Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление сюжетных рассказов по картине «Собака со щенками». Заучивание стихотворения Кочнева «Подарок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гупал Наталья Васильевна

Цель: Закрепление навыков составления описательных рассказов по картине.

Задачи

обучающие:

Закрепить представление детей о диких и домашних животных.

Упражнять в подборе определений к описанию собаки и щенков (лохматая, добрая, неуклюжие).

развивающие:

Расширять словарный запас существительными, прилагательными, глаголами.

Развивать познавательный интерес, память, внимание, связную речь.

воспитательные:

Воспитывать любовь к животным, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние  животные»), картинки «Дикие и домашние животные», домик и дерево, рассказ Л.Н.Толстого «У Розы были щенки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением домашних и диких животных; чтение стихотворений и рассказов о животных; игра «Загадки»; словесные игры: «Какой,  какая, какое?», «Назови ласково», «Кто, где живет?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_5474179416412157838.docx252.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

               ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ  ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 79»





Конспект занятия

по развитию речи  

в старшей группе «Ромашка»

Тема: «Составление сюжетных рассказов по картине «Собака со щенками».

Заучивание стихотворения Кочнева «Подарок»

Подготовила:

        воспитатель первой

 квалификационной категории

                                                             Гупал Наталья Васильевна

Луганск – 2025

Цель: Закрепление навыков составления описательных рассказов по картине.

Задачи

обучающие: 

Закрепить представление детей о диких и домашних животных.

Упражнять в подборе определений к описанию собаки и щенков (лохматая, добрая, неуклюжие).

развивающие: 

Расширять словарный запас существительными, прилагательными, глаголами.

Развивать познавательный интерес, память, внимание, связную речь.

воспитательные: 

Воспитывать любовь к животным, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние  животные»), картинки «Дикие и домашние животные», домик и дерево, рассказ Л.Н.Толстого «У Розы были щенки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением домашних и диких животных; чтение стихотворений и рассказов о животных; игра «Загадки»; словесные игры: «Какой,  какая, какое?», «Назови ласково», «Кто, где живет?».

Ход занятия.

  1. Организация детей.

Воспитатель:  Ребята, мне позвонили с выставки  «Животные», там возникли сложности. На выставку привезли картины, на которых изображены  животные. Нас просят помочь распределить эти картины в два зала.

- Давайте вспомним, какие бывают животные (ответы детей).

- Чем отличаются дикие животные от домашних? (ответы детей)

Отправляемся на выставку:

«Повертелись, покружились и на выставке мы очутились!

(дети садятся за столы, на столах лежат картинки диких и домашних животных)

  1. Основная часть.
  1. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

 - Возьмите картинку, внимательно ее рассмотрите и определите, какое животное на вашей картинке. У кого изображено домашнее животное – подойдите к домику, а у кого дикое – к дереву.

Дети самостоятельно определяют, какое нарисовано животное и где оно живет.

- А теперь давайте проверим: назовите домашних животных, а теперь диких животных.

Молодцы, вы справились с заданием: в одном зале будут располагаться картины с домашними животными, а в другом – с дикими животными. Давайте поможем сотрудникам выставки: на одной доске закрепите картинки с домашними животными, а на другой доске – картинки с дикими животными.

2) Сюрпризный момент.

- А кто был внимательный и заметил, какого домашнего животного на выставке не хватает? А кто еще не догадался, вам поможет стихотворение – загадка «Подарок» Т. Кочнева.

Подарили мне такое –

                        Ни за что не отгадать.

                        Ну, такое, о котором

                        Можно лишь мечтать!

                        Ну, такое озорное,

                        Неуклюжее, родное.

                        То, что спрыгнуло со стула,

                        Помахало мне хвостом,

                        Прямо в нос меня лизнуло

                        И залаяло потом.

- Вы отгадали, кто это? (ответы детей)

Воспитатель показывает корзинку, накрытую салфеткой, в корзинке сидит щенок. Снять салфетку.

- А какое это животное? Это взрослое животное или детеныш?

Давайте выучим про него стихотворение.

  1. Заучивание стихотворения.

Использовать  разные приемы:

  • вопросно – ответная форма;
  • проговаривание частями с хлопками;
  • шепотом;
  • радостно;
  • одну строку говорит воспитатель, другую – дети.
  1. Чтение рассказа «У Розы были щенки» Л.Н.Толстого.

