Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема " Путешествие в царство " Зимушка- зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Маркова Елена Вячеславовна

В ходе занятия дети путешествовали по " царству Зимушики- зимы". Они проговаривали скороговорки, отгадыали загадки, называли пословицы о зиме. Помогли зайчику собрать " ледяную" картину из околков и сотавили по ней предложения о зиме. К красным, синим и зеленым льдинкам подбирали нужные звуки. Под "звуки вьюги" выполняли упражнение на дыхание "Вьюга". Используя пробки, провели пальчиковую гимнастику "Лыжники".Проводились дидактические игры "Скажи наоборот","Назови чей предмет: мой, моя, моё", упражнение " Закончи предложение".Отдохнули во время фикультминутки " На дворе мороз и ветер".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

                        учреждение  Китовский  детский  сад

                     Конспект занятия по развитию речи

                               в старшей группе по теме:

               «Путешествие в царство «Зимушка - зима»

 

                                                            Провела воспитатель: Маркова Е.В.

                                           Китово  2014г.

                  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

                         Тема: Путешествие в царство «Зимушка - зима»

Обучающие задачи:

-совершенствовать произношение звуков С-З в скороговорках;

-закрепить знания о гласных и согласных/твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в

слове;

-учить составлять по картине предложения о зиме;

- продолжить знакомство с многозначными словами;

-упражнять в подборе антонимов - слов с противоположным значением;

-упражнять в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний;

-расширять словарный запас детей.

Развивающие задачи:

-развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование: разрезная картинка о зиме, предметны картинки для определения первого звука, « льдинки» зеленого, красного, синего цвета, картинки с многозначными словами, пробочки, стаканчики с трубочками, сундучок со снежинками, игрушка- заяц.

Предварительная работа:

-разучивание чистоговорок, пословиц о зиме, физкультминутки, пальчиковой гимнастики

                                                      Ход  занятия

 Дети заходят в зал под  спокойную музыку и встают полукругом.

 -Дети, мы пойдём к Зимушке – зиме, но дорога в царство Зимушки будет трудной и очень интересной. Нам нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться. А больше всех у нас придется потрудиться язычку. Давайте сделаем гимнастику для язычка.

1. Скороговорки. 

Ребята, повторяйте за мной скороговорки:

   У Сони сани с горки едут сами.
  Сеня в лесу встретил лису.

   Зимним утром от мороза,
 На заре звенят березы. 

- Ребята, да с такими успехами мы всё преодолеем. Вперёд  в дорогу.

2.Но чтобы начать наше путешествие, нужно  на каждый след, который лежит на ковре назвать слово, которое образовалось от слова снег (снежок, снеговик, снежинка, снегопад, Снегурочка, подснежник, Белоснежка снегирь).

3. Игра «Собери картинку»

На пеньке сидит зайчик и плачет. Он жалуется: Зимушка - подарила ему ледяную картину о зимних забавах, но она раскололась. Заяц просит детей помочь собрать картину и каждому составить по ней своё предложение.

- Зимой идёт снег.

- Зимой на земле лежат глубокие сугробы.

- Зимой речки покрыты льдом

- Зимой небо хмурое.

- Зимой все деревья спят покрытые снегом.

- Зимой прилетают зимующие птицы, и люди для них делают кормушки.

- Зимой люди одевают тёплую зимнюю одежду.

- Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.

Молодцы, вы прекрасно справились с первым заданием.

4.Посмотрите, ребята, здесь от ледяной картины остались разноцветные льдинки. А льдинки, почему-то только трёх цветов: красные, синие и зелёные. Интересно, что могут обозначать эти цвета? / Это звуки: гласные, мягкие и твёрдые согласные/.

Ребята, придётся взять по одной льдинке и назвать любой звук, который соответствует этому цвету.

А здесь кроме льдинок ещё что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах.

Мы можем идти дальше.

5. Упражнение «Вьюга»

Включить «Звуки вьюги», загадать загадку.

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

(вьюга)

- Хотите устроить вьюгу? Каждому из вас я раздаю стаканчик с маленькими крупинками- снежинками. Снег там волшебный и не тает. Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.

Воспитатель  показывает, как правильно выполнять упражнение.

Дети выполняют упражнение 3-4 раза.

6. Пальчиковое упражнение «Лыжники»

- Вы все верно сделали, и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?

- У каждого из вас по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

- Лыжники из вас получились отличные. Дома потренируйтесь делать это упражнение.

7. Физкультминутка «На дворе мороз и ветер»

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и погреться, ведь путь наш нелегкий.

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают

Не замерзнут ручки - крошки-

Мы похлопаем в ладошки,

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко,

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

8. Игра « Скажи наоборот»

- У меня есть  снежный комок, давайте с ним поиграем.

день – ночь                         высокий – низкий                    смеется - плачет

сахар – соль                       сильный – слабый                    лежит - сидит

зима – лето                       весёлый – грустный                 надевает - снимает

потолок – пол                   узкий – широкий                       закрывает - открывает

9.Упражнение «Закончи предложение».

-Дети, посмотрите, нас встречает Снеговик. Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы добавлять слово снеговик.

Мы решили слепить… (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

Мы показали соседям нашего…(снеговика).

Мы играли с нашим …(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

10. - Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой ёлочки, вот она стоит.

-«Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что- нибудь  интересное расскажите.

-Конечно, расскажем. Скажите, ребята, разве только у ёлки бывают иголки. А какие ещё иголки вы знаете? (У сосны, швейные, у ежа, медицинские).

-Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, что ёлочка даже не ожидала, что вы знаете многозначные слова.

11.Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, моё?»

- Зима под ёлочку поставила « волшебный сундучок», давайте заглянем, что в нём лежит? Это снежинки для вас. Но достать их сможет каждый, если правильно скажет, чей предмет « мой, моя или моё?»

лось                    лиса                  солнце

медведь             белка                дерево

волк               сорока                 яблоко

12.Пословицы о зиме.

Береги нос в большой мороз.

Сугроб да вьюга - два друга.

В зимний холод всякий  молод.

Спасибо мороз, что снега принёс.

Январю - батюшке - морозы, февралю - метели.

Холодная зима - жаркое лето.

13. Вот и закончилось наше путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в звуковой лес»

Цель: развивать активность ребенка, творческое мышление.Задачи: учить дифференцировать звуки по всем признакам, развивать фонематический слух, монологическую и диалогическую речь, внимание; воспитыват...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну умных игр»

- закреплять знания детей по лексической теме «Дикие животные»,· расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,· продолжать учить разгад...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие в страну «Красивой речи».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речев...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи»

Данный конспект направлен на обобщение знаний детей старшей  группы, полученные в течения первого полугодия учебного года...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну умных игр»

Тема: «Путешествие в страну умных игр» Цели: · закреплять знания детей по теме «Дикие животные», Программные задачи:  1. Расширять и закреплять словарь по...