Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ольга Соколова Владимировна

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».

Цель: Закрепление умения составлять описательные рассказы по картине.

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать и расширять знания о весенних явлениях природы, изменениях, происходящих весной в природе;

- Закреплять умение составлять описательный рассказ по картине.

- Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна» (ранняя весна проталинки, набухать почки и т.д.)

Развивающие:

- Способствовать развитию монологической и диалогической формы речи;

- Продолжать развивать мышление, логику, воображение.

Воспитательные:

- Продолжать воспитывать бережное отношение к природе;

-Совершенствовать дружеские взаимоотношения между детьми, инициативность, самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

с приоритетным осуществлением по физическому развитию детей

Невского района Санкт – Петербурга

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе

«Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».

Воспитатель:

Соколова Ольга Владимировна

Санкт – Петербург 2023

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».

Цель: Закрепление умения составлять описательные рассказы по картине.

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать и расширять знания о весенних явлениях природы, изменениях, происходящих весной в природе;

- Закреплять умение составлять описательный рассказ по картине.

- Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна» (ранняя весна проталинки, набухать почки и т.д.)

Развивающие:

- Способствовать развитию монологической и диалогической формы речи;

- Продолжать развивать мышление, логику, воображение.

Воспитательные:

- Продолжать воспитывать бережное отношение к природе;

-Совершенствовать дружеские взаимоотношения между детьми, инициативность, самостоятельность.

Оборудование: письмо; картинка с изображением медведя «Умки»; доска магнитная; портрет художника М.Г. Пишвановой; картина М.Г. Пишвановой «Ранняя весна»; аудио запись А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»; разрезные картинки про весну.

Предварительная работа: прослушивание произведений    

  А. Вивальди «Времена года»; рассматривание по картине цветов мать-и-мачехи; разучивание стихов и чтение произведений С. Городецкий «Весенняя песенка», А. Пушкин «Птичка», П. Соловьёв «Подснежник». Чтение пословиц, поговорок о природе, беседа про весну (о народных приметах).

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Звучит музыка А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года». Дети входят в группу, становятся перед стульями.

В.: -Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный весенний день, природа просыпается ото сна, настроение веселое.

В.: - А к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться 
«Доброе утро!»
Доброе утро-все люди говорят - (приветствие правой рукой).
Доброе утро-улыбки дарят - (руки вперёд).
Доброе утро-птицы поют – (руки на пояс, повороты в стороны).
Добрые вести-по свету несут - (руки делают большой круг).

(Присаживаются на стульчики).

В.: -Ребята сегодня утром я получила письмо. На нем написано: «Ребятам

старшей группы «Умка».

В.:- Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на

конверте кто-то нарисован. Кто же это? (демонстрирую детям

конверт), (предполагаемые ответы детей: Белый медведь).

В.:-Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь.

(открывает письмо и читает)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все

покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо

пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где

уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу

вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать

ответа».

В.:- Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.

«Прикрепляет картинку с изображением медведя «Умки»

  1. Основная часть.

Основная часть.

В.: -Ребята, а какое сейчас время года у нас? (ответы детей: Весна.)

В.: - Как догадались, что весна? 

В.: - Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Предполагаемые ответы детей: -Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег и т.д. Отвечают 2-4 ребенка поднимая руку.

В.: - После какого времени года наступает весна? (ответы детей: -После зимы).

В.: - Назовите весенние месяцы по порядку. (ответы детей: Март, апрель, май).

В.: - Какой сейчас месяц? (ответы детей: - Март).

В.: - Молодцы!

Развивающая игра «Подскажи слово»

В: -Мы сейчас с вами поиграем в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно «весенним».

В: - Например: - Весной солнце… (греет, припекает, ласкает). (Отвечают дети поднимая руку.)

В: - Внимательно смотрим на экран (показ слайдов презентации)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)

Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)

Физминутка

«Весенняя капель» (под музыку)

Солнце стало пригревать, (Руки вверх, потянуться.)
Стали капельки стучать. (Кулаками стучать друг о друга.)
Капля – раз, капля – два, (Руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх.)
Капли медленно сперва, (То же медленно.)
А потом быстрей, быстрей. (Хлопки в ладоши.)
Побежали ручейки. Их попробуй догони! (Бег на месте.)

Дети присаживаются на стулья в полукруг перед доской.

(Воспитатель открывает заранее подготовленную картину М.Г. Пишвановой «Ранняя весна» на доске)

Беседа по картине.

В.: -Ребята перед вами картина художника Пишвановой Марии Григорьевны. (воспитатель показывает порт художника)

В.:- Ребята, посмотрите на картину и внимательно рассмотрите её.

В.:- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? (На картине изображена ранняя весна, потому что на земле ещё лежит снег и только в некоторых местах видны проталины, и распустились первые цветы, но деревья стоят еще голые).

В.:- Все согласны, что перед нами ранняя весна? (Отв. детей)

В.:- Кого вы видите на картине? (Дети вышли на прогулку из детского сада).

В.:- А во, что одеты дети? (Отв. детей)

В.:-А почему они так одеты? (Потому что ранней весной еще холодно).

В.:- Ребята, а давайте когда будем описывать детей, придумаем имена детям? (Вос– ль спрашивает нескольких детей. Отв. детей- Коля, Петя, Маша, Катя)

В.:- Чем заняты дети?

В.:- Чем же занят этот мальчик Коля?  (Он наблюдает, как другой мальчик Петя играет с корабликом и ему весело).

В.:-А кто изображен возле мальчика Пети на картине. (Девочка Маша, она сидит на скамейке)

В.:- Ребята, а во что одета девочка Маша, которая сидит на скамейке? (Маша одета в зелёное пальто и оранжевую шапку).

В.:- Чем она занимается или собирается заниматься? (Она сидит на скамейке и держит в руках куклу. )

В.:- Кого вы видите на картине справа от девочки Маши? (Мы видим другую девочку Катю.)

В.:- Как одета эта девочка Катя и чем занимается она? (Катя одета в красное пальто и жёлтые сапожки. Она сорвала цветок мать-и-мачехи на проталине и рассматривает его)

В.: - Обратите внимание на деревья. (Солнышко пригрело, и на дереве появились почки. На берёзе грачи свили гнездо).

В.:- Почему дети одеты тепло? (На улице прохладно. Солнце светит, но греет мало. Сейчас ранняя весна).

В.:-Как вы думаете какое настроение у детей? (Настроение у детей хорошее)

В.:-А почему вы так думаете? (Потому, что пришла весна).

В.:- А, может кто-то хочет описать нам картину полностью?

В.:- Послушайте как я расскажу про эту картину

(Воспитатель предлагает детям послушать ее рассказ по картине)

Образец рассказа воспитателя.

РАННЯЯ ВЕСНА.

Наступила ранняя весна. Солнце ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки. На проталинках зацвела мать-и-мачеха. На деревьях стали набухать почки. С юга прилетели грачи и стали строить гнёзда.

Дети вышли на прогулку. Они одеты тепло, потому что на улице ещё прохладно. Девочка Катя в красном пальто сорвала цветок мать-и-мачехи и рассматривала его. Мальчик Петя в полосатой шапке и шарфе пускает бумажный кораблик в ручейке. Его товарищ Коля стоит рядом и улыбается, ему весело. Девочка Маша в зелёном пальто сидит на скамейке и держит куклу. Детям весело весной на прогулке!

Составляют рассказ по картине 1-2 ребёнка

Дети составляют рассказ по картине (Воспитатель анализируя рассказ детей обращает внимание на полноту и логику описания, использование образных выражений).

В.: - А как Умке отправить наши рассказы? (Отв. детей)

В.: - Я предлагаю ещё сложить картинки о весне и отправить Умке в месте с вашими рассказами.

В.: - Для того вам надо разделиться на пары и пройти за столы собрать картинку о весне.

(детям подготовлены разрезные картинки про весну на каждую пару)

  1. Заключительная часть (Рефлексия).

В.: - Ребята что мы сегодня с вами делали на занятии?

- Для чего мы с вами выполняли эти задания про весну?

- Что нового узнали о весне?

- Какого художника мы рассматривали картину?

- Ребята, как вы думаете мы помогли Умке узнать о весне?

- Давайте вечером все ваши рассказы запишем и вместе с картинками отправим Умке. Я думаю ему очень понравятся ваши рассказы о весне.

-Вы сегодня на занятии были все большими молоды, но я хотело бы отметить ребят которые были самыми активными.

-Мне было очень приятно видеть, как Паша и Маша активно отвечали на вопросы про весну.

- Саша и Вероника замечательно выполнили трудное задание-составили описательный рассказ по картине.

- Порадовал сегодня Вова. Хоть у него не очень получалось с правится с последним заданием сложить картинку о весне, но он показал настоящий         пример того, как нужно преодолевать трудности.

-На этом наше занятие законченно, скажем всем до свидание.

 

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2018/09/vesna-dlya-detey-detsada-17.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"

В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую р...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворенияСоставила: Воспитатель-Рижко С.Г.-МДОУ «Детский сад «Сказка»п. Правохе...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление сравнительно-описательного рассказа о зайце и кошке"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление сравнительно-описательного рассказа о зайце и кошке"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

Конспект для проведения занятия по развитию речи  в старшей группе поможет научить детей составлять повествовательный рассказ по картине "Зимние забавы"...

Занятие по развитию речи в старшей группе Составление сюжетного рассказа по картине "Зимние развлечения"

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Задачи.  ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Составление описательного рассказа : «Маршрут выходного дня»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.Задачи:Образовательная: Активизация и актуализация словаря по теме «Наш город». Закрепить знания о названии...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для подготовительной группы "Составление рассказа «Веселое настроение»"

Конспект разработан для 6-7 лет. На занятии воспитатель помогает детям активизировать употребление прилагательных, развивает речь детей, воспитывает интерес к составлению рассказа, дружеские отношения...