- А как зовут маму щенка? (ответ) Собака очень заботливая мама. Об этом рассказал Лев Толстой в рассказе «У Розы были щенки». История эта произошла очень давно, когда в домах были русские печи.

Чтение рассказа с показом иллюстрации. Picture background

Беседа по вопросам.

- Как звали собаку?

- Что сделали дети? Что значит, щенка снесли на печку?

- Почему выла собака? Где она сидела? (подле печки)

- Правильно ли поступили дети?

- Как Роза отнесла щенка на место? Почему она так сделала?

Молодцы, вы были внимательные и правильно ответили. А сейчас мы отдохнем.

  1. Физминутка.

Как собачки, мы шагаем        - шагают, высоко поднимают  колени

И команды выполняем:        - останавливаются

Сесть – встать! Сесть – встать!        - садятся и встают

И по кругу побежать!        - бегут по кругу

Нам пора возвращаться в детский сад. «Повертелись, покружились и назад  мы возвратились!»

  1. Составление рассказа по картине.
  1. Бесед по картине.

- Ребята, посмотрите, нам разрешили в детский сад взять с собой вот эту картину (показ картины «Собака со щенятами»).

Picture background

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

- Кто нарисован на картине?  (собака со щенятами)

- Какая погода изображена на картине? (солнечная)

- Как можно назвать картину? (« Собака со щенятами»)

- Сколько у собаки щенят? Как можно узнать?  (сосчитать слева направо, всего два щенка)

- Какая собака?  (большая, лохматая, добрая)

- Мама – собака большая, а щенки...

- Какие уши у собаки?  (длинные, коричневого цвета)

- А мордочка?  (белого цвета, около глаз черные пятна, носик черного цвета)

- Чем покрыто тело?  (шерстью, грудка, лапы, хвост белого цвета, спинка коричневого)

- Что делает собака?  (лежит)

- Кто лежит около собаки?  Как называют детенышей собаки?  (щенки, щенята)

- Что делают щенята?  (один лежит около мамы, а другой стоит и смотрит на воробьев)

- Кто прилетел к миске с едой?  (воробьи)

- Какие они?  (маленькие, забавные, веселые, неуклюжие)

- А что делают воробьи?  Почему не улетают?   (не боятся собак)

- Где живут собаки?  (в конуре)

- Кто построил конуру?  (хозяин)

- Кто принес собакам еду?  (хозяин)

- Собака, животное дикое или домашнее?  (домашнее)

- Почему?  (хозяин ухаживает, кормит, заботится)

- Какую пользу приносит собака человеку?  (охраняет дом)

- Правильно, человек заботится о собаке, любит и бережет, за это собака предана человеку, охраняет его жилище.

        2) Составление рассказа по картине.

А сейчас послушайте мой рассказ о собаке со щенятами.

Эта картина называется «Собака со щенятами». Собака большая, лохматая, добрая. У собаки двое щенят. Один стоит около мамы, другой стоит и смотрит на воробьев. Щенки маленькие, пушистые, неуклюжие. Хозяин принес собакам еду. К миске с едой прилетели воробьи. Воробьи не улетают, потому что не боятся собаки и щенков. Мне понравилась картина, потому что собаки добрые.

3)Рассказы детей по картине (2 – 3 ребенка)

Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряет.

- Молодцы, дети, какие красивые и содержательные рассказы у вас получились.

3. Итог занятия.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Какую картину мы с вами рассматривали?

- Какое стихотворение мы знаем? Давайте его расскажем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе Составление сюжетного рассказа по картине "Зимние развлечения"

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Задачи.  ...

ООД по развитию речи в старшей группе: «Составление сюжетного рассказа по картинкам «Купили щенка»

ООД по развитию речи в старшей группе: «Составление сюжетного рассказа по картинкам «Купили щенка»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине Н. А Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца»

Цель: учить составлять рассказ по картине Н.А. Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца» Задачи: Образовательная: познакомить детей с праздником Пасха, ее традициями. Развивающая: развивать речь де...

Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе «Составление сюжетного рассказа по картинке «Кошка с котятами»

Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе  «Составление сюжетного рассказа по картинке  «Кошка с котятами»...