме. Подумайте, как мы назовем наш журнал?

Дети :  « Зимнее чудо», « Зимнее волшебство», « Зимняя сказка».

Воспитатель : Наверное, больше подойдет название – «Зимняя сказка «. Итак, наш журнал называется « Зимняя сказка»

  1.  Создание журнала -  основная часть занятия

1   На первой странице нашего журнала мы помести поговорки и приметы о зиме.  

        Ребята посмотрите на экран. Сейчас я буду вам показывать иллюстрации, а вы  

               вспомните, и скажите  какие поговорки подходят к этой иллюстрации.

1 Без мороза вода не замерзнет

2. Где снег , там и след

3. Синица к избе – зима на двор

4 Дым из трубы столбом-  к холодам.

5 Деревья в инее – небо будет синее.

6. Зим снежная – лето дождливое.

Воспитатель: Молодцы ребята. Первая страница нашего журнала готова.

 2    Ребята, а сейчас мы переходим к следующей странице нашего журнала. В ней

       мы с вами поместим  стихотворение, а вы слушайте внимательно и добавляйте

                            соответствующие слова:

    С неба падают пушинки

    Вот веселье для ребят –

     Серебристые …. ( снежинки)  

     Все сильнее …. ( снегопад)  

 

На полянку, на лужок

      Все бегут вперегонки

 Все  снижается…. ( снежок)

   Все хотят играть в …(снежки)

 Словно в белый пуховик

Словно в сказке, как во сне,

 Нарядился … ( снеговик)

Землю всю украсил … ( снег )

Ребята какие слова вы отгадали в стихотворении?

Дети :  Снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снег.

Воспитатель: Правильно.

                    3  Скажите ребята, а вам нравится зима? Давайте поиграем с вами. Будем

                      передавать снежинку по кругу, и называть какая бывает зима.

                                       Игра со снежинкой.  

Дети. Морозная, снежная, веселая, короткая, суровая, пушистая, белая, холодная, вьюжная, красивая, серебристая, волшебная.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно вы ее охарактеризовали. Мы выяснили с вами, что зима бывает разной.

4        Игра «Живые слова». Тоже будут на страничках нашего журнала

- Сегодня вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, морозная, снежная; о снеге: пушистый, белый, искристый. Послушайте и догадайтесь, о чем  я буду говорить – о зиме или о снеге. Падает пушистый белый… Про что я сказала? (Про снег.) Что я сказала про снег? (Падает пушистый белый снег.)

Ребята, вы умеете играть с куклами, машинами. А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу?

Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (По желанию вызываются трое детей.)

Теперь вы необычные дети, а дети – слова. Ты, Аня, - слово деревья. Какое ты слово, Аня? Скажи громко. Каким словом стала Аня? Арина – слово покрыты. А Саша – слово снегом. (Аналогично задаются вопросы этим детям – «словам»  и всей группе.)

Наши «слова» стоят по порядку, слева-направо. Аня скажет свое слово и даст руку Арине, потом Арина скажет свое слово и даст руку Саше, последним слово скажет Саша. А все будут слушать. Начали.

Про что сказали эти «слова»? (Про деревья.) Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом.) Какое первое слово? Какое второе  и третье? Какое слово Арина? Покажи слово «снегом». ( и т.п.)

Теперь я хлопну в ладоши, и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда позову: «Слова» ко мне!» - снова встанут по порядку. (Воспитатель хлопает, «слова» расходятся по группе.)

«Слова» наши ушли. Вы хорошо запомнили их? Где слово покрыты? Какое слово стоит у окна? Какое слово Аня? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение.) Правильно. Я снова позову «слова», а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова», ко мне!» (Дети – «слова» подходят и встают по порядку.) Мы сейчас проверим, правильно встали наши «слова» Называйте свои «слова». (Педагог следит за тем, чтобы дети громко и правильно произносили слово и брали за руку рядом стоящего. Если дети-«слова» ошибутся, их исправляют дети с мест.)

- Саша скажи громко, какое ты слово? Правильно, ты слово снегом. (Предлагает слову снегом сесть на место). Теперь не стало слова снегом. Кто может назвать слова, которые остались? (Деревья покрыты.) Давайте проверим.  «Слова», назовите себя. (Слово покрыты тоже садится на место.) Какое слово у нас осталось? (Деревья.)

Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? (Дети отвечают.) Правильно, потому что «словами» были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки , расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем так играть.  

.

    5  А теперь давайте присядем на стульчики и перейдем к следующей странице журнала.    

     В ней мы разместим  рассказ о зиме, он  будет называться очерком.

                             Рассказ составляется по опорным схемам.

Придумывание рассказа о зиме.  

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

 Пример:

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.  

Воспитатель: Молодец Ариша ,хороший получился у тебя очерк. Мы твой очерк поместим в нашем журнале.

        7.   Ребята, для нашей  следующей страницы нужна помощница. Угадав загадку, мы с вами узнаем, кто нам поможет в создании художественной страницы нашего журнала.

Свою косичку без опаски 

Она обмакивает в краски. 

Потом окрашенной косичкой 

В альбоме водит по страничке.

Ответ: Кисточка

Кисточка: Здравствуйте ребята! Я веселая кисточкка. Звали меня на помощь?

Дети да

Кисточка: Слышала, что вы хотите стать журналистом, и даже пробуете создать свой журнал?

Воспитатель: Да, верно, Кисточка! Последнюю страничку нашего журнала мы хотели бы сделать художественной, поэтому тебя и позвали на помощь.

Кисточка: Спасибо , конечно помогу. Так о чем ваш журнал?

Дети: О красоте зимней природы в картинках, пословицах, в стихах.

Кисточка: Хорошо! Я вам предлагаю поместить в ваш журнал картину, которую вы сами нарисуете  все вместе. А для этого я вас превращу в художников, но это волшебство будет на следующем занятии

Воспитатель: Ну, что же журнал наш будет готов завтра. Вы славно потрудились, и я думаю наш журнал очень понравится читателям. А вам понравилось быть журналистами? Ну что же собирайте самостоятельно интересный материал и будете рассказывать о нем своим товарищам. Может в будущем кто – то из вас и станет настоящим журналистом.

На этом наше занятие окончено спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема " Путешествие в царство " Зимушка- зима"

В ходе занятия дети путешествовали по " царству Зимушики- зимы". Они проговаривали скороговорки, отгадыали загадки, называли пословицы о зиме. Помогли зайчику собрать " ледяную" картину из околков и с...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ. Составление описательного рассказа по картине "Спячка ёжика"

Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ по развитию связной речи воспитанников подготовительной группы для детей с нарушениями речи....

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке. мышке"

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке, мышке"...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках-пароходе, лисе, петухе"

Конспект занятия по "Развитию речи" для второй младшей группы "Составление описательного рассказа об игрушках-пароходе, лисе, петухе"...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках - лисёнке, медвежонке"

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках - лисёнке, медвежонке"...