Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) по теме

Бугаева Алина Сергеевна

Цель:

Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_sr.gr_._bugaeva.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 – Центр развития ребенка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Подготовила:

Воспитатель

Бугаева А.С.

г. Петропавловск – Камчатский

2016 г.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цель:

Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам.

Задачи:

Образовательные: Учить при описании игрушки - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества) и действия с ним.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Развивающие: Развивать умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Развивать умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади, продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.  Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение слушать рассказы других детей.

Методические приемы:

Художественное слово (загадывание загадок, чтение стихотворения), сюрпризный момент, игровая деятельность детей, физминутка, образец описательного рассказа воспитателя, самостоятельная речевая деятельность детей, наводящие вопросы, поощрения.

Материал:

Сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка, загадки об игрушках, стихотворения А.Барто из серии «Игрушки»

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слово «плюшевый». Закрепить употребление названий  и свойств предметов: деревянный, железный, пластмассовый, меховой.

Предварительная работа:

Накануне вспомнить какие стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» помнят                         дети.

Ход занятия:

Слова воспитателя

Ответы детей

Вводная часть (5 мин.)

(Дети сидят полукругом напротив воспитателя.)

Ребята, к нам в гости пришел Мишка и принес с собой свои игрушки.

Мишка воспитанный и без приглашение войти не может.

Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки.

Вместе со мной повторяем слова и показываем:

Сорока, сорока

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Как скликала, звала гостей сорока?

Как еще можно гостей позвать?

(Приношу мишку. Достаю сундучок из-за стола)

Ребята, игрушки почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим:

«Мишка, а почему твои игрушки спрятались?».

Ребята, Мишка говорит, что игрушки хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

(Загадываю загадки:)

Зверь забавный,

Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Мишка)

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Машина)

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла)

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида)

Ребята, что же Мишка принес собой к нам в гости?

Как можно назвать одним словом все это?

Правильно, молодцы. Это все игрушки.

Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так.

Он хочет, чтоб вы ему объяснили, как с ними играть.

Поможем Мишке?

 - Приходите к нам, милости просим.

 - Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас.

 - Мишка.

 - Мяч.

 - Машина.

 

- Кукла.

 - Пирамида.

 -Машина, мяч, кукла, пирамидка.

 - Игрушки.

 - Да.

Основная часть (12 мин.)

 Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему.

(Задаю вопросы по схеме)

По цвету какие бывают игрушки?

По форме игрушки бывают?

По величине бывают какие игрушки?

У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

Игрушки делают из различных материалов.

(Показываю на схему, где материал). 

Из пластмассы какие игрушки?

Из железа?  

Из дерева?

Из меха?

Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые.

Давайте все вместе скажем: плюшевые.

Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть?

Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

(Рассказ воспитателя.)

 - Это пирамидка, она разноцветная, похоже на треугольник. Пирамидка маленькая, сделана из пластмассы. Состоит из колечек, полчки и крышечки. Её можно разбирать и собирать.

Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

(Провожу физминутку).

 

 - Красные, желтые, зеленые, синие.

 - Круглые, квадратные, треугольные.

 - Большие, маленькие.

 -  Пластмассовые.

 -  Железные.

 - Деревянные.

 - Меховые.

 - Плюшевые.

 - Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.

Физминутка (2 минуты)

У Никитки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч – он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(Игру повторяем 2 раза).

(Дети становятся в хоровод и идут по кругу).

(Прыжки присядя «Лягушка»)

(Движение «Крутим руль»)

(Прыжки на месте, руки на поясе)

(Руки на поясе, выставляют пяточку вперед поочередно правой/ левой ноги)

(Выполняют движение «Лапки кошечки»)

Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками.

Кто хочет рассказать об игрушке?

Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились.

Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками.

Он говорит вам большое спасибо.

Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками.

Внимательно посмотрите, как расположены игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч).

Что находится рядом с куклой?

Что находится между машинкой и куклой?

Кто сидит справа от мячика?

А теперь закройте глаза, не подсматривайте?

(Меняю игрушки местами)

Что находится сзади куклы?

Что находится между мячом и мишкой?

Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли с игрушками, что надо делать?

Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.

(По желанию 2-3 детей рассказывают стихотворение А. Барто из серии «Игрушки»)

Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места.

 - (Заслушиваются рассказы 2-3х детей)

 - Мяч и пирамидка.

 - Мяч.

 - Кукла.

 - Машина.

 - Пирамидка.

 - Убирать игрушки на место.

Заключительная часть (1 мин.)

Детки, давайте вспомним, кто приходил к нам в гости?

А что больше всего понравилась?

Давайте попрощаемся с гостями и игрушками.

 

- Мишка, машинка, пирамидка, кукла, мяч.

 (Заслушиваются ответы детей)

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе  Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цели: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи:Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь н...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание: - Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в цел...

Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Материал будет полезен учитедям-логопедам, учитедям-дефектологам и воспитателям....

Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп....