Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ. Составление описательного рассказа по картине "Спячка ёжика"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Хрущева Светлана Евгеньевна

Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ по развитию связной речи воспитанников подготовительной группы для детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №1

 «Составление рассказа по сюжетной картине «Спячка ёжика»

Воспитатель Хрущева С.Е.

Задачи: 

Обучающие:

  • Учить детей составлять небольшой (5 – 6 предложений) связный рассказ по сюжетной картинке с элементами творческого рассказывания (придумыванием начала и конца рассказа).
  • Активизировать словарь детей за счёт глагольной лексики, описательных прилагательных, слов и выражений, позволяющих  начать и закончить рассказ по сюжетной картинке.
  • Учить согласовывать слова в предложении.

Развивающие: 

  • Развивать зрительное восприятие  (выделять главное и детали в картине).
  • Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные: 

  • Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимодействия в игре.
  • Воспитывать навыки культуры общения, побуждать участвовать в общем разговоре.
  • Воспитывать чувство эмпатии по отношению к животным.

 Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование и материалы:   ребус из картинок (осень), 3 иллюстрации (ранняя, золотая и поздняя осень), мяч среднего размера, картина «Спячка ёжика» (формат ½ ватмана)

Ход занятия:

(дети проходят в группу и становятся в круг)

  1. - Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение! А у вас?

Давайте возьмемся за руки и друг другу улыбнемся, передадим  хорошее настроение друг другу.

(рассаживаются полукругом перед доской)

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в необычную игру: «Разгадывание ребуса». По первым звукам разгадайте, какое слово зашифровано. (Осень)

- Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

 

  1. - Сейчас мы поиграем в игру «Мяч лови, не зевай, на вопросы отвечай!». Напоминаю, отвечать будем полным ответом.

Вопросы:

  1. Какой месяц осени самый первый? (сентябрь)
  2. Часто идут дожди, значит осень какая? (дождливая);
  3. Все листья на деревьях желтые, красные, значит осень какая? (золотая осень)
  4. Как называется  явление, когда листья опадают? (листопад)
  5. Какой месяц завершает осень? (ноябрь).
  6. Если осенью много грибов, это осень…(грибная).
  7. Деревья стоят голые, часто идет дождь со снегом, погода холодная – это осень…(поздняя)
  8. Какой месяц наступит после сентября? (октябрь).  
  9. Только-только начали кое-где появляться желтые листочки, это осень…(ранняя).
  10. Какой сейчас осенний месяц? (ноябрь)
  11. Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
  12. Какой месяц между сентябрем и октябрем?
  13. Как белка готовится к зиме?
  14. Как заяц готовится к зиме?
  15. Кто из животных впадает в спячку на зиму?

  1. - Многие художники и поэты писали об осени и рисовали ее в разные периоды! Вот картины русских художников, разместите их по порядку: сначала ранняя осень, затем золотая, а после поздняя осень. ( Дети выполняют и поясняют свой выбор – 2 человека).

  1. Показ картины «Спячка ёжика». Беседа по ней.

- А есть у меня для вас еще одна картина! (Показать детям картину). Рассмотрите её внимательно.

Вопросы:
1) Кого вы видите в центре картины?

2) Где еж спит? Почему он залег в спячку?

3) Как он свернулся?

4) Как вы думаете, тепло ли ему?

5) Какое время года изображено на картине?

6) Обратите внимание, что лежит на земле. Какая стоит погода?

7) Долго ли будет спать ежик?

8) Как мы назовем эту картину?

9) Как   он готовил свою норку?

  1. Физминутка (игра с су-джок, стоя в кругу)

(Дети прокатывают мячик по каждому пальчику. На последние 2 строчки катаем шарик между ладошками. Игру повторяем и на второй руке)

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит, но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите

Ежиков не разбудите.

6. -  А давайте придумаем историю про то, как ежик готовился к зиме!

- Как вы думаете, что было сначала, перед тем, как ежик лег в спячку?

- Предлагаю придумать историю, как еж просыпается весной! Кто или что его может разбудить?

- А теперь послушайте, какой рассказ придумала я!

  1. Примерный рассказ педагога «Спячка ежика»

      На лесной опушке жил ежик. Все лето он ловил насекомых и встречался с разными животными. Чаще всего, еж встречал волка и лису.  Никого не боялся еж, потому что был колючим.                                                                                                                                                Как только землю стали покрывать опавшие листья, еж начал готовится к зиме. Он быстро отыскал себе глубокую норку под корнями старого пня. Потом каждый день стал носить в нее опавшие листья и тонкие веточки. Так он подготовил себе место для сна. Ежик хорошенько наелся за лето. И только стало холодать, он забрался в норку, свернулся калачиком и крепко уснул.  Ежик проспит до весны, до теплых деньков. А первые весенние  ручейки его разбудят.

  1. Рассказы детей

- Кто попробует придумать свой рассказ  про ежика? (5 человек)

9. Итог занятия:

- Понравилось ли вам придумывать рассказ по картине?

-Легко ли было составлять рассказ? Что показалась трудным?

- Чей рассказ понравился больше всего? Почему?