Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бреденко Дарья Васильевна

Задачи:

Образовательная:

Учить детей составлять описательные рассказы.

Развивающая:

Упражнять детей отгадывание птиц по их описанию.

Учить согласовывать слова в предложениях.

Воспитательная:

Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы».

Задачи:

Образовательная:

Учить детей составлять описательные рассказы.

Развивающая:

Упражнять детей отгадывание птиц по их описанию.

Учить согласовывать слова в предложениях.

Воспитательная:

Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Ход занятия:

Воспитатель:

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит вот такое чудо(показ пёрышка)?

Передайте его друг другу, рассмотрите и скажите что это?

Ответы: перо

Воспитатель: Интересно, а чье это перо?

Ответы: птицы

Воспитатель: А как вы узнали, что это перо птицы? А я вот сомневаюсь?

Ответы: Потому что туловище птицы покрыто перьями

Воспитатель: Ребята, а где обитают птицы?

Ответы: В лесу, в городе, в озерах

Воспитатель : А какие бывают птицы?

Ответы: зимующие, перелетные.

Воспитатель: К нам на занятие прилетели птицы. А какие птицы вам нужно отгадать загадки.

Воспитатель: Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок (воробей)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь).

Желтенькое брюшко - воробья подружка. (Синица)

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка ... (Дятел)

Эта птица не дневная,

Эта - видит в темноте.

Грозный хищник.

Мышка знает:

По ночам сидит в норе (сова)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины.(ласточка)

Воспитатель: загадки про птиц вы отгадали. Но одна птичка заблудилась. Какая? ( ласточка перелетная)А о зимующих птицах мы будем учиться составлять рассказы.

Но сначала мы с вами назовем признаки, характерные для каждой птицы которые отвечают на вопрос какой? Какая?

Воробей какой? (шустрый , быстрый ловкий драчливый)

Снегирь какой? (красногрудый, ленивый, малоподвижный)

Синица Какая? (желтогрудая, юркая веселая, умная)

Дятел какой? (красноголовый, большой, умный, зимующий)

Сова Какая? (большеглазая, сонная, ночная, зимующая )

Физминутка:

Зарумянились кустарники ,

Не от утренней зари.(пощипывают щеки.)

Это красные фонарики(фонарики)

Засвестили  снегири (машут руками)

Чистят перышки пунцовые, (чистят перышки)

Воду пьют из родника. (пьют)

Переливы бубенцовые

Мне слышны из далека.(хлопки в ладоши)

Воспитатель: Рассмотрение картинки снегиря с подробным обсуждением.

Как называется эта птица?

Какая она по величине ?

Назовите части тела снегиря ?

Чем покрыто тело птиц?

Какая грудка у снегиря ? как его можно назвать ?

Когда мы может увидеть снегиря?

Чем питается снегирь?

Пользу или вред приносит человеку?

Воспитатель: беседа по схеме и составление рассказа. Объяснение , что значит каждый пункт схемы для составления рассказов-описания птиц.

План рассказа:

1.Что за птица? Размер птицы?

2. Из каких частей состоит тело птицы? Каким цветом оперение?

3. Чем покрыто ?

4. Чем она питается? Хищное?

5. Где живет птица?

6. Птенцы  ?

7.Перелетные ?Зимующие?

Снегирь.

Это снегирь. Снегирь –это маленькая птичка. У него  есть голова, клюв, шея, брюшко, хвост, крылья, лапки. Тело покрыто перьями. На голове у снегиря темная шапочка, а грудка красная, поэтому его называют красногрудым. К нам снегири прилетают зимой  живет он в лесу. Питается зимой плодами . приносит пользу человеку и природе, так как он поедает вредителей.

Это голубь. Голубь – птица средней величины.  У него есть голова, клюв, шея, брюшко, хвост, крылья, лапки. Из-за цвета перьев его называют сизым. Голуби – это городские птицы. Живут они на чердаках домов и на деревьях в парках. Питаются хлебными крошками, ягодами, семенами, которые находятся на улицах.

Составление рассказов про птиц.

Воспитатель: Послушайте, как поэты описывают стихотворение птиц.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Александр Яшин

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас и ваших птиц на зимнюю кормушку….

Итог занятия:

Воспитатель: О каких птицах мы сегодня составляли рассказы?

Как нужно относиться к птицам зимой?

Муниципальное казенное дошкольное

 образовательное учреждение

«Детский сад № 17»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схем».

Выполнила: воспитатель

Бреденко Дарья Васильевна

П.Красногорский, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

* расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);• совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единств...

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе "Составление описательных рассказов о зимующих птицах с опорой на мнемотаблицы"

Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих  птицах с опорой на мнемотаблицу»  Цель. Формировать умение составлять опис...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы» Программные задачи: образовательные: Закреплять знания детей...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картинке «Осень»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: составление описательного рассказа по картинке «Осень»...