Главные вкладки

    НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Уделько Светлана Владимировна

    НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе

     Составление описательного рассказа о зимующих птицах

    Задачи:

    Обучающие:

    ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме – модели

    ü Формировать навык связной речи

    ü Активизировать использование в речи прилагательных.

    ü Совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные  в форме родительного падежа единственного числа.

    ü Совершенствовать слоговую структуру слова

    ü Развивать навык образование сложных слов

    ü  Расширять словарь детей по данной теме

    ü Уточнять и расширять представление  о зимующих птицах,(их строении, питании, передвижении) Формировать понятие зимующие птицы.

     

    Развивающие:

    ü Развивать общие речевые навыки, зрительное и слуховое восприятие

    ü Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами

    ü Продолжать развивать мышление . внимание, память, тонкую и общую моторику.

    Воспитательные

    ü Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение слушать друг друга и работать в коллективе.

    ü Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.

    ü Побуждать эмоциональную отзывчивость детей, желание помочь.

    Оборудование: Иллюстрации с изображением  зимующих птиц, «снежный комочек», письмо с загадками, наборное полотно, магнитная доска, мяч, макет дерева, птицы из картона

     

    .Организационный момент: Дети собираются в кружок.  Говорят слова приветствия:

    Собрались все дети в круг.   Я — твой друг и ты — мой друг!

    Дружно за руки возьмёмся     И друг другу улыбнёмся.

    В.  – какое сейчас время года.

    Д. – Зима

    В. – давайте, передадим друг другу снежный комочек и расскажем, какая бывает зима . (снежная, суровая, морозная, злая, весёлая, забавная, белая, белоснежная, вьюжная, пуховая, леденная, могучая, хрустальная)

    В. – Молодцы сколько много слов подобрали зиме!

    Обращаю внимание на нашу куколку «Говорушку» в речевом уголке, вроде она загрустила…

    Дети находят у «Говорушки» в карманчике письмо, открываем конверт, там загадки.

    В. – Ребята «говорушка» загрустила, потому что не смогла отгадать загадки, давайте ей поможем. Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим!

    Воспитатель загадывает загадки, при угадывании дети на дерево вывешивают птичку.

     

    В. – Молодцы правильно отгадали загадки! И наша « говорушка» повеселела.

        - Как можно, одним словом назвать этих птиц?  (зимующие)

        -  Упражнение «спрячь слоги в ладошки»

       Давайте  все вместе произнесём чётко и прохлопаем слова: Синица, снегирь,  ворона …..

    Птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы, птицам сложно находить корм

    Физминутка игра «Птички»

    Птички прыгают, летают. 
    Птички прыгают, поют. 
    Чик-чирик, чик-чирик 
    Птички крошки собирают,
    Зернышки клюют 
    Перышки почистили, 
    Перышки почистили, 
    Клювики почистили, 
    Клювики почистили.
    Дальше полетели 
    И на место сели.

    Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

    Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

    Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

    Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

    Повороты головы вправо – влево

     

    Имитируют руками взмахи крыльев

     

    Дети садятся на стульчики.

     

     

    В – Ребята, давайте мы нашей «Говорушке» подробно расскажем о каждой птичке. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на магнитную доску карточки- схемы по которым дети будут составлять рассказ) На таблице схематично изображено последовательность рассказа.1Кто это? 2.Какого размера птица? 3.Чем покрыто тело. Цвет перьев. 4.Части тела 5.Где обитает?. 6.Чем питается?7.Как зовут её птенцов? 8.Как люди помогают птицам зимой?

    В. – Прежде чем составить рассказы, давайте, рассмотрим картинки.( работа со схемами – таблицами)

    ü О чём можно рассказать в 1 квадратике? ( Кто это? Название птички)

    ü 2 квадратик….? ( Какого размера птица?)

    ü 3 квадратик……? ( Чем покрыто тело птицы, цвет пёрышек?)

    ü 4 квадратик…….? ( Части тела птицы)

    ü 5 квадратик…….? ( где обитает?)

    ü 6 квадратик…….? ( чем птица питается?)

    ü 7 квадратик…….? ( как зовут её птенцов?)

    ü 8 квадратик…….? ( Как люди помогают птицам зимой?)

    Дети  в парах выбирают картинку с изображением птицы и рассказывают о ней по схеме.

     

    Динамическая пауза «Снегири»

    Вот на ветках посмотри ( прямыми руками хлопают себя по бокам)

    В красны майках снегири  ( показывают грудку руками)

    Распустили пёрышки

    Греются на солнышке ( потряхивание кистями рук)

    Головой вертят, улетать не хотят (повороты головой влево – вправо)

    Улетели, улетели! За метелью, за метелью..( бегут по кругу взмахивают руками)

    Дети Продолжают  рассказывать о птицах  по схеме.

    А сейчас «Говоруша» предлагает игру « Придумай слово» ( с мячом)

    - У снегиря красная грудка – он   красногрудый

    - У синицы жёлтая грудка - ……

    - У сороки длинный хвост - ……

    - У воробья короткий хвост - …..

    -У дятла красная голова - ……

    - У сороки белые бока -……

     У вороны чёрные крылья - …..

    Молодцы!

     

    В. –  Ребята хорошо рассказали  о птицах,  много новых слов придумали, было очень интересно! Вы много знаете о птицах и о том что о них надо заботится. Посмотрите, у нашей  «Говоруши»  прекрасное  настроение, а у вас!  (хорошее).

    В. – Ребята посмотрите, что это на блюде? ( на блюде семечки, крупа, сало, крошки, ягоды рябины, семена льна, зерно…..) для кого это угощение?

    Д. – Это угощение для птиц!

    Давайте посадим «Говорушу» на подоконник, пусть посмотрит в окно, как мы на прогулке будем кормить птиц.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

    Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

    Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

    Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

    Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД  «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З...

    НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

    * расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);• совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единств